«Инфономика» («информация + экономика») — это новая дисциплина, которая занимается определением стоимости данных, рассматриваемых как корпоративные активы.

Данные, очевидно, обладают ценностью: их можно продавать, а их потеря или компрометация (слишком широкое распространение) наносит владельцу финансовый ущерб. Но как рассчитать стоимость конкретных данных? О методике, которая позволит это сделать, редактор и постоянный автор веб-ресурса SearchCIO (searchcio.techtarget.com) Линда Туччи недавно беседовала с Дугласом Лейни, вице-президентом по исследованиям компании Gartner.

Именно Лейни изобрел термин «инфономика», означающий «дисциплину, посвященную доказательству экономической значимости информации» (как сказано в аннотации экспериментального исследования «Рож­дение инфономики — новой экономики информации», опубликованного на сайте Gartner в октябре прошлого года). Слово появилось еще в 1990-х, а вплотную Лейни столкнулся с вопросом о цене информации в 2001 году в связи с терактом 11 сентября. Тогда многие компании потеряли невосстановимым образом все свои данные (резервные копии тоже погибли), а страховщики отказались возмещать им ущерб, заявив, что электронные данные (в отличие от, например, носителей данных) — не имущество. Это и сегодня так: по действующим в США регламентам информацию невозможно застраховать, а также капитализировать — форма балансовой ведомости, разработанная в конце 1930-х годов, предусматривает капитализацию интеллектуальной собственности, такой как патенты или авторские права, но не информации вообще.

Однако факт остается фактом, пусть даже страховщики и финансисты отказываются его признавать: «неинтеллектуальная» информация тоже стоит денег, и компании заинтересованы в формировании информационного рынка, где ее можно было бы покупать и продавать. «Наверное, 30—40% клиентов, обращавшихся ко мне в последние пару месяцев, а среди них были и компании из самых разных отраслей, и государственные учреждения, интересовались тем, как им скомпоновать и предложить на рынке те данные, которые они собирают, чтобы получать от них доход: прямо или косвенно, в виде каких-либо льготных условий или за бартер», — рассказал Лейни. Инфономика, таким образом, востребована, и Gartner уже предлагает заказчикам инструментарий для оценки информации. Рекомендуется, пишет Туччи, определять стоимость не отдельных записей, а целых наборов данных. Есть возможность учесть доступность информации (которая, естественно, тем дороже, чем труднее ее получить). Перестройка внутренней работы с данными вызы­­­­­вает, по наблюдениям Лейни, значительно меньший интерес, хотя сам эксперт убежден и старается убедить окружающих, что без этого невозможно эффективно действовать на информационном рынке. С информацией, считает он, нужно обращаться как с материальными активами — проводить ее инвентаризацию, оценку и т.д. Только так можно узнать, чем на самом деле вла­деешь. Вопрос о том, на кого возложить инвентаризацию и оценку информации, остается для Лейни открытым. Напрашивающийся ответ — CIO, коль скоро название его должности (Chief Information Officer) буквально означает «главный служащий по информации». На практике работу нередко поручают CDO (Chief Data Officer) — директору по данным. Еще одна возможная кандидатура — CISO (Chief Information Security Officer), директор по информационной безопасности, которому показатели стоимости данных помогут обосновать бюджет своей службы. Как написал в своей январской колонке в SearchCIO ведущий аналитик группы Forrester Research Эд Феррара, обращаясь к CISO, «у киберпреступников есть бизнес-план, так пусть он будет и у вас».

В области инфономики работает еще несколько групп. В Маастрихтском университете (Нидерланды) создана учебная программа по этой дисциплине, а в IBM есть исследовательский проект по квантификации информации для принятия решений о ее архивировании.