Первый продуктовый универсам компании "Седьмой Континент" открыл свои двери весной 1994 г. на улице Дмитрия Ульянова. Потом появился торговый центр на улице Миклухо-Маклая. Потом открылись универсамы на Смоленской площади и на Лубянке, на улицах Охотный ряд, Серафимовича, Фестивальной, Рокотова и Днепропетровской.

Попробуйте ответить на вопрос - можно ли в наше время управлять процветающей сетью из девяти супермаркетов с общей торговой площадью более 10 тыс. м2 без средств автоматизации? Наш ответ совпадает с вашим, поэтому мы обратились к руководству компании "Седьмой Континент" с просьбой рассказать об информационной системе торговой сети.

"Мы хорошо сознаем важность информационных технологий для розничного бизнеса, и весьма интенсивно используем их, - говорит председатель совета директоров компании "Седьмой Континент" Владимир Груздев. - У нас прекрасный штат специалистов в компьютерном отделе, и он успешно справляется со своими задачами. Наша информационная система непрерывно совершенствуется".

"В мире высоких технологий все меняется очень быстро, - продолжает г-н Груздев. - Поэтому задача информационного обеспечения работы компании, с нашей точки зрения, разделяется на две задачи. Первая: поддерживать в рабочем состоянии существующую информационную систему и расширять ее. Вторая: следить за развитием технологий, изучать возможность внедрения новых технологий, отбирать наиболее подходящие новинки и осуществлять перспективное планирование развития информационной системы с учетом появления этих новинок. Соответственно наш компьютерный отдел состоит из двух подразделений: одно из них занимается текущим обеспечением работы информационной системы магазинов, другое - изучением и внедрением новых технологий".

В компьютерном отделе компании "Седьмой Континент" работают 23 специалиста. Рассказывает начальник компьютерного отдела Андрей Долудь: "Чтобы ни о чем не волноваться, нужно все продумать заранее - именно так мы и поступаем. Мы прекрасно понимаем значение "Проблемы 2000", ведь наши супермаркеты круглосуточные и 1 января 2000 г. они должны работать так же, как и предыдущие пять с половиной лет - без остановок. Но мы не занимаемся решением "Проблемы 2000" в чистом виде, мы реализуем информационные проекты, и при этом учитываем наличие "Проблемы 2000" - вот и все".

Сегодняшний продуктовый магазин - это уже не весы и счеты гастрономов 70-х. Это кассовые терминалы и сканеры штрих-кодов, компьютеры и сетевое оборудование. Это автоматизация всего и вся, клиент не должен испытывать неудобств, - как при покупке фасованных продуктов, так и при покупке продуктов вразвес, будь то "Кока-кола" или докторская колбаса. В торговой сети "Седьмого Континента" около 90 кассовых терминалов, до 50 сетевых портов на магазин, на критичных участках проложены 100-мегабитные сегменты сети, другие сегменты - 10 Мбит/с. В качестве основных сетевых операционных систем выбраны Novell NetWare и Microsoft Windows NT Server, на рабочих станциях применяются MS-DOS и Windows NT Workstation.

Система автоматизированного учета компании "Седьмой Континент" разработана силами сторонних фирм под заказ. "На рынке нет идеального специализированного программного обеспечения для организации торговли, нет программ, идеально обеспечивающих интеграцию бухгалтерского, торгового и складского учета, - говорит г-н Долудь. - Мы не знаем ни одной розничной компании, которая полностью решила бы все свои проблемы при помощи некоего стандартного ПО. Что касается нас, то нам удалось наладить комплекс из нескольких автоматизированных торговых систем, который обеспечивает весь процесс розничной торговли - от учета товаров на складах и расчетов с поставщиками до реализации товаров и составления показателей финального товарного отчета, который необходим для оптимального планирования".

"Отчеты наших торговых систем обеспечивают нас полной информацией о реализации товаров по каждой торговой точке, о товарных остатках, об объемах списания товаров, о применении наценок и скидок, - продолжает г-н Долудь. - Так что на данном этапе у нас нет проблем с управленческой информацией - все необходимые данные поступают в центральный офис и там объединяются в комплексные отчеты. Таким образом, руководство может отслеживать любые изменения и, при необходимости, оперативно реагировать на них".

В ближайших планах компании пуск оптоволоконной сети передачи данных, которая объединит все торговые точки "Седьмого Континента" - проект, который осуществляется совместно с московской телекоммуникационной корпорацией "Комкор" (http://www.comcor.ru). Тщательно и без спешки идет внедрение системы финансового управления Platinum (http://www.platsoft.ru). "Существующая система работает, и работает успешно. Мы близки к внедрению Platinum, но мы обязаны убедиться в том, что наша существующая база данных и вся наработанная отчетность смогут без проблем использоваться ПО Platinum. В идеале на входе должна быть информация, возникающая в магазине, а на выходе - готовая аналитика. Любое ПО, в том числе Platinum, не имеет смысла использовать как "вещь в себе", оно должно автоматизировать ваш бизнес".

Компания "Седьмой Континент" представлена в Интернете, адрес Web-узла - http://www.7continent.ru. Уже рассматриваются планы по организации Интернет-торговли, ведется тщательный анализ возможных накладных расходов, включая содержание подразделения по доставке товара. "Несмотря на трудности с авторизацией карточек и неразвитость платежных систем в России, мы собираемся открыть Интернет-магазин, - говорит Андрей Долудь. - На первом этапе клиент может совершить оплату через курьера, в этом нет ничего необычного".

"Наша главная забота - развитие розницы, мы не компьютерная фирма, - заключает Владимир Груздев. - Но процесс изучения и внедрения информационных технологий дает нам очень много. Он не только улучшает наш основной бизнес - он обогащает наши знания и опыт".

Первый продуктовый универсам компании "Седьмой Континент" открыл свои двери весной 1994 г. на улице Дмитрия Ульянова. Потом появился торговый центр на улице Миклухо-Маклая. Потом открылись универсамы на Смоленской площади и на Лубянке, на улицах Охотный ряд, Серафимовича, Фестивальной, Рокотова и Днепропетровской.

Попробуйте ответить на вопрос - можно ли в наше время управлять процветающей сетью из девяти супермаркетов с общей торговой площадью более 10 тыс. м2 без средств автоматизации? Наш ответ совпадает с вашим, поэтому мы обратились к руководству компании "Седьмой Континент" с просьбой рассказать об информационной системе торговой сети.

"Мы хорошо сознаем важность информационных технологий для розничного бизнеса, и весьма интенсивно используем их, - говорит председатель совета директоров компании "Седьмой Континент" Владимир Груздев. - У нас прекрасный штат специалистов в компьютерном отделе, и он успешно справляется со своими задачами. Наша информационная система непрерывно совершенствуется".

"В мире высоких технологий все меняется очень быстро, - продолжает г-н Груздев. - Поэтому задача информационного обеспечения работы компании, с нашей точки зрения, разделяется на две задачи. Первая: поддерживать в рабочем состоянии существующую информационную систему и расширять ее. Вторая: следить за развитием технологий, изучать возможность внедрения новых технологий, отбирать наиболее подходящие новинки и осуществлять перспективное планирование развития информационной системы с учетом появления этих новинок. Соответственно наш компьютерный отдел состоит из двух подразделений: одно из них занимается текущим обеспечением работы информационной системы магазинов, другое - изучением и внедрением новых технологий".

В компьютерном отделе компании "Седьмой Континент" работают 23 специалиста. Рассказывает начальник компьютерного отдела Андрей Долудь: "Чтобы ни о чем не волноваться, нужно все продумать заранее - именно так мы и поступаем. Мы прекрасно понимаем значение "Проблемы 2000", ведь наши супермаркеты круглосуточные и 1 января 2000 г. они должны работать так же, как и предыдущие пять с половиной лет - без остановок. Но мы не занимаемся решением "Проблемы 2000" в чистом виде, мы реализуем информационные проекты, и при этом учитываем наличие "Проблемы 2000" - вот и все".

Сегодняшний продуктовый магазин - это уже не весы и счеты гастрономов 70-х. Это кассовые терминалы и сканеры штрих-кодов, компьютеры и сетевое оборудование. Это автоматизация всего и вся, клиент не должен испытывать неудобств, - как при покупке фасованных продуктов, так и при покупке продуктов вразвес, будь то "Кока-кола" или докторская колбаса. В торговой сети "Седьмого Континента" около 90 кассовых терминалов, до 50 сетевых портов на магазин, на критичных участках проложены 100-мегабитные сегменты сети, другие сегменты - 10 Мбит/с. В качестве основных сетевых операционных систем выбраны Novell NetWare и Microsoft Windows NT Server, на рабочих станциях применяются MS-DOS и Windows NT Workstation.

Система автоматизированного учета компании "Седьмой Континент" разработана силами сторонних фирм под заказ. "На рынке нет идеального специализированного программного обеспечения для организации торговли, нет программ, идеально обеспечивающих интеграцию бухгалтерского, торгового и складского учета, - говорит г-н Долудь. - Мы не знаем ни одной розничной компании, которая полностью решила бы все свои проблемы при помощи некоего стандартного ПО. Что касается нас, то нам удалось наладить комплекс из нескольких автоматизированных торговых систем, который обеспечивает весь процесс розничной торговли - от учета товаров на складах и расчетов с поставщиками до реализации товаров и составления показателей финального товарного отчета, который необходим для оптимального планирования".

"Отчеты наших торговых систем обеспечивают нас полной информацией о реализации товаров по каждой торговой точке, о товарных остатках, об объемах списания товаров, о применении наценок и скидок, - продолжает г-н Долудь. - Так что на данном этапе у нас нет проблем с управленческой информацией - все необходимые данные поступают в центральный офис и там объединяются в комплексные отчеты. Таким образом, руководство может отслеживать любые изменения и, при необходимости, оперативно реагировать на них".

В ближайших планах компании пуск оптоволоконной сети передачи данных, которая объединит все торговые точки "Седьмого Континента" - проект, который осуществляется совместно с московской телекоммуникационной корпорацией "Комкор" (http://www.comcor.ru). Тщательно и без спешки идет внедрение системы финансового управления Platinum (http://www.platsoft.ru). "Существующая система работает, и работает успешно. Мы близки к внедрению Platinum, но мы обязаны убедиться в том, что наша существующая база данных и вся наработанная отчетность смогут без проблем использоваться ПО Platinum. В идеале на входе должна быть информация, возникающая в магазине, а на выходе - готовая аналитика. Любое ПО, в том числе Platinum, не имеет смысла использовать как "вещь в себе", оно должно автоматизировать ваш бизнес".

Компания "Седьмой Континент" представлена в Интернете, адрес Web-узла - http://www.7continent.ru. Уже рассматриваются планы по организации Интернет-торговли, ведется тщательный анализ возможных накладных расходов, включая содержание подразделения по доставке товара. "Несмотря на трудности с авторизацией карточек и неразвитость платежных систем в России, мы собираемся открыть Интернет-магазин, - говорит Андрей Долудь. - На первом этапе клиент может совершить оплату через курьера, в этом нет ничего необычного".

"Наша главная забота - развитие розницы, мы не компьютерная фирма, - заключает Владимир Груздев. - Но процесс изучения и внедрения информационных технологий дает нам очень много. Он не только улучшает наш основной бизнес - он обогащает наши знания и опыт".

Седьмой Континент
Система продуктовых супермаркетов компании «Седьмой Континент» (http://www.7continent.ru) представляет собой сеть из 9 магазинов, расположенных в различных районах Москвы. Общая торговая площадь магазинов — более 10 тыс. м2. В 1994 г. сеть «Седьмой Континент» первой в Москве перешла на круглосуточную работу. Она же была одним из пионеров ввода дисконтных карт в 1995 г. С 7.00 до 9.00 в магазинах «Седьмой Континент» предоставляется 5-процентная скидка на все товары.