TelecomDaily и TMT Conference

17 февраля 2017 г. в Москве состоялась международная конференция «Локализация производства коммуникационного и радиоэлектронного оборудования, приборов и устройств для ИКТ отрасли России», организованная TelecomDaily и TMT Conference.

На конференции было заслушано более 20 докладов, и большинство из них касались вопросов импортозамещения.

Старший вице-президент по технической инфраструктуре «Ростелекома» Алексей Сапунов выделил два основных инструмента, способствующих импортозамещению. Во-первых, это поддержка государства — в частности, формирование реестра ТОРП и реестров российских программ для ЭВМ и баз данных. Во-вторых, корпоративная поддержка — например, инвестиции венчурных фондов в российские технологии и компании. «Ростелеком» инвестирует в разработку новых перспективных технологий и в этом году компания планирует сфокусироваться на отечественном софте, уточнил он.

Сапунов также считает, что для развития отечественного рынка телекоммуникационного оборудования нужно инициировать снижение таможенных пошлин на комплектующие, которые не производятся в России, при этом сократить налоговые обременения — налог на прибыль и НДС для российских компаний.

Директор представительства «Элтекс» Георгий Ромский сообщил, что объем российского рынка телекоммуникационного оборудования составляет примерно 150 млрд руб., причем отечественные компании занимают не более 8% рынка. «Российские компании конкурируют по большей части с китайскими, чем друг с другом», — пояснил он. По словам Ромского, российские производители проигрывают по себестоимости продукции: разница в себестоимости произведенных в России и Китае устройств составляет около 15–21%.

«В Китае лучше условия для производителей, мы считаем, что такие же меры можно принять и в России, например, тщательнее подойти к критериям определения российского телекоммуникационного оборудования, чтобы отсечь тех, кто просто переклеивает этикетки. Также необходимо внести в 223-ФЗ и 44-ФЗ систему преференцией для компаний из списка ТОРП и обнулить таможенные пошлины на компоненты, у которых нет отечественных аналогов», — отметил Ромский. Кроме того, он считает, что стоит поощрять операторов, которые строят сети на базе продукции из списка ТОРП, в том числе льготными кредитами. «Гоняясь за дешевым телекоммуникационным оборудованием, мы наносим ущерб прежде всего своей безопасности и суверенитету страны», — сделал вывод Ромский.

Директор по развитию производств GS Group Алексей Мохнаткин отметил, что при сравнении экономических параметров производства в Юго-Восточной Азии и России необходимо учитывать весь комплекс затрат заказчика. Сюда входят логистические и валютные риски, затраты на контроль качества, жесткие контрактные обязательства по объемам и срокам, правовые аспекты и многие другие накладные расходы и риски, которые при надлежащем профессиональном подходе можно оптимизировать, размещая заказ в России. Особые экономические зоны в частности позволяют сократить расходы — GS Group свою производственную площадку разместил в Калининградской области. У российских производителей есть и такие преимущества, как, например, возможность создания малых серий и быстрая перенастройка линии, уточняет он.

Генеральный директор компании «Т8» Владимир Трещиков отметил, что недокументированные возможности оборудования, произведённого иностранными компаниями — это «троянский конь» для российской телекоммуникационной системы. По его мнению, необходимо заменить импортное телекоммуникационное оборудование на российское теми же методами, как в Китае американское оборудование было заменено на китайское. И в первую очередь — это заключение рамочных договоров с крупными операторами на уровне правительственной комиссии и кредитование этих договоров госбанками с предоставлением рассрочки по выплате кредитов.

Кроме того, Трещиков предложил созвать такую же программу утилизации старого телекоммуникационного оборудования, какая сейчас действует в автопроме — то есть давать скидки на покупку нового оборудования при утилизации старого. Также он считает, что для поддержки отечественного оборудования должна действовать аналогичная программа, какая была создана Минкомсвязи для программного обеспечения.