Джошуа Гринбаум
руководитель компании Enterprise Applications Consulting. Занимается исследованиями корпоративных приложений и электронного бизнеса. С ним можно связаться по e-mail: josh@eaconsult.com

Действительно хорошие идеи никогда не умирают. Каким бы неуспешным ни был их дебют, они либо реформируются в более приемлемую форму, либо обстоятельства, изменившись, превращают неприемлемое - в необходимое. Дебют аналитических приложений был не очень успешным. И не потому, что в этих продуктах часто отсутствовала необходимая функциональность, а потому, что сообществу пользователей пока еще предстоит усваивать аналитику с тем рвением и вниманием, которого эта технология и это программное обеспечение заслуживают.

Проблема столь велика, что использование слова "аналитика" стало в значительной степени запретным в маркетинге продуктов. Но это пока. Некоторые новые и очень полезные приложения хорошей старой аналитической технологии сегодня переживают подъем одобрения со стороны пользователей, что говорит о достоинствах первоначальной идеи. Не стоит и говорить, что поставщики этой новой волны слова "аналитика" не используют. И они избегают манеры звонить во все колокола, которая обрекла так много прежних решений на раннюю смерть. Эти новые поставщики используют термины типа "управление производительностью", и их решения идут вместе с потоком транзакций, а не из какого-либо специального хранилища данных. Новые аналитические программы действуют в реальном масштабе времени. Они очень и очень быстрые и умные.

К компаниям, плывущим на такой волне, среди прочих относятся Edge Dynamics, OSIsoft, Mersed Systems, Virsa Systems и Steelwedge. Эти поставщики дают ответ на самый главный аналитический вопрос: как работает предприятие? Но для раскрытия этой тайны они используют знания вертикального сегмента рынка и уникальные экспертизы, на фоне которых прошлые универсальные аналитические решения выглядят слишком самонадеянными. И это так на самом деле.

В каждом случае эти поставщики новых аналитических программ рассматривают проблему специфической индустрии или отрасли: Edge - оптимизацию потока заказов в фармацевтике, OSIsoft - управление производительностью в производственном процессе, Mersed - эффективность call-центров, а Steelwedge - производственное прогнозирование. Это невероятно сложные проблемы, которых большие корпоративные приложения и универсальные BI-средства просто не смогут решать, если вы не захотите платить целой армии консультантов, разрабатывающих специализированные решения.

Как и положено хорошим аналитическим решениям, упомянутые продукты следующей волны берут данные из существующих корпоративных систем, анализируют сложные потоки производительности или транзакций, применяют специфические отраслевые знания и затем производят отчет, предупреждение или какое-то другое уведомление, которое точно обозначит проблему и покажет, как ее решать.

Этот специализированный акцент и способность направить пользователя к решению проблемы и отличают новое поколение аналитических программ от старого. Одна из главных проблем использования старых аналитических программ заключалась в инструментальном подходе. Его предпочитали многие поставщики, как будто для решения вопросов о производительности предприятия достаточно лишь обеспечить наличие сводных таблиц и "крутого" интерфейса типа приборных досок - что-нибудь да пригодится в конечном счете. Новое поколение решает не общие, а специфические проблемы, и решение этих проблем имеет в своей основе глубокое знание индустрии, а не модную дисплейную технологию.

Если мы даже никогда больше не услышим снова слово "аналитика", технология останется. Придет день, когда вы сделаете это. Это та хорошая идея, на которой нужно остановиться.