О том, как обеспечить доступность корпоративных данных, читателям Intelligent Enterprise рассказывает генеральный менеджер представительства APC в Восточной Европе, СНГ, на Ближнем Востоке и в Африке Леонид Мухамедов.

Intelligent Enterprise: Леонид, не могли бы Вы поделиться своим видением проблем обеспечения доступности данных в корпоративных информационных системах?

Леонид Мухамедов: Если говорить об информатизации предприятий, в целом можно сказать, что постепенно с повышением конкурентоспособности предприятий и с накоплением все большего объема информации становится все важнее уметь как можно более оперативно реагировать на изменения и использовать накопленные данные. Как раз для этого и появляются, кстати, ERP- и CRM-решения. Но прежде всего, на наш взгляд, встает вопрос доступности информации: в частности, что будет, если какое-то время информация окажется недоступна. Вот как раз это и есть наша цель: обеспечить доступность информации, и мы достаточно долго работали над обеспечением надежности «пять девяток» — 99,999%, или, в пересчете на время, — не более 5 мин простоя в год. Существуют, конечно, решения, где доступность данных не столь важна. Но для многих компаний надежность — ключевое слово.

Мы считаем, что наши предложения соответствуют требованиям таких компаний. Наши последние решения способны адаптироваться даже к изменяющейся ИТ-инфраструктуре предприятия. Совсем недавно решение PowerStruXture было поставлено в ТНК и «ЛУКойл», а сейчас идет поставка в Информационно-телекоммуникационный центр Минэкономразвития РФ через нашего партнера, компанию «Тауэр-сети». Эта поставка выполняется согласно пункту 48 Федеральной программы «Электронная Россия». А как известно, относительно «Электронной России» решения принимаются на самом высоком уровне, программа курируется не только на уровне министра связи и информатизации, но и на уровне президента.

Вообще на уровне любого предприятия решения по информатизации должны приниматься топ-менеджером — именно он понимает в первую очередь, какие процессы должны быть наиболее эффективны. Сейчас предприятия учатся вырабатывать так называемые key performance indicators, или scorecards, которые позволяют оценивать ключевые процессы, составлять портрет компании.

Предприятия, конечно, бывают разные — по секторам рынка, по объемам, численности сотрудников. Но можно пытаться сформулировать, какие ключевые показатели эффективности важны для того или иного бизнеса. Для торговли ключевая задача — оптимизация взаимодействия с клиентами, для нефтяного бизнеса — максимально дешевое получение первичного продукта, сырой нефти и т. д. Ключевые показатели как раз определяют и необходимое направление автоматизации, и необходимую степень вовлеченности руководителя.

Возьмите один из подпроектов «Электронной России» — Государственный регистр населения. Масса ведомств: загсы, милиция, военкоматы, налоговые органы, Пенсионный фонд — обладают какими-то данными. Все они в том или ином виде собирают информацию, но общие нормы должны быть выработаны на самом высоком уровне, и только после этого можно будет говорить об общей автоматизации. Основой системы фактически стала ГАС «Выборы», для которой, кстати, в свое время тоже была поставлена наша продукция.

IE: А кто тот человек на предприятии, который принимает решения о внедрении таких технологий, на каком уровне принимаются решения о таких инвестициях? И, кстати, как считать — это инвестиции или затраты?

Л. М.: В России это пока преимущественно затраты. Но мы уже успешно продвинулись в плане работы с корпоративными заказчиками и общаемся преимущественно с топ-менеджерами, директорами предприятий, директорами по развитию бизнеса. Для обсуждения технических деталей мы работаем, естественно, с руководителями уровня ИТ-департамента, и приобретение решения, кстати, может быть инициировано как сверху, так и снизу.

Во многих компаниях в России пока нет руководителей типа CIO. Начальник отдела по компьютерному обеспечению — часто не то что не топ-менеджер, а даже не менеджер третьего уровня. Естественно, это создает проблемы для развития предприятия. Но на ряде предприятий руководитель ИТ-службы, не являясь формально ИТ-директором, в реальности выполняет функции CIO и имеет соответствующее влияние.

IE: Если можно, немного о критериях выбора системы.

Л. М.: Если мы говорим о выборе поставщика и вендора, то предприятие должно понять, что для него важно. Может быть определяющим ценовой фактор. Каждое предприятие ожидает, что решение будет соответствовать определенному ряду требований, и соотношение цена/качество из них далеко не последнее. Не менее важен уровень сервиса и технической поддержки. Представьте себе разветвленное предприятие — в каждом ли городе есть сервисный центр данного вендора? Допустим, у предприятия есть собственная сервисная служба — но тогда вендор должен как минимум научить ее работать со своим оборудованием и поддерживать его.

Нужно смотреть на гибкость компании. Нужно смотреть на ее надежность — заглядывает ли компания в будущее, есть ли у нее план развития. Вспомним 1998 год, год кризиса, когда многие поставщики вообще ушли с рынка. Мы тогда не ушли с рынка, не сократили ни одного человека, более того — мы совместно с российским представительством Microsoft провели большую маркетинговую акцию, где представляли наши инновационные решения, показывали во многих городах России нашу тогдашнюю новинку — массив Symmetra Power Array, который впоследствии стал основой для решения PowerStruXture.

IE: Похоже, что именно в последние 2—3 года в России был всплеск интереса к тяжелым решениям в области бесперебойного питания. По крайней мере, именно за этот период прошло очень много информации о проектах с участием Symmetra и Silcon DP300E.

Л. М.: Совершенно верно, и началось это именно три года назад. Очень похоже, что таким образом до России докатился всплеск интереса к решениям по бесперебойному питанию, который начался в США примерно 8—10 лет назад, а в Европе — менее пяти лет назад. Это связано прежде всего с тем, что стало гораздо больше данных. Чтобы работать с ними, уже недостаточно средств базового ПО, появились ERP- и CRM-решения. Как только они появились, важность критерия доступности очень сильно возросла, а это движущая сила для внедрения таких решений, как наши.

IE: Как Вы рекомендуете оценивать эффективность решений, обеспечивающих доступность данных?

Л. М.: У нас было достаточно много проектов, где мы рекомендовали оценивать эффективность решений с точки зрения снижения затрат. Если вспомнить 1998 год, когда все компании очень сильно сокращали ИТ-бюджет в связи с кризисом, ИБП Symmetra тем не менее и тогда приобретались — это решение как раз снижает затраты.

Но есть решения, для которых система обеспечения доступности данных обязательна. На суперкомпьютере, например, нельзя оборвать процесс и запустить задачу заново. Согласно отзыву НИИ «Квант», система бесперебойного питания из 18 (!) агрегатов Symmetra — это составная часть суперкомпьютера МВС-1000М, который был разработан в данном институте и уже больше года находится в эксплуатации.

Нельзя остановить производственный процесс на химическом, нефтеперерабатывающем предприятии. ОАО «Самотлорнефтегаз», входящее в ТНК, приобрело у нас в общей сложности около 40 ИБП Symmetra и использует их как в цехах добычи нефти и газа, так и в производственном процессе первичной подготовки нефти. Причем для того, чтобы осуществлять централизованный контроль и реагировать на нештатные ситуации, в данном проекте используются средства удаленного мониторинга и SNMP-управления. Опыт этого проекта был настолько успешен, что в этом году мы уже начали поставку ИБП Silcon в ТНК.

Много говорят о том, что ИТ-фирмы давно уже занимаются не удовлетворением потребностей заказчиков, а этакой «гонкой вооружений», конкуренцией друг с другом. В действительности картина немного другая — ИТ-компании добились определенного уровня решения проблем покупателей и теперь, разумеется, борются за дальнейшее их удовлетворение, предлагают соответствующие решения. Но новый уровень решений невозможен без синергии разных компаний; ни одна ИТ-компания не сможет в одиночку, без совместной работы с другими операторами рынка, решить все проблемы заказчиков.

А если мы не будем решать проблемы заказчиков, мы попросту не сможем выполнять свою корпоративную миссию — не просто удовлетворять заказчиков, а восхищать их. Поэтому обратите внимание на те альянсы, которые складываются на ИТ-рынке. Вспомните нашу совместную работу с Microsoft — хотя бы тот факт, что в операционных системах Windows 2000 и Windows XP интерфейс с нашими ИБП настраивается автоматически. Вспомните, как Cisco, EMC и Oracle совместно создали решение Ecostructure? Для нас это было очень благоприятное решение, мы успешно с ним работали.

IE: Спасибо Вам за интервью, Леонид.

Леонид Мухамедов

Родился в Москве 20 марта 1967 года. Окончил Московский физико-технический институт в 1990 году, затем поступил в аспирантуру МФТИ. C 1993 года работал в Швеции. Будучи аспирантом Chalmers University, участвовал в совместных проектах университета, американских институтов и компании Ericsson в области телефонии. По возвращении из Швеции работал в страховом бизнесе, затем в компании «Партия».

С 1995 года — менеджер APC по работе с ключевыми партнерами, корпоративными заказчиками и розницей в Москве, в 1996 году стал менеджером по дистрибуции, в 1998 году — главой московского представительства АPC. В 2001 году назначен генеральным менеджером АРС в Восточной Европе, СНГ, на Ближнем Востоке и в Африке.