В феврале на сайте www.iemag.ru был проведен опрос, призванный оценить, как ИТ-директора решают задачу сокращения затрат на поддержку рабочих мест. В нем приняло участие 39 человек — это не слишком много, но тем не менее позволяет выявить некоторые тенденции.

Сначала мы попытались выяснить, какая статья расходов на эксплуатацию парка ПК наиболее значима сегодня. Распределение ответов вы можете видеть на рис. 1. Наиболее значимыми, причем с большим отрывом, наши респонденты признали затраты на лицензирование клиентского ПО и заработную плату персонала. Что касается последнего пункта, то тут нет ничего удивительного, такой результат совершенно совпадает с нашими расчетами, о которых мы говорили в предыдущей статье.

А вот столь высокая значимость затрат на лицензии ПО, превышающая даже затраты на обслуживающий персонал, оказалась во многом неожиданной. На этом фоне расходы на обновление парка ПК кажутся совсем не важными. Видимо, эта ситуация объясняется тем, что закупки новых ПК почти во всех компаниях остановлены, а лицензионные выплаты так просто уменьшить не удается. Гибкость ИТ-менеджеров в этом вопросе существенно ограничена, а поставщики ПО не идут навстречу ИТ-директорам, что и привело к такой оценке этих затрат.

Мнения о том, какие инициативы наиболее важны для снижения затрат на эксплуатацию парка ПК, приведены на рис. 2. Лидирует стандартизация ПК и клиентского ПО, и это понятно: стандартизация вообще очень важный способ снижения любых ИТ-затрат. Однако очень странно, что эту меру считают важной менее 20% опрошенных. Вообще поскольку ни одна из перечисленных инициатив не набрала более 50%, можно сделать вывод о том, что более-менее общего, применимого для многих способа снижения затрат на клиентские места по мнению респондентов нет. И это удивляет: по меньшей мере две инициативы из перечисленных — стандартизация и использование терминальных решений — на наш взгляд, могут претендовать на роль универсальных средств. Учитывая, что использование терминальных решений существенно упрощает администрирование, снижает нагрузку на эксплуатационный персонал и снимает целый ряд проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности, можно было предполагать и большую важность этой меры.

Поскольку основной статьей затрат респонденты посчитали лицензирование ПО, высокий удельный вес тех, кто в качестве антикризисной меры рассматривает переход на свободное ПО, вполне ожидаем. Но опять же нам казалось, что можно рассчитывать и на более высокие результаты. А вот довольно большая доля тех, кто в качестве антикризисной меры видит повышение использования аутсорсинга, уже является сюрпризом (за понижение его использования высказалось в 25 раз меньше респондентов). Ведь услуги по поддержке парка ПК у нас развиты слабо и при этом обходятся дорого, особенно если учитывать необходимость регионального покрытия. Но, видимо, есть определен­ные предпосылки к тому, чтобы ситуация изменилась к лучшему.