С приходом облачных технологий значение парадигмы «клиент — сервер», давно известной в мире корпоративных вычислений, явно возросло. Усилилась и поляризация самих понятий «клиент» и «сервер». Это, в свою очередь, заставляет производителей выводить на рынок востребованные решения.

Какие конкретные технологические изменения обеспечивают работу клиентской части? Речь, пожалуй, идет о двух тенденциях:

  • появление большого разнообразия решений в области оптимизации сетевого взаимодействия между клиентом и сервером в виде, например, таких классов систем, как WAN-optimization или Application Availability. Они в основном исходят от компаний, ранее глубоко занимавшихся вопросами сетевых технологий;
  • появление многочисленных вариантов реализации клиентских устройств, в разной степени сочетающих в себе реальные компоненты и виртуальные системы. Так, под неким общим зонтичным понятием облачного клиента (Cloud Client) начали предлагаться технологии виртуализации представления информации (Presentation Virtualization), виртуального десктопа (Virtual Desktop Infrastructure — VDI), была в несколько обновленной форме представлена концепция тонкого клиента (Thin Client) и появилась, по сути, новая идея нулевого клиента (Zero Client). Всеми этими направления занимаются преимущественно компании, специализирующиеся в технологиях виртуализации или в создании средств удаленного доступа к серверным ресурсам.

В настоящее время инициаторами третьего направления в организации клиентского доступа к облачным ресурсам имеют шанс стать производители средств отображения информации. Samsung — одна из компаний, предпринимающих стратегические усилия в этом направлении. Она уже успела добиться заметных успехов.

Речь, по сути, идет о неком симбиозе двух представленных выше направлений — и архитектуры построения самого клиентского устройства, и методов сетевой оптимизации. Если подробнее говорить о первом из них, то, реализуя концепцию Cloud Client, компания Samsung, как можно логично предположить, отталкивается от мониторов. В данном случае, следуя уже сложившейся классификации, мы разделяем устройства доступа на тонкий и нулевой клиент. Мониторы (в случае линейки Samsung выпускаемые с диагональю экрана 19, 21,5, 22 и 24 дюйма) при этом, конечно же, приобретают функции вычислительных клиентских устройств, но во многих случаях остаются наиболее экономичным решением в своем классе, требующим минимальных ресурсов (а стало быть, наиболее безопасным и легко управляемым). Ведь вряд ли кто будет спорить с тем, что средства визуального представления информации на стороне клиента необходимы при любом сценарии работы.

Рассуждая в привычных обычному пользователю терминах, панели серии TC (TC180, TC190, TC220, TC240) и новой серии TS (TS190, TS220, TS240) компании Samsung несколько больше приближаются к вычислительным устройствам по сравнению с моделями альтернативной серии — NC (NC190, NC220, NC240) и новой серии NS (NS190, NS220, NS240). Первые оснащены процессорами AMD Ontario 1.2 GHz, оперативной памятью типа DDR3 объемом 1 Гбайт или 2 Гбайт и постоянным запоминающим устройством на 4 Гбайт, реализованным в виде флеш-памяти. Имеют они и собственную операционную систему в виде Citrix Zero или Windows Embedded Standard 7 (соответственно в версии 1 Гбайт и 2 Гбайт оперативной памяти). При таких характеристиках их вполне можно отнести к классу тонких клиентов со всеми прекрасно знакомыми преимуществами устройств данного класса — снижением совокупной стоимости владения, значительным уменьшением рисков утечек данных и обеспечением легкости администрирования. Также следует отметить, что в отличие от большинства тонких клиентов модели панели (NC и NS) поддерживают 3D-графику.

Есть и другое свойство, характеризующее мониторы Samsung с точки зрения их архитектурной близости к традиционным вычислительным платформам тонких клиентов. Это исполнение некоторых моделей серии S (то есть TS и NS) в виде физически разделенной dock-станции, в которой сосредоточены вычислительные и коммуникационные аппаратные ресурсы, и самого монитора. Подобная конструкция воплощает на практике идею разделения вычислительных платформ на стороне клиента (будь то обычные ПК или set-top box в случае тонких клиентов) и устройств визуализации. Основное преимущество решения Samsung в данном случае, пожалуй, заключается в компактном и привычном для офисного пространства дизайне (монитор S-серии с виду мало чем отличается от классической подставки для монитора), а также в более широких возможностях некоторых моделей с точки зрения подключения локальных устройств (до шести портов USB, порты DVI и D-Sub). Это могут быть различные профессиональные и бытовые устройства работы с аудио­ и видеоинформацией, имеющие при использовании целого ряда приложений самое прямое отношение к технологиям визуализации.

Одну из самых интересных особенностей применения мониторов в условии широкого распространения облачных вычислений можно заметить, если снова вернуться к классификации четырех рассматриваемых групп моделей по первой из двух букв (в данном случае буквы N). Мониторы серий NC и NS обладают встроенной поддержкой протокола PCoIP (PC over IP), который широкого распространения на рынке еще не получил. Поэтому хотелось бы рассказать о нем поподробнее.

По сути, использование Samsung в своих мониторах поддержки PCoIP (реализованной, в частности, аппаратно, за счет встроенного PCoIP-процессора Tera 1000) — это попытка дополнить преимущества своих устройств за счет второго упомянутого направления, то есть сетевой оптимизации.

PCoIP сжимает, шифрует и кодирует элементы экранных изображений, которые появляются в результате работы того или иного виртуального облачного клиента в той или иной реализации. Затем битовый поток передается PCoIP-клиенту. Еще раз отметим, что речь идет исключительно о передаче изображения, и поэтому здесь можно говорить практически о «чистой» реализации концепции нулевого клиента, не имеющего в собственной конфигурации ни простейшей операционной системы, ни универсальных вычислительных ресурсов. В распоряжении нулевого клиента в случае мониторов Samsung серии NC и NS имеется лишь ресурс по аппаратному декодированию изображения. Ответная реализация протокола PCoIP в облаке, как правило, реализуется программно — например, средствами популярного решения виртуализации рабочего места VmWare View.

Насколько приближено клиентское решение к некому абстрактному «нулевому варианту»? Это напрямую зависит не только от безопасности функционирования и управляемости решения, но и от его гибкости. Иными словами, чем больше мы освобождаем клиента от выполнения тех или иных операций, тем больше вычислительных задач переносим на сервер. Коль скоро сервер теперь во многом ассоциирован с облаком, предполагается, что на нем всегда найдутся аппаратные ресурсы по требованию, необходимые приложения и операционные системы, а также инструменты по формированию любого необходимого количества полноценных виртуальных клиентов.

Применение PCoIP предполагает не только максимальный сдвиг вычислительной парадигмы в сторону сервера (облака). Его использование также подразумевает динамическую адаптацию под пропускную способность сети. А это, как известно, тоже важное направление в развитии современной концепции тонких и нулевых клиентов.

И наконец, хотелось бы упомянуть о возможности электропитания одной из рассматриваемых нами моделей монитора, а именно NC220P, через Ethernet и поддержки ими технологии Power over Ethernet (POE). Свойство это, казалось бы, стоящее в стороне от основной темы нашего материала, тоже сближает их с тонкими клиентами, для которых такая поддержка становится стандартной.

Подводя итог, стоит отметить, что в ближайшее время Samsung расширяет количество серий выпускаемых им мониторов (с двух до четырех — серии NC, NS, TC, TS). Соответственно увеличив количество моделей с различными диагоналями экрана, он подтверждает звание ведущего производителя средств отображения информации как в целом, так и на корпоративном рынке. И теперь, наверное, можно уверенно говорить: освоено еще одно направление построения эффективного рабочего места в облаке.