22 января АФК «Система» (http://www.sistema.ru) и ее дочерняя компания «Система Телеком» (http://www.sistel.ru) объявили о вводе в коммерческую эксплуатацию системы навигации и телематики. Для оказания набора телематических и навигационных услуг «Система Телеком» создала специализированное предприятие OAO «Мобильные телематические системы позиционирования» (МТСП), контрольным пакетом акций которого владеет оператор сотовой GSM-связи МТС (http://www.mts.ru). МТСП будет предоставлять услуги на территории России, обслуживаемой МТС, а также в зоне покрытия ее роуминг-партнеров. Система навигации и телематики, построенная МТСП, использует транспортную среду GSM-оператора МТС, через которую в операторский центр системы поступает исходная информация от объекта, оснащенного терминальным устройством навигации или телематическими датчиками. Она способна не только предоставлять клиенту навигационную информацию и обеспечивать поиск объекта, но может оперировать данными телематических датчиков (например, охранных), автоматически вырабатывая заданную алгоритмом обслуживания команду и осуществляя дистанционное управление объектом.

Операторский центр построен на базе ПО и оборудования для определения местонахождения и диспетчеризации объектов, разработанных компанией «Гейзер» (http://www.geyser.ru). С внешними диспетчерскими пунктами и ПК клиентов он связан через сеть общего пользования, образы карт и местоположение объектов передаются клиентам по этой сети и через Интернет на ПК или на сотовый телефон. Обратный сигнал (команда) поступает через сеть GSM.

В настоящее время МТСП предлагает услуги определения местоположения объекта, для обеспечения которых существуют отечественные абонентские терминалы «Купол 1А» производства НПФ «Гейзер» и «Топаз 201» — фирмы «Новые технологии телематики» (http://www.nttr.ru), базирующиеся на системе спутниковой навигации GPS (возможно также применение данных отечественной системы «ГЛОНАСС»). Оба устройства предназначены для использования в мобильных средствах (автомобиль, вагон и т. п.). Портативных терминалов отечественного производства для индивидуальных абонентов пока не существует.

Полигоном для новой системы станет проект, реализуемый в рамках московской программы «Система навигации и телематики для городского управления и населения», который должен быть завершен в 2004 году (стоимость проекта — 1 млрд руб.). В настоящее время МТСП уже оснащено более 160 автомобилей «Мосгортранса», «Скорой помощи» и поисково-спасательных бригад ГОЧС, введены в эксплуатацию шесть внешних диспетчерских пунктов. В дальнейшем аналогичные услуги будут внедрены в ГУВД, на предприятиях «Мосгаз», «Мосэнерго» и т. д.

Стоимость автомобильного терминала — от 300 до 1000 долл. Тариф на услугу определения местоположения объекта (абонентская плата) составит 30—35 долл. в месяц. Доступ в операторский центр, который позволит клиенту получить навигационную информацию с привязкой к местности на своем ПК, обойдется примерно в 40 долл. единовременно.