Компьютерные компании очень любят говорить об организации электронного бизнеса и реализации технологических концепций в промышленной среде. Они обожают продвигать тезисы о применении Java, XML, концепции распределенных объектных приложений, технологии корпоративных порталов и о специализированных аппаратных Интернет-решениях для крупного производства. Обидно, что, пока ИТ-фирмы говорят, предприятия остаются более или менее пассивными слушателями.

Теоретики электронного бизнеса запугали нас сложными и противоречивыми определениями. Одни говорят, что под электронным бизнесом следует понимать "использование ИТ для организации взаимодействия предприятия с внешней средой: поставщиками, потребителями, партнерами"; при этом подчеркивается, что под ИТ понимаются в первую очередь технологии, связанные с Интернетом. Другие говорят, что электронный бизнес - это "способ предпринимательства, способствующий достижению стратегического успеха в новую информационную эпоху", и в этой трактовке он вовсе не сводится к информационным технологиям и активности в Интернете. Как это часто бывает, суть определений раскрывается в примечаниях к ним.

В одной из наших публикаций мы цитировали Юрия Хухашвили (ComputerAge): "Главное в электронном бизнесе - это возможность использования Web в процедурах вашего основного бизнеса для улучшения обслуживания заказчиков, сокращения продолжительности цикла, более эффективного использования ограниченных ресурсов и для реальной продажи товаров и услуг". Данное высказывание не является строгим определением (строго говоря, оно вовсе не является определением), но мне оно нравится гораздо больше, чем наукообразные определения из предыдущего абзаца. Еще лучше, на мой взгляд, оно станет, если в нем слово "Web" заменить на "Интернет". А еще лучше - на "ИТ". Потому что только тогда мы действительно приблизимся к сути вопроса.

Кто виноват

Принято пренебрежительно относиться к перспективам электронного бизнеса в России, пеняя на ограниченность российской части Интернета, неразвитость систем электронных платежей и слабое использование ERP-систем.

Жалкие три миллиона российских пользователей Интернета (миллиарды рублей в год только за пользование Интернетом!) и полтора миллиона владельцев банковских карточек одного только Сбербанка РФ (2,27 млн. эмитированных карточек и более 5,2 млрд. руб. привлеченных средств на счета банковских карт по данным Сбербанка на 1 января 2001 года), конечно, не могут считаться рынком... Но дело даже не в миллионах и миллиардах. На каком основании картина потребления Интернет-услуг должна отличаться от картины потребления материальных и нематериальных благ в целом? Допустим, Россия вообще не самое благоприятное место в мире для бизнеса. Но это ведь не значит, что в России торговать со склада можно, из магазина можно, а через Web - нельзя.

Проблемы с электронными платежами, кстати, почему-то не очень мешают развитию торговли вообще. Непонятно, почему тогда они должны мешать развитию торговли через Интернет - как B2C, так и B2B. Для B2C прекрасно подходят формы оплаты наложенным платежом и наличными курьеру. С B2B еще проще - торговых партнеров вовсе не нужно учить выставлять друг другу счета и договариваться о товарном кредите.

Недостаточно активное использование современных корпоративных систем интегрированного управления бизнес-процессами признано одним из серьезных препятствий развитию B2B-направления, но - по сравнению с проблемами Интернета и платежных систем - наименее фатальной. Звучит вроде бы неплохо (поскольку проблемы Интернета и электронных платежей на поверку вообще не являются проблемами).

В действительности же именно уровень автоматизации предприятий в первую очередь создает проблемы для электронного бизнеса. Ведь нельзя внедрить систему B2B-коммерции без ERP-системы - в точности так же, как нельзя работать с электронной почтой и Интернетом без компьютера (или, строго говоря, без оконечного устройства, поддерживающего работу с электронной почтой и Интернетом).

Что делать

Дело ведь не в том, что вы якобы должны пользоваться Интернетом и вообще компьютерами. Никому вы ничего не должны. Вы должны только себе и только одно - эффективно делать свой бизнес. Если в вашем бизнесе все документы готовятся на пишущих машинках, внешний документооборот между вами и вашими партнерами осуществляется посредством курьеров, и при этом все ваши партнеры довольны, все сотрудники получают приемлемую для них зарплату, предприятие развивается, и ваши доходы растут - что тут еще нужно?

Но если вы все же используете на своем предприятии компьютеры и электронную почту, находя это более эффективным, чем пишущие машинки и курьерская рассылка, если вы автоматизировали подготовку документов и начали использовать Интернет, если вы таким образом уже "расшили" какие-то узкие места на своем предприятии, то - voila! - вы в электронном бизнесе. Потому что электронный бизнес - это на самом деле очень просто. Это бизнес, в котором автоматизированы бизнес-процессы.