На первый взгляд тема Smart City (или «умного города») может показаться совершенно оторванной от «среднестатистического» российского CIO. Сотрудник, занимающий подобную позицию в коммерческой компании, чаще всего озабочен тем, чтобы массовые однородные операции, производимые сотрудниками компании каждый день, выполнялись с каждым днем все более надежно и с меньшими затратами. Ему в большинстве случаев не до создания «предприятия будущего», хотя как раз похожие задачи ставятся в процессе строительства «умного города».

Но задачи не только ставятся, но и активно реализуются на практике. Существуют, как выясняется, не только информационные системы и технологии. Уже реально складывается «лучшая практика», есть развивающийся опыт наиболее эффективных решений (заимствованный не в последнюю очередь из коммерческого сектора). Появились влиятельные позиции CIO отдельных городов. Словом, взаимное обогащение опыта ИТ-руководителей из различных «пространств» вполне может иметь место. Несравненно более богатый опыт развития ИТ-направлений коммерческих организаций, как было сказано, стал активно использоваться при формировании интеллектуальных систем управления городов и иных территорий. Однако в обратном направлении он тоже вполне может передаваться.

Как отмечается в интервью с CIO города Хельсинки, проблемы ИТ-руководителя города сильно смещены в сторону продумывания инициатив, направленных на постоянное улучшение качества жизни населения, в то время как заботы ИТ-директора коммерческой компании сосредоточены в основном вокруг задач сокращения расходов или обеспечения дополнительной прибыли. Забота о комфорте работы бизнес-пользователей (если условно сравнить эту задачу с задачей повышения качества жизни горожан) в коммерческой компании не стоит на первом месте: предполагается, что цель внедрения ИТ явно не в этом. Однако и здесь бизнес вынужден решать проблему, развивая те же системы Service Desk, в том числе и с целью обеспечить комфортность работы сотрудников. Города же вместо Service Desk в чистом виде активно развивают единые службы реагирования, которые в архитектурном отношении больше тяготеют к ситуационным центрам. И в этом направлении они, конечно же, опережают коммерческий сектор. Хотя многим крупным предприятиям такой опыт вполне мог бы пригодиться.

Неотъемлемой частью задачи повышения качества жизни (в том числе и профессиональной) является и развитая система обратной связи с населением. Массовый характер ее использования в условиях современных интернет-технологий способен гибко сочетаться с индивидуальностью подхода если не к каждому гражданину, то уж точно к различным группам граждан. В построении и эксплуатации подобных систем нынешние строители «умных городов» также явно занимают передовые позиции. И, думается, здесь тоже есть что перенять ИТ-руководителям коммерческих компаний.

Коммуникационные навыки – еще один важный фактор, о котором сейчас дискутируют практически все ИТ-руководители. Но,если в коммерческом секторе вопрос в основном сводится к вертикальным коммуникациям (а горизонтальные часто ограничены контактами с прямыми коллегами по цеху и функциональными руководителями в собственных компаниях), то строительство «умного города», безусловно, предполагает гораздо более богатую структуру профессиональных отношений. Как мы видим в материалах этого выпуска, горизонтальные связи в данном случае расширяются до уровня регулярных взаимодействий со многими зарубежными коллегами, представителями государственных, региональных и муниципальных властей, а также с учебными и научными учреждениями. А построение профессиональных коммуникаций соответственно становится чуть ли не главнейшей задачей CIO. Опыт, накопленный в построении подобных взаимоотношений, также может рассматриваться как универсальный и однозначно ценный для всех категорий CIO.

И наконец, масштабные, фактически непрерывно ведущиеся работы в сфере реализации идей Smart City способствуют развитию на практике некоторых полезных методических приемов. В частности, речь может идти о сочетании проектного подхода с задачами непрерывного совершенствования. Этот опыт представляется универсальным, и о подобных проблемах мы также пытаемся говорить в данном выпуске, посвященном «умному городу».