Успехами, которые сегодня достигнуты в Республике Мордовия в области формирования информационного общества, могут похвастаться далеко не все регионы, даже более развитые экономически. О том, как удалось этого добиться, рассказывает заместитель председателя правительства Республики Мордовия Виктор Нечаев.

Intelligent Enterprise: Столь серьезное развитие информатизации в регионе - это желание следовать мировым тенденциям или насущная необходимость, ответ на нужды региона?

Виктор Нечаев: Общемировые тенденции - это увеличение объемов обрабатываемой информации, что неизбежно влечет за собой появление механизмов ее регулирования. С другой стороны, современные проблемы и процессы, происходящие у нас в стране именно сейчас, тоже требуют принципиально новых подходов к информационным ресурсам. Особенно это касается монетизации льгот, межбюджетных отношений. Ранее, когда речь шла об информатизации, нужно было доказывать, что у информатизации большие перспективы. Сегодняшнюю ситуацию можно считать удачным совпадением, поскольку именно сейчас все способствует тому, чтобы вопросы информатизации стали по-настоящему актуальными. Очевидно, что без ИТ-составляющей работать уже нельзя. Именно необходимость резкого повысить эффективность государственного управления стала главной причиной внедрения ИТ в органы власти республики. И важно правильно воспользоваться моментом - если мы за полгода не сделаем реальных шагов, время будет упущено. Поэтому нужно попытаться достичь видимого успеха в ближайшие месяцы, не откладывая это на несколько лет.

Как строилась работа по разработке комплексной целевой программы формирования информационного общества в Республики Мордовия до 2010 года?

В последние несколько лет практически все регионы России начали разрабатывать программы формирования информационного общества, а некоторые даже приступили к их реализации. Конечно, для принятия таких масштабных решений нужна политическая воля. Наша программа разрабатывалась по инициативе и при полной поддержке главы Республики Мордовия Николая Ивановича Меркушкина.

Почему сейчас надо делать основной акцент на информатизацию органов государственной власти? Потому что государственные организации своей практикой имеют возможность задавать высокие стандарты и положительные примеры для граждан и представителей бизнеса. А у нас бизнес-структуры, как мне кажется, гораздо больше продвинулись в этих вопросах. Поэтому в настоящий момент органы государственной власти должны их в этом смысле догнать.

Я сторонник того, чтобы государство по-прежнему играло ключевую роль в вопросах, способных дать импульс ряду других направлений развития экономки или социальной сферы. На заре демократии все считали: наступит рынок, и все сложится само. Но, как оказывается, необходимо определять приоритеты, делать прорывы в основных направлениях и способствовать пропорциональному развитию всех составляющих информатизации. При этом наша программа охватывает не только область информатизации органов государственной власти.

Каковы первоочередные направления информатизации в республике?

Целью информатизации Республики Мордовия на сегодняшний день является построение электронного правительства. Важнейшая задача регионального электронного правительства - качественное изменение характера взаимодействия органов власти и граждан в процессе оказания им прямых бюджетных услуг. Одновременно для всех органов федерального, регионального, муниципального управления становятся жизненно необходимыми точные данные о населении. Их источником служат объединенные государственные информационные ресурсы, формируемые в республике с конца 2003 года. Кроме того, для эффективного функционирования электронного правительства в республике создана информационная система организации госзакупок, способствующая совершенствованию механизма закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации. Интеграция этих систем немыслима без разрабатываемого в настоящее время правительственного Интернет-портала. В перспективе информатизация Республики Мордовия будет, скорее всего, развиваться в сторону создания так называемой территориальной информационной сети региона.

Надо сказать, что в некоторых случаях ведомства сами занимались разработкой ИТ-ресурсов. Например, республиканский Минздрав для нужд медучреждений создал свою информационную систему независимо от нашей программы развития информатизации. А вот в отношении электронных торгов инициаторами разработки информационных ресурсов были мы. Более того, Мордовия участвовала в конкурсе среди регионов России и оказалась в числе победителей - нас определили как пилотный регион для внедрения системы электронных госзакупок. Почему мы заинтересовались эти направлением? По мнению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, именно в этой области автоматизации госзакупок государственные органы могут получить максимальную отдачу. Экономия составит до 30% бюджетных средств. Это серьезные цифры.

Что касается объединения государственных информационных ресурсов, то, с одной стороны, наша республика все-таки невелика по площади, а с другой, у нас достаточно хорошо развита телекоммуникационная инфраструктура. Сейчас уже полностью автоматизированы семь из 22 районов и муниципальных образований Республики Мордовия. Информация по каждому населенному пункту собирается сначала на рабочей станции сельской администрации, затем агрегируется в районе и затем подается на региональный уровень. Таким образом, получается целостная картина. Но информационные ресурсы объединяются не только по селам и районам. Аналогичные процессы налажены и в органах республиканской службы ЗАГС, органах ЖЭО города Саранска. В ближайшей перспективе будут охвачены ресурсы органов ЖКХ, министерства социальной защиты населения и многих других. И очень важно использовать эти ресурсы для решения задач управления. Уже сейчас созданными информационными ресурсами может воспользоваться практически каждый житель республики. Мы планируем открывать в районных центрах справочные окна, где также можно получить любую справку. Восемь таких пунктов уже действуют.

Почему мы так далеко продвинулись? У нас небольшая республика с населением менее 900 тыс. человек. Одновременно с этим, благодаря моим предшественникам, в ней очень хорошо решены вопросы связи и телекоммуникаций - вся Мордовия телефонизирована, в большинство населенных пунктов проложено оптоволокно, то есть создана хорошо развитая телекоммуникационная инфраструктура. В прошлом году мы провели масштабные работы, создав достаточно мощную скоростную информационную магистраль органов государственной власти и местного самоуправления, объединяющую тринадцать объектов в единую сеть доменной структуры. Администрирование магистрали осуществляется с единого узла, расположенного в здании Дома Республики и включающего в себя центр коммутации и центр обработки данных. В этом году мы хотим подключить к этой магистрали все оставшиеся государственные структуры, и дальше начать объединять школы, учебные заведения, библиотеки, поскольку сеть имеет более чем достаточные ресурсы для совместного использования и с цифровым телевидением, и IP-телефонией, и видеоконференцсвязью и др. Пропускная способность данной сети как минимум 2 ГБ. Эти и многие другие работы для нас выполняет наш проверенный партнер - компания "Систематика".

Кроме того, Мордовия лет пять-шесть назад начала по-новому строить межбюджетные отношения. В частности, была поставлена задача заинтересовать село за счет премиального фонда из республиканского бюджета. Здесь сразу возникла необходимость создать систему учета сельскохозяйственной продукции во всех хозяйствах республики. Сейчас мы эту задачу в основном решили. В каждом хозяйстве собирается информация по нескольким десяткам пунктов анкеты. Так становятся доступны весьма разнообразные и полезные данные - какая в том или ином хозяйстве используется техника, когда она куплена, сколько животных на балансе и т. д. С помощью информационной системы проще все это контролировать и бороться с системой приписок, вводя хотя бы самые элементарные проверочные условия.

Сейчас мы намерены таким же образом создавать социальные регистры населения. Иначе просто невозможно определить, например, сколько у нас льготников. В процессе выплаты компенсации выяснилось, что некоторые успели получить ее по три раза, а деньги вернуть назад уже невозможно. Или пример в области автотранспорта: льготы отменили, и надо каким-то образом определять, кто перевез больше количество пассажиров - троллейбусный или автобусный парк, сколько пассажиров было перевезено, потому что потом транспортным предприятиям надо будет выплачивать компенсации за пассажиров-льготников.

Каковы сегодня главные проблемы в реализации программы?

При реализации программы формирования информационного общества мы столкнулись с некоторыми трудностями. Основной из них стало отсутствие координации между различными отраслями, министерствами, ведомствами. Думается, из всего, о чем я сказал выше, ясно, насколько важно решить основную задачу - обеспечить координацию работ между различными отраслями, министерствами, ведомствами. Есть проблемы и в координации с центром. Например, у министерства образования Республики Мордовия есть свои руководители в Москве, которые спускают директивы, в том числе по информационным ресурсам. Или еще пример: система ОГИР подразумевает наличие в ней информационного ресурса, формируемого паспортно-визовой службой МВД России по Республике Мордовия. Однако участвовать в проекте эта служба пока не может, поскольку министерства внутренних дел субъектов Российской Федерации имеют свои регламенты и информационные системы на всей территории России и вопрос межведомственного взаимодействия данного министерства с другими структурами до конца не решен.

Вторая проблема - отсутствие нормативно-правовой базы. Сегодня есть необходимое программное обеспечение, есть электроника, но для создания информационного общества этого мало. Необходимо, чтобы информационные системы в регионе, являющиеся основой информационного общества, развивались согласованно. Именно в этом случае будет достигнут максимальный эффект.

Еще одна важная проблема - сохранение кадров. В республики есть квалифицированный персонал в области информационных технологий, но они уезжают. Почему? Потому что нет работы, которая была бы оплачена соответственно их квалификации. Но любая крупная компания - "Систематика" или "Парус" - создает инфраструктуру, внедряет системы, а сопровождение систем, сбор информации и ведение баз данных все равно обеспечивают внутренние сотрудники. Представьте себе масштабы работ - чтобы произвести полноценное объединение информационных ресурсов населенных пунктов районов и муниципальных образований Республики Мордовия (их более 460), нужно в каждый приехать, собрать оборудование, инсталлировать общесистемное и специальное программное обеспечение и обучить местных сотрудников (как минимум это должно быть 460 специалистов) осуществлять текущий ремонт.

Кроме того, мы не можем никого принуждать давать необходимую информацию. Даже данные по каждому крестьянскому хозяйству мы собираем и вводим в электронные базы только с согласия хозяев, которые, в свою очередь, далеко не всегда готовы делиться сведениями. Есть и финансовые проблемы. К сожалению, пока не удается привлечь бизнес к задаче информатизации республики.

Наконец, параллельно с развитием информационных и телекоммуникационных технологий зреет и известная дилемма: с одной стороны, нужно быстро передавать информацию, обеспечивать к ней массовый доступ, с другой - учитывать требования безопасности. В частности, с той компанией, которая занимается проектированием структурированной кабельной системы и системы радиодоступа во всех наших больших зданиях государственных органов, мы сразу говорили и о необходимости внедрения технологий, обеспечивающих конфиденциальность информационного обмена.

Насколько применим в информатизации российских регионов международный опыт?

В нашей программе формирования информационного общества есть показатели информатизации из международной практики госорганов. Они разработаны Всемирным банком. Мы эти показатели считаем для того, чтобы получить нужные инвестиции, отчитываемся о проделанной работе в регионе.

Тем не менее к международному опыту надо относиться очень осторожно. Так как в рамках других проектов мне приходится общаться с иностранцами, я вижу, что они просто нас не понимают. Они приезжают, советуют нам, как нужно развивать бизнес и технологии, а я уже знаю, что они скажут, к чему это может привести, знаю, что это у нас в регионе никогда работать не будет. Поэтому просто взять и применить их опыт не получается, да и не имеет смысла. Люди на Западе веками медленно развивали свои традиции, передавая их от поколения к поколению. А у нас каждое молодое поколение все начинает с нуля.

Конечно, в любом сложном деле очень хочется на что-то опереться. Это нормальное, естественное желание. В области информатизации тоже было бы удобно взять мировой опыт, изучить его и сделать, "как там". Но, как показывает практика, и в этой сфере приходится искать свой путь.