Авторы многих статьей и руководств на тему внедрения корпоративных систем предупреждают, что эти инициативы похожи на марафон: компании надо готовиться к длительному "забегу". Предприятия, рассчитывающие получить стратегическое преимущество, должны потратить значительное время на реинжиниринг своих бизнес-процессов. Мероприятия по внедрению корпоративных систем управления редко заканчиваются успешно, если не перестроят предварительно бизнес-процессы, не изменят оргструктуру, нормативные документы и так далее. А все это требует времени и времени.

Конечно, теория управления проектами осуждает их затягивание и поощряет быстрые внедрения. И это наверняка правильно, однако практика весьма расходится с такими рекомендациями. Так, по опыту работы в Канаде на пять ИТ-проектов, связанных с автоматизацией бизнес-процессов, приходится только один относительно быстрый. Несмотря на все рекомендации ИТ-проекты, инициируемые бизнесом (или бизнес-проекты с большой долей ИТ, как угодно), в большинстве своем быстро не завершаются. На одного быстрого марафонца приходится от пяти до десяти средних.

Закручивание гаек

Противодействие этим тенденциям со стороны руководителей компаний и ИТ-директоров в частности, совершенно понятно. Один из самых распространенных приемов, которым при этом пользуются заказчики, - ценовой прессинг. В последние годы ИТ-заказчики всячески снижали цены до минимума. Первыми жертвами гонки за сокращение затрат на ИТ стали нициативы по внедрению систем корпоративного уровня, тесно связанных с бизнес-процессами компаний, которые в других условиях позволили бы повысить прозрачность и снизить простои, сократить производственные циклы и затраты. Ведь материальная выгода от подобных систем проявляется со временем. Потребность же в безотлагательном урезании цен и стремление получить результаты в кратчайший срок привели к сворачиванию многих долгосрочных ИТ-инициатив.

Наблюдающаяся в последние годы кампания по урезанию ИТ-затрат, похоже, положительно отразилась на цифрах доходности, но вместе с тем, возможно, безнадежно нарушила ориентированное на совместную работу равновесие среди ИТ-заказчиков и ИТ-поставщиков. "Передовые" предприятия позаботились о том, чтобы все ИТ-партнеры в равной мере чувствовали боль, вызванную необходимостью снижения затрат. В ответ на снижение инвестиций ИТ-поставщики стали искать способы усовершенствовать свои процессы и снизить затраты. Стали появляться методики ускоренного и упрощенного ведения сложных бизнес-проектов с ИТ-составляющей. Но вендоры - это только вершина айсберга. Экономия на проектных затратах у поставщиков ИТ-услуг достигла поистине всеобщих масштабов. И эти масштабы не могут не сказаться на качестве работ. Бездумная экономия неминуемо ударяет бумерангом по своим инициаторам.

Утрата знаний

Аналогичные процессы идут и на уровне ИТ-отделов компаний. Беседы с ИТ-директорами показывают, что ИТ-бюджеты урезаются гораздо чаще, чем этого требует разумная экономия затрат. Ведь урезание затрат на операционную деятельность ИТ прежде всего ведет к уходу ключевых специалистов. К сожалению, недавние кампании по сокращению ИТ-затрат сильно проредили ряды среднего и высшего ИТ-менеджмента во многих фирмах. Сокращения, возможно, и были необходимы для целей краткосрочной экономии, но эти ИТ-отделы потеряли ценное знание о бизнесе и ИТ-партнерах, которое им необходимо для дальнейшей работы.
С другой стороны, для успешной реализации и получения выгоды от инициатив по внедрению ИТ-технологий компаниям нужны сотрудники, обладающие знанием о поставках, производстве и распределении сырья, а также об обслуживании конечных потребителей (промышленных и розничных). На формирование этого знания требуются годы. Как видим - снова бумеранг экономии, бьющий по своему инициатору.

Так что когда вы в следующий раз будете решать вопрос о сокращении затрат на ИТ, подумайте хорошенько - а не запускаете ли вы бумеранг…