Круглый стол был проведен в рамках форума "Интеллектуальное Предприятие'99", организованного Академией наук РФ и компанией Cognitive Technologies. Участвовали Михаил Хлавна (зам. начальника отдела программных средств "Газпромбанка"), Николай Емельянов (руководитель проекта компании Cognitive Technologies), Вадим Петросян (зам. начальника ИТЦ мэрии Москвы), Кирилл Готовцев (генеральный директор компании Project Marketing). Ведущий - Камилл Ахметов (CRN EP/RE).

КБ «Газпромбанк»
Официальный Web-сервер «Газпромбанка» — http://www.gazprombank.ru
Уполномоченный банк газовой промышленности, обеспечивающий предприятия и работников отрасли и ее смежников полным набором банковских услуг (генеральная лицензия Банка России №354). Участниками банка являются АО «Газпром», крупнейшие производственные объединения, предприятия и организации газовой отрасли: «Тюментрансгаз», «Мострансгаз», «Уренгойгазпром», «Надымгазпром», «Ямбурггаздобыча» и др. На обслуживании в «Газпромбанке» находится около 650 предприятий и организаций газовой промышленности, а также более 5 тыс. других клиентов — юридических лиц. «Газпромбанк» участвует в уставном капитале восьми банков и владеет контрольным пакетом акций венгерского банка General Banking and Trust Co. (Будапешт), а также (совместно с АО «Газпром») белорусско-российского «Белгазпромбанка» (Минск).

Московская городская администрация
официальный Web-сервер мэрии Москвы — http://www.mos.ru
Осуществляет исполнительную власть города. На рассмотрение мэрии выносятся наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством. Мэрия является органом городского самоуправления и обладает всеми полномочиями при решении вопросов городского значения. Органами исполнительной власти, подведомственными мэрии, являются департаменты, управления, комитеты, а также территориальные органы исполнительной власти города — префекты административных округов, возглавляющие префектуры.

Cognitive Technologies
http://www.cognitive.ru
Проектный интегратор, поставщик прикладных решений в области финансовых систем, реестров и баз данных, делопроизводства, документооборота, ввода данных в информационные системы, технологий искусственного интеллекта, оптического распознавания (OCR/ICR), архивации, поиска и извлечения документов (Document Image Processing, Search & Retrieval), обработки изображений документов, потокового ввода документов и ввода стандартных форм документов.

Маркетинговое агентство Project Marketing
Специализируется на маркетинговых услугах и решениях, связанные с сетью Интернет. Создано на базе маркетингового агентства компании Cognitive Technologies и фирмы «Бюро Кирилла Готовцева».
E-mail: kgotovtsev@projectmarketing.ru

Ведущий: Первый вопрос, который я хотел бы задать участникам круглого стола: какие проблемы должно решить применение Интернет/интранет-технологий в организации, в чем их преимущества, и когда предприятиям стоит задуматься об их внедрении?

Михаил Хлавна: Интернет/интранет-технологии позволяют построить и сформировать информационное пространство предприятия. В принципе, это и есть самое главное. У нас большое информационное пространство - это все регионы России, где добывается, транспортируется и используется газ, у нас 23 филиала и 6 региональных представительств, а также дочерний "Газэнергопромбанк".

Вадим Петросян: Прежде всего, на мой взгляд, Интернет нужен предприятиям, которые намерены реально выходить на рынок, а тем более на мировой рынок, эффективно продвигать свою продукцию, экономить на рекламе, в частности на телевизионной. А вот интрасетевые системы позволяют резко повысить качество управления на предприятиях, решать такие задачи управления, которые очень сложно решать при традиционном бумажном документообороте.

Еще более серьезные процессы происходят при интеграции интрасетей и Интернета. Например, основными пользователями сервера мэрии Москвы являются в основном работники самой мэрии. Более тысячи работников мэрии ежедневно обращаются к официальному серверу мэрии за управленческой информацией - при том что мы имеем очень разветвленную интрасеть, специализированные системы документооборота и т.д. Это может показаться странным, но дело в том, что на сервере мэрии размещено более 0,5 Гбайт управленческой, справочной и нормативной документации в обычном текстовом формате. Это все документы, необходимые и достаточные для обеспечения функционирования такого гигантского мегаполиса, как Москва. И любой желающий как извне, так и изнутри может обратиться к этой документации. Таким образом, этот ресурс становится как внутримэрийским инструментом управления, так и подспорьем для многих пользователей из областей, из регионов.

Николай Емельянов: В любом крупном банке есть большая служба, которая предназначена для того, чтобы делать вырезки из газет и журналов, составлять из них еженедельную подборку и раздавать ее ведущим сотрудникам банка. Это называется клипинг, и это надо видеть. Сидят и ножницами вырезают из разных газет, журналов нужную и интересную информацию, которая чрезвычайно важна для многих начальников отделов. Потом расклеивают и тиражируют... В общем, становится за людей больно и грустно, что они до сих пор заняты такой работой. Ведь большинство газет, из которых вырезают ножницами статьи, можно просто получить через Интернет!

Решение кажется очевидным - подписаться на Интернет-новости. Но не так все просто. Вы можете подписаться на рубрику "искусство" и наивно ждать, что получите информацию о музеях изобразительных искусств, Третьяковской галерее и т.п. Это все будет, но на тысячном или двухтысячном месте! А на первом месте будет, естественно, эротика. Так что первая проблема - автоматическая организация отбора нужной информации, рубрикация этого огромного потока. Вторая проблема - организация хранилища полученной информации. Когда бумажные материалы годами складываются в информационно-аналитическом отделе, найти в них что-нибудь абсолютно невозможно. Необходимо хранилище с выделенными иерархиями, с иерархией разделов и подразделов, с единой классификацией, с набором реквизитов, характеризующих каждый материал, с единым индексом. Вот такими проблемами мы сейчас заняты, и результаты уже есть. Мы строим такие хранилища для научных и аналитических систем, и получается довольно интересно...

Кирилл Готовцев: Когда людям говорят, что они должны внедрить на своем предприятии Интернет, они в первую очередь задают очень разумный вопрос - зачем. Не понимает люди, что Интернет - это прогрессивно. Я, признаться, тоже всю жизнь этого не понимал. Ну представьте себе, у вас есть бизнес, и вам говорят, что вы должны добавить к нему какую-то рекламную площадку, о которой вы ничего не знаете. И при этом никто не способен внятно рассказать вам, что это за рекламная площадка и какой вам от нее прок.

Либо вы можете встроить внутрь своего бизнес-процесса Интернет, либо вы этого пока не можете. Если вы этого пока не можете, то даже если к вам придут клиенты, узнавшие о вас через Интернет, вы их не сможете обслужить. Сам по себе клиент еще ничего не значит, с ним надо разговаривать, а работа с клиентами, пришедшими "из Интернета", - это отдельная тема. Они не привыкли разговаривать с людьми, они с ними переписываются. И если вы не используете Интернет внутри организации как уже налаженное средство общения между сотрудниками, то ничего не получится.

Когда вам нужен Интернет? Когда у вас появляется больше десяти партнеров, не важно каких - поставщиков, постоянных покупателей, хоть уборщиц. Если у вас есть поток документооборота с более чем десятью внешними респондентами, пора внедрять Интернет - просто потому, что вы на бумагу потратите больше, чем заплатите провайдеру. И уже после того, как вы освоите хотя бы самые азы электронного документооборота, вы можете начинать пробовать эту среду еще для чего-нибудь, например для поиска поставщиков.

Можно ли размещать рекламу в Интернете? Можно, если вы умеете это делать. Можно ли искать партнеров через Интернет? Можно, если вы умеете это делать. Есть наглядный пример - Министерство сельского хозяйства. Его партнеры - не крупные городские предприятия, а колхозы, подчеркиваю - колхозы, деревни. И они через Интернет покупают комбайны и т.д. Там все сделано очень просто, фактически это доска объявлений, но это, черт побери, работает! И через этот маленький, мало кому известный сервер* каждый день проходит очень приличные суммы, не виртуальных денег, а реальных! Это надо видеть.

Ведущий: Можно ли подробнее рассказать о применении Интернета и интрасетей в процессе управления?

Петросян: Если говорить о конкретном управленческом процессе, то Интернет - это инструмент, без которого очень крупные структуры типа мегаполиса и т.д. уже просто скоро не будут иметь возможность развиваться или даже просто функционировать. Это информационная среда, это инструмент, это хранилище, это средство доставки, это все что угодно, в сумме приводящее к повышению качества управления. Оптимальный путь для оборота документов - через Интернет.

Наше информационное хозяйство представляет собой очень сложный организм, который постоянно развивается. С одной стороны, это оптоволоконная сеть по всей Москве, с другой - это несколько тысяч компьютеров, связанных единой сетью. Кроме того, это инструменты анализа, документооборота и т.д., у нас несколько десятков крупных систем, все это работает, обслуживает потребности различных отделов мэрии, обеспечивает документооборот.

С другой стороны, это сотни поддоменов домена mos.ru, которые обслуживают самые различные департаменты, комитеты, отделы мэрии. В том числе десятка три очень крупных серверов, общий объем информации - несколько сот гигабайт. Есть серверы на базе UNIX, есть серверы на базе Windows NT. В связи с теми или иными крупными событиями появляются новые серверы - например, к 850-летию Москвы, к юношеским играм.

Ведущий: А кто обеспечивает организацию и поддержку всей этой инфраструктуры? Хотя бы в общих чертах?

Петросян: Для прокладки сетей, для обеспечения выхода в Интернет мы используем, конечно, внешних исполнителей, в том числе Интернет-провайдеров.

Готовцев: Внешнего Web-сервера у нас нет, он нам не нужен. Нет у нас заказчиков, которые приходят "из воздуха", и я не верю, что они будут. Зато у нас есть внутренний сервер, с него идет работа на данный момент более чем с 60 субподрядчиками по всей России и по всему миру. Работа всех этих людей организована специальной системой, которая ведет учет и контроль, все это сделано на вполне серьезных и дорогих технологиях. И еще у нас есть сервер, с которого мы показываем заказчикам макеты.

Ведущий: Вопросы из зала, пожалуйста.

Вопрос: Мне интересно, как участники круглого стола подходят к вопросам защиты информации, передаваемой через Интернет.

Хлавна: Я бы переадресовал этот вопрос нашему системному интегратору, благо он присутствует.

Емельянов: Да, защиту для "Газпромбанка" делали мы. Главное требование к ключам защиты информации очень простое: чтобы никто не вскрыл ваши сообщения. Поэтому все ключи регистрируются в таких службах, как ФАПСИ или ФБР. И у нас, и в США очень тщательно за этим следят. "Газпромбанк" - это гигантская сеть, и они очень строго следят за тем, чтобы это была именно закрытая сеть, без всяких входов и выходов. Там очень серьезная служба защиты...

Ведущий: Спасибо за интересную дискуссию.