Какой бы классической ни казалась всем известная концепция ERP, она все же продолжает развиваться. Эта идея нашла свое подтверждение в ходе глобальной конференции компании SAP SAPPHIRE 2010, которая состоялась в середине мая. Мир бизнес-приложений и пространство, обычно называемое миром программной инфраструктуры, все более сближаются. В терминах SAPPHIRE все это предстает в виде конкретных посылов о важности мобильных вычислений, автоматизации в реальном времени и практически тотальном проникновении аналитического функционала в ИТ-поддержку бизнес-процессов.

Нам трудно однозначно судить о сегодняшних приоритетах западного рынка. Может быть, буквально все возможные функциональные направления автоматизации, будь то финансы, производство, логистика или маркетинг, уже детально проработаны до уровня лучших практик, все вопросы сняты, и обсуждение развития автоматизации плавно смещается в сторону названных выше тем. На российском рынке, однако, прикладной функционал, ассоциируемый с бизнес-приложениями, — по‑прежнему тема весьма актуальная. Хотя чуть более (казалось бы) удаленные от нынешней практики акценты на мобильности и тотальной аналитике тоже нецелесообразно сбрасывать со счетов.

Подготовив данный номер, мы прояснили для себя (и, надеемся, для читателей) по меньшей мере два вопроса. Первый — на что в основном опираются заказчики, выбирая для своего бизнеса ключевую ERP‑систему и конкретного поставщика. Данная тема в основном имеет отношение к функциональному наполнению ERP. Во-вторых, как предстает ERP‑система или тесно сопряженные с ней средства автоматизации бизнеса, если смотреть на них как на индивидуальный инструмент автоматизации современного ключевого пользователя, будь то финансовый директор или, скажем, директор по персоналу. А вот тут уже выходят на первый план акценты, связанные с формами работы с информацией как таковыми.

Производственная компания Sollers имеет очень широкий спектр потребностей. На его фоне любая ERP-система не выглядит как необъятный резервуар функциональных возможностей. Очевидно, Sollers больше оценивает эти возможности с классических позиций. И в данном случае подход всегда более объективен, чем святая вера, что в выбираемом продукте все есть и ни о каких других можно даже не думать.

«Шисейдо (РУС)» — пример далеко не крупной, но при этом очень четко сфокусированной в смысле бизнес-приоритетов дистрибьюторской компании. Даже в нынешней ситуации она развивается впечатляющими темпами. В данном случае акцент делается скорее не на широте функционала, а на преемственности линейки решений. Другими словами — на возможности плавно масштабировать практическую реализацию ERP с типичных функций SMB-решения до полноценного функционала, ориентированного на развитый бизнес. Характерно также, что в данном случае по мере «взросления» бизнеса к информационной поддержке начинает подтягиваться прикладная инфраструктура в виде мощного аналитического решения. Именно с этого момента информационная система начинает действовать как ин­струмент формирования индивидуального рабочего места топ-менеджера. Вместе с тем в одной из статей данного выпуска, посвященной автоматизации HR в компании «Эльдорадо», мы видим, как к созданию личного рабочего простран­ства топ-менеджера приходят несколько иным путем — заменяя разрозненные решения единым корпоративным стандартом автоматизации. При этом даже без мощной аналитики, только за счет унификации решения по поддержке основных бизнес-процессов, удается реализовать оперативное получение консолидированной информации в любой произвольный момент времени.

Таким образом, прямо или косвенно российская практика внедрения комплексных ИТ‑систем постепенно мигрирует в направлении формирования персональных инструментов топ-менеджмента. Думается, всем понятно, что дело не только в пресловутом интерфейсе, спроектированном под высшего руководителя. Наоборот, наличие мощного классического арсенала ERP‑системы предполагается по умолчанию, но даже этого в данном случае недостаточно. Как дополнить собственные ERP-решения линейкой прикладной инфраструктуры? В какой форме завтрашний руководитель предпочтет получать и обрабатывать информацию?

Выигрывает тот производитель, кто уже сейчас думает об этих вопросах. И если не сегодня, то завтра усиленный акцент на мобильности вычислений, сделанный на недавней конференции SAPPHIRE, может оказаться актуальным для российского рынка.