В контексте разговоров о тенденциях современного бизнеса и его автоматизации мы постоянно слышим словосочетания «цифровая трансформация» и «цифровая экономика». Буквально каждый поставщик информационных продуктов, чем бы он ни занимался, посвящает этой теме значительную часть докладов на своих конференциях, которые обязательно проводят крупные ИТ-вендоры раз или два в год. Не стал исключением и прошедший в конце мая конгресс Citrix Synergy‘2017 компании Citrix.

Если посмотреть на основные тезисы, которые в настоящее время связываются с концепцией digital transformation, можно предположить, что большую выгоду от ее пропаганды и практической реализации получают компании, занимающиеся прикладными решениями. Потребность в анализе данных и необходимость в построении принципиально новых бизнес-процессов, которые, как и любые другие, по большей части нужно автоматизировать, относятся к важнейшим и, самое главное, наиболее понятным корпоративному пользователю тезисам. Скорее всего, уже сейчас всем понятно и то, что цифровая экономика связана с генераций большого объема первичных данных и, как следствие, нуждается в мощных вычислительных ресурсах. Значит, поставщики серверных комплексов и систем хранения информации корпоративного уровня тоже начинают прочно ассоциироваться с понятием digital transformation. В этой же категории, безуслвно, оказываются компании, развивающие по сути новый класс корпоративных систем — цифровые платформы для Интернета вещей. Полным циклом обработки больших данных — от получения первичной информации до процессов принятия решений — казалось бы, в основном и ограничивается ИТ-поддержка нарождающейся цифровой экономики в самых разнообразных ее формах.

Решения, предлагаемые Citrix, вроде бы не являются лидирующими именно в перечисленных категориях систем. Тем не менее они представляют собой неотъемлемую часть ИТ-поддержки digital economy. При этом механизмы встраивания решений компании в цифровую экономку, быть может, не столь очевидны для руководителей бизнеса. И тем важно говорить именно о них.

Так или иначе digital transformation предполагает довольно значительные изменения функций корпоративных систем, а также способов работы с ними на стороне пользователей. Всё это диктует необходимость решения ряда, казалось бы, второстепенных задач адаптации ИТ-инфраструктуры, которые связаны с цифровой трансформацией бизнеса. Однако если ими не заниматься, они могут быстро перейти в разряд ключевых проблем.

Перечислим некоторые из них, к решению которых компания Citrix имеет самое прямое отношение и которые весьма подробно обсуждались на Citrix Synergy ‘2017.

  1. Проблема универсального доступа к ИТ-ресурсам, то есть к данным и приложениям.
    В эпоху цифровой экономики значимость тесно ассоциируемых с корпоративным управлением отчетов во многом замещается понятием «корпоративный контент». Принимая решения, руководители все чаще полагаются на подборки информации, составные части которой имеют разный формат да и хранятся нередко не только внутри компании, но и в рамках функционирования ряда облачных, в том числе публичных, сервисов. Растет и количество приложений, с которыми имеют дело корпоративные сотрудники, что в свою очередь требует самостоятельных ИТ-разработок в сфере организации доступа к прикладным системам и повышения их производительности.
  2. Проблема корпоративной мобильности или, в общем случае, вопрос обеспечения комфортной для сотрудника и эффективной для бизнеса среды обмена информацией посредством множества разнообразных клиентских устройств.
  3. Эффективное и безопасное использование среды сетевых коммуникаций, играющих в цифровом бизнесе абсолютно ключевую роль. В условиях все большего доминирования мобильных вычислений и распространения Интернета интенсивность коммуникаций и значимость их качества фактически для любого бизнеса драматически возрастает. Всё это происходит еще и по причине развития пресловутого Интернета вещей.
  4. Формирование предельно защищенной инфраструктуры прикладных коммуникаций в условиях тесных ИТ-взаимодействий между отдельными компаниями и внешними ИТ-провайдерами. Значительная интенсификация взаимодействий подобного рода опять-таки очень характерна именно для цифровой экономики.
  5. Доминирование облачной формы потребления ИТ и соответственно развитие сервисной ИТ-модели корпоративного уровня.

Citrix всегда являлась хоть и не единственной, но одной из немногих компаний, совокупность ИТ-решений которой скорее была нацелена не на создание ключевых компонентов корпоративной ИТ-среды, характерной для той или иной эпохи (будь то, скажем, серверы, системы хранения, клиентские устройства, датацентры или наиболее важные для бизнеса программные системы), а на обеспечение максимально эффективного функционирования имеющихся ИТ-систем в уже сложившейся среде. И вопрос состоит в том, какие акценты могут и должны быть сделаны именно таким поставщиком в условиях доминирования перечисленных выше тенденций. В этом смысле представляют интерес по крайней мере два анонса, сделанных на Citrix Synergy ‘2017.

Прежде всего на конференции был представлен комплексный сервис Citrix Workspace Service, в определенном смысле меняющий представление о том, каким образом пользователи получают доступ к своим приложениям и данным. По сути его создание и дальнейшее развитие призвано решить первую и вторую из обозначенных выше проблем. И, конечно, будучи по форме облачным, Workspace Service развивается в русле ИТ, характерных для эпохи цифровой экономики.

На комплексное решение проблем формирования защищенной среды направлен еще один ключевой продукт, анонсированный на Citrix Synergy ‘2017. Речь идет о Citrix Analytics Service -- полностью автономном информационном решении, позволяющем производить непрерывный мониторинг действий пользователя, активности любых персональных устройств и приложений, состояния сетевых соединений с целью выявления подозрительных сценариев и выработки рекомендаций, соответствующих той или иной ситуации с угрозами. Функционал продукта в данном случае основан на использовании методов Machine Learning и искусственного интеллекта.

Впрочем, мощный потенциал аналитических вычислений, заложенный в Analytics Service, помимо решения задач ИТ-безопасности вполне позволяет справляться и с проблемами производительности и доступности приложений, которые опять-таки могут являться узким местом именно в условиях цифровой экономики.