В медицинских учреждениях Астрахани исчезли очереди, а процедура записи на прием занимает сейчас около минуты – все благодаря системе «Электронная регистратура». Об этой системе рассказывает нашему журналу председатель комитета по здравоохранению администрации г. Астрахани Павел Крупнов.

Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, вкратце о задачах и объеме проекта «Электронная регистратура».

Павел Крупнов: Система «Электронная регистратура» начала действовать в Астрахани в октябре 2010 г. Она была разработана и внедрена по инициативе мэра Астрахани Сергея Анатольевича Боженова, чтобы сделать эффективнее работу поликлиник и больниц, одновременно сэкономив материальные и финансовые ресурсы, выделяемые на управление медицинскими учреждениями.

Разумеется, этот проект, как и все, что мы делаем, направлен на повышение качества жизни населения. Благодаря электронной регистратуре пациенты больше не должны стоять в очереди, чтобы попасть к врачу. Они экономят личное время — и значит, повышается удовлетворенность сервисом.

Система «Электронная регистратура» позволяет записаться на прием к врачу разными способами: и непосредственно в регистратуре поликлиники, как раньше, и по телефону (причем пациент звонит не в свою поликлинику, а в единый колл-центр по многоканальному номеру 312003), и через интернет‑сайт (www.komzdrav.org), самостоятельно распечатав талон на прием. Кроме того, в поликлиниках установлены специализированные инфоматы с сенсорным экраном, с помощью которых можно произвести самозапись, а для держателей единых социальных карт Астраханской области предусмотрена запись через терминалы самообслуживания Сбербанка. Оба типа устройств тоже печатают талоны.

В Астрахани через систему проходит ежедневно около 30 тыс. записей, причем этот показатель постоянно растет. Благодаря внедрению проекта повысилась эффективность управления системой здравоохранения в целом. Полностью исчезли очереди в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) города, и пациенты тратят на запись к врачу не более минуты. Электронные регистратуры работают и в ряде других рос­сийских городов, но уникальность астраханской версии состоит в том, что запись доступна всем, а не только жителям каспийской столицы: любой гражданин России, отправляясь в Волжское Понизовье, может быть уверен, что при необходимости ему своевременно окажут квалифицированную медицинскую помощь.

Такие системы, как «Электронная регистратура», требуют достаточно высокого уровня развития информационной инфраструктуры. Присутствовал ли необходимый уровень в Астраханской области на момент начала проекта, или понадобилось наращивать инфраструктуру?

Информационная инфраструктура муниципальных учреждений здравоохранения г. Астрахани развивалась одновременно с внедрением проекта. Был построен Центр обработки данных (ЦОД), проложены волоконно-оптические каналы связи между всеми объектами здравоохранения на территории города. Все медицинские учреждения Астрахани переведены на единые тарифы по телефонной связи и доступу в Интернет, что позволило значительно сократить расходы на связь и при этом существенно улучшить качество получаемых услуг телефонной и интернет‑сети. В результате все лечебно-профилактические учреждения города были объединены в единую сеть и получили современный высокоскоростной доступ к Интернету.

Отдельную проблему составляли рабочие станции для регистратур и кабинетов врачей. Прежде чем начать внедрение системы, мы апробировали ее в нескольких поликлиниках, где оснастили компьютерами рабочие места сотрудников регистратуры и врачей и обучили медицинский персонал работе с системой.

Можно ли тиражировать систему «Электронная регистратура», и планируется ли ее внедрение в других городах России?

Система «Электронная регистратура» спроектирована так, что ее легко можно настроить в соответствии с уникальными особенностями конкретного региона. Кстати, Астрахань — не исключение: когда система была на стадии внедрения, комитет по здравоохранению подготовил для разработчиков список доработок под Астраханский регион. Также отмечу, что система открыта и свободно интегрируется с другими системами, построенными в регионе. В нашем случае обеспечена ее интеграция в региональный проект «Универсальная электронная карта», реализуемый совместно с АОТ ФОМС (Астраханским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования) и Сбербанком.

Астраханский муниципалитет активно обменивается опытом с другими регионами. Так, в июне текущего года наша делегация участвовала в работе Восьмого социально-экономического форума «Информационное общество» в Твери. Астраханская область прошла строгий отборочный конкурс, войдя с муниципальным проектом «Электронная реги­стратура» в число регионов, представляющих свои проекты, то есть с Московской, Ханты-Мансийской, Ростовской и Пермской областями. По итогам форума Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации удостоил Астраханскую область диплома за лучшие решения в сфере региональной информатизации в категории «Электронное здравоохранение».

Астраханская «Электронная регистратура» получила высокую оценку экспертов финансируемого Евросоюзом проекта G2C «Содействие электрон­ному правительству в Российской Федерации». Одобрили ее и представители ОАО «Универсальная электронная карта» (феде­ральной уполномоченной организации, осуществляющей функции координатора и оператора проекта по внедрению универсальной электронной карты), а также руководители Kraftway, крупнейшей российской производственной компании в сфере информационных технологий.

Астраханский опыт информатизации медицины оказался интересным и для участников IV Съезда Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), который прошел в июле текущего года в Москве. Астраханскую делегацию возглавил мэр г. Астрахани С. А. Боженов. На этом съезде проект также получил высокую экспертную оценку.

По каким направлениям будет развиваться медицинская информационная система?

К настоящему моменту завершено внедрение первого модуля — собственно электронной регистратуры. Система действует во всех муниципальных учреждениях здравоохранения г. Астрахани. Созданы и функционируют колл-центр с единым номером и интернет-портал, где любой россиянин — как житель Астраханской области, так и приезжий — может записаться на прием к конкретному врачу в нужном лечебно-профилактическом учреждении.

Сейчас важно автоматизировать рутинные операции в процессе обслуживания пациента, повысить прозрачность работы лечебно-профилактических учреждений и вообще удовлетворять социальные ожидания населения. Сама по себе электронная регистратура — важнейший шаг вперед на этом пути. Ее использование помогло сократить физические очереди в медицинские кабинеты и во многом снять организационные нагрузки с персонала поликлиник. Но это только начало.

Сейчас ведется тестовая эксплуатация второго модуля «Поликлиника», отвечающего за ведение электронной амбулаторно-поликлинической карты пациента. В дальнейшем эти данные будут доступны и самим пациентам через личный кабинет на интернет-портале. Для удобства пациентов организуется SMS‑рассылка: сразу после записи пациент получит соответствующее уведомление, а за сутки до приема — напоминание о том, что он записан к врачу. Если же прием почему‑либо не может состояться, система уведомит пациента об отмене. На стадии внедрения находится также модуль статистической отчетности, где будет собираться вся необходимая информация для руководителя любого звена.

Уже разработан и внедряется следующий «большой» модуль — «Стационар». Он обеспечит полное информационное сопровождение процесса лечения в стационаре, от ведения информации по движению пациента до предоставления мгновенного доступа к документам электронной истории болезни.

Дальнейшая информатизация ЛПУ будет проходить в рамках проекта «Электронная регистратура» и информационных модулей «Поликлиника» и «Стационар», предназначенных для ведения электронных карт пациентов и единого регистра пациентов. Они обеспечат централизованную регистрацию всех видов оказанных услуг с формированием медицинской и управленческой статистической отчетности. Внедрение новых модулей позволит полностью автоматизировать ежедневную работу регистратуры по формированию и ведению расписания работы врачей, работу врача‑статистика, а также формирование счетов‑реестров на оплату оказанных медицинских услуг по обязательному и добровольному медицинскому страхованию.

Уже этой осенью планируется внедрить информационную систему «Центральный архив медицинских изображений» (ИС ЦАМИ). Она позволяет повысить качество диагностики и лечения пациентов, оптимизировав работу с результатами диагностических исследований в масштабах города, а затем и всего региона. В рамках этого проекта будет создано единое централизованное хранилище медицинских изображений, полученных с диагностических аппаратов подключен­ных медицинских учреждений. Таким образом, будет возможен оперативный обмен изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса. Централизованная архитектура решения и применение Web-технологий помогут всем поликлиникам и диагностическим центрам быстро включиться в единое информационное пространство региона и перейти на беспленочный режим работы.

В дальнейших планах городского здравоохранения — внедрение информационных систем «Электронный рецепт», «Элек­тронная лаборатория», «Элек­тронная аптека» и многое другое.

Будет расширяться и география проекта. Руководство Астраханской области заинтересовано в распространении опыта астраханской мэрии на другие муниципальные образования. На сегодня к системе подключились уже три района Астраханской области, в перспективе планируется подключить к ней все лечебно-профилактические учреждения региона. Так будет создано единое информационное поле по обслуживанию жителей Астраханской области, а ключом к системе станет «Универсальная электронная карта».

Мэр Астрахани С. А. Боженов поставил перед нами задачу дальнейшего укрепления позиций муниципального здравоохранения. Информатизация поможет повысить качество и доступность всех видов медицинской помощи жителям города Астрахани и всего региона.

Электронная запись против «живых» очередей

Ольга Паньковская,
главный врач муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № 1», врач высшей категории

Уже год мы работаем с «Электронной регистратурой». Удобство услуги отмечают все, и пациенты, и врачи. Теперь каждый родитель, а в нашем учреждении обслуживается более 9 тыс. детей, может самостоятельно выбрать удобное время для посещения врача или записаться на диагностическое исследование. Так, по данным статистики, 80% пациентов, обратившихся к нам за помощью, предварительно записались на прием через систему. В результате у нас практически исчезли «живые» очереди. Теперь пациентам достаточно просто прийти к назначенному времени. Это очень дисциплинирует как пациентов, так и самих врачей.

Посетители поликлиники отмечают и еще один плюс данной системы — не надо тратить время на поиски амбулаторной карты ребенка. Можно быть уверенным, что она будет на столе у врача.

Для удобства пациентов в поликлинике скоро начнет свою работу «Центр информирования». В его структуре, кроме традиционной регистратуры, предусмотрена система аудиовизуального оповещения пациентов. Теперь любой пациент сможет не только увидеть, но и услышать информацию о том, когда он будет принят.