Компания «ГПР-Ассамблея» автоматизирует бизнес-процессы малых и средних предприятий на базе системы GPR собственной разработки. Система GPR упрощает взаимоотношения с клиентами и поставщиками, документооборот, учет движения товаров, материалов и комплектующих, учет производственных и бизнес-операций, взаиморасчеты, управление потоком работ, расчет и анализ ключевых показателей бизнес-процесса. GPR это CRM, ERP, ECM и BPM «в одном флаконе». На платформе GPR уже разработано около 30 решений для различных сфер бизнеса: «Поставка и монтаж оборудования», «Производство на заказ», «Полиграфические услуги», «Рекламное агентство», «Строительство и ремонт», «Внешнеторговые поставки на заказ», «Салон красоты» и т. д. Сейчас насчитывается свыше 300 успешных внедрений GPR в самых разных компаниях, организациях и предприятиях.

Мысль предлагать систему в виде SaaS-услуги появилась у руководства компании примерно год назад. Это позволило бы наиболее эффективно развивать ее ключевые преимущества — быстроту внедрения, полноту функционала, удаленный сервис и низкую стоимость. Первоначально для этой цели использовалась технология виртуализации — каждой компании-клиенту предоставлялся выделенный виртуальный сервер. Однако при наличии уже нескольких десятков клиентов это решение становится очень негибким, доля затрат на хостинг составляет половину стоимости сервиса. Начался поиск других решений, которые бы обеспечили масштабируемость и снижение затрат. Проанализировав возможности платформы Windows Azure, руководство компании остановило выбор на этой технологии Microsoft.

Работа над проектом с самого начала велась совместно с компанией «Аплана». На выбор партнера повлиял тот факт, что компания «Аплана» оказывает консультации и поддержку в рамках программы Windows Azure Circle. Работая в тесном сотрудничестве с Microsoft, «Аплана» предлагает услуги по анализу портфеля решений, миграции существующих приложений и данных на платформу Windows Azure, разработке новых приложений и сервисов. Специалисты компании «Аплана» провели серию бизнес- и технологических консультаций, в результате которых была разработана бизнес-модель предоставления SaaS-услуг на основе системы GPR и определена высокоуровневая архитектура построения сервисной версии продукта.

В настоящий момент идет выбор между двумя вариантами реализации продукта — с классическим, «толстым» клиентом и с «тонким» клиентом, работающим в браузере. В зависимости от того, какой вариант будет выбран, будут задействованы различные типы вычислительных сервисов Windows Azure. В случае с «толстым» клиентом это будут экземпляры прикладной роли (worker role), а в случае с «тонким» — добавляются экземпляры веб-роли (web role), в них будет реализована бизнес-логика приложения. Для хранения данных будет использоваться мультитенантная СУБД SQL Azure, а также Azure Storage. Распределение задач реализуется на основе Windows Azure Queue.

Специалисты «Апланы» проделалицелый ряд работ совместно с сотрудниками «ГПР-Ассамблея». Они тщательно проанализировали и обсудили текущую версию системы GPR и планируемые к разработке сервисы. Была разработана базовая бизнес-модель и проведена сегментация потребителей разрабатываемых сервисов, ценовая модель, базовые подходы к организации маркетинга и продаж, структурая затрат и доходов, а также механизмами получения прибыли. Был проведен анализ и разработку высокоуровневой архитектуры сервиса — определили ключевые компоненты приложения и способы их реализации на платформе Windows Azure, что позволило не только понять архитектуру планируемого продукта, но и получить предварительную цену хостинга приложения в Windows Azure. Также были сформулированы рекомендации по разработке сервиса — по реализации интерфейса, подходам к хранению данных, способам измерения пользовательских активностей и сбора информации об использовании сервиса. По результатам консультаций было принято решение о начале создания пилотной версии продукта.

В процессе перехода планируется существенно переделать интерфейс системы GPR, интерфейс существующего продукта разрабатывался несколько лет назад и морально устарел. Также придется пересмотреть способ организации и хранения данных — вместо использования файловой системы и движка Jet перейти к полноценной, масштабируемой, отказоустойчивой СУБД.