"Банк - это информационное производство, - говорит председатель правления банка "Диалог-Оптим" Сергей Гарбер. - Мы получаем информацию как сырье и выдаем информацию как продукт. Нам нужны оперативность, актуальность и точность. Поэтому наша работа немыслима без ИТ".

"На начальном этапе штат сотрудников банка состоял из 30 человек, - рассказывает Сергей Гарбер. - В то время репутация, имя и положение банка складывались на рынке ограниченно-конвертируемых валют стран СНГ. Уже после этого мы начали развиваться как банк, оказывающий полный спектр традиционных банковских услуг: кассовое обслуживание, кредитование... Сегодня в банке и его филиалах около 500 сотрудников, при этом не менее 90% рабочих мест автоматизированы. Работник без компьютера в банке - не работник. В стоимость рабочего места в банке по умолчанию включается стоимость компьютера и программного обеспечения. Иначе в этом бизнесе невозможно. Когда-то на двух сотрудников приходился один компьютер, теперь же количество компьютеров превышает число пользователей.

У банка "Диалог-Оптим" восемь отделений в Москве, филиал в подмосковном Реутове и отделение во Фрязино, а также три филиала в России (Липецк, Ижевск, Елец). "Есть что автоматизировать", - говорит г-н Гарбер. Каждый филиал выполняет полный цикл расчетно-кассового обслуживания, кредитование, привлечение депозитов, операции с ценными бумагами - как маленький банк, но сильно ограниченный в правах, с серьезным контролем головного офиса над всеми видами активных операций, которые он проводит. Обычно филиал начинается примерно с 10 сотрудников. "Каким образом происходит связь между отделениями и центральным офисом в Москве?" - спросили мы. Разумеется, по выделенным линиям, провайдеры цифровой связи - "Голден Лайн" (http://www.gl.ru) и "МАкомнет" (http://www.macomnet.ru). С региональными филиалами сложнее, онлайновой связи пока нет - это решение сейчас находится в стадии проработки.

"В 1999 году наш банк очень серьезно задумался над модернизацией своей технологической платформы, - говорит начальник управления информационных технологий банка "Диалог-Оптим" Валерий Макаев. - Отдел автоматизации банка был преобразован в управление информационных технологий - это формальный признак начала серьезных инвестиций в развитие ИТ". ИТ-управление находится непосредственно в головном офисе банка; а в каждом филиале обязательно есть сотрудник, отвечающий за решение технологических вопросов на месте.

Процесс управления ИТ жестко централизован - все решения отрабатываются в центре, после чего внедряются в территориальных подразделениях банка. "Все вопросы, касающиеся поддержки ИТ, закупки оборудования и ПО, решаются через головной офис", - говорит г-н Гарбер. Всего в управлении ИТ банка "Диалог-Оптим" около 40 сотрудников, считая ИТ-персонал отделений и филиалов банка.

Какие же задачи руководство банка поставило перед ИТ-управлением в 1999 году? "Сегодня у нас используется несколько систем, которые автоматизируют те или иные аспекты нашей деятельности, - говорит Сергей Гарбер. - Мне бы очень хотелось иметь единую среду для получения оперативной и полной информации, с удобным интерфейсом. Сегодня мы подошли к такому объему операций, когда наша собственная система уже не позволяет быстро реагировать на транзакции, которые заносят в нее пользователи. А мы каждый день в 8:45 обязаны предоставить клиенту его выписку. Требуется принципиальный скачок производительности системы, а следовательно, принципиальная замена системы. И я хотел бы, чтобы новая система позволяла не только следить за балансом банка, но и вести управленческий учет, контролируя возникающие рыночные риски в реальном времени".

У банка "Диалог-Оптим" уже есть опыт перехода на новые технологии. В 1997 году, вместе с переходом на новый план счетов, банк перешел со старой системы автоматизации на систему DiasoftBANK 4x4 компании "Диасофт". В результате как в центре, так и в регионах был задействован практически весь функционал DiasoftBANK 4x4.

"У нас давняя история отношений с компанией "Диасофт", это наши добрые партнеры, - говорит г-н Гарбер. - У нас весьма положительный опыт сотрудничества, они всегда оперативно решали наши проблемы".

"Два года назад мы провели тендер среди всех компаний, которые производят банковское ПО. Тогда мы остановились на системе DiasoftBANK 4х4 - она обладала наиболее богатой функциональностью, и в тоже время - это коробочный продукт, отработанное коробочное решение, которое на то время вполне устраивало банк, - рассказывает Валерий Макаев. - За два года банк вырос из этой системы, мы хотим ее заменить, но не намерены менять поставщика. Важно не только то, сколько в системе реализовано функций, но и то, как это сделано, насколько гибко, какие варианты реализации стратегии миграции допускает система, на каком уровне осуществляется ее администрирование, каковы трудозатраты на ее сопровождение и обслуживание".

"Чем плохи инвестиции в информационные технологии - они (технологии) слишком быстро устаревают, - продолжает г-н Макаев. - Мы вынуждены инвестировать в новые программно-аппаратные средства быстрее, чем окупаются старые. Несмотря на необходимость оптимизации затрат, мы вкладываем средства и в новые технические решения. Так в одном из отделений банка внедрена система IP-телефонии как более гибкое решение, чем обычная городская телефонная связь. Но принципиальным шагом в развитии нашей информационной системы будет переход на DiasoftBANKING 5NT".

"Те технологические возможности, которые заложены в DiasoftBANKING 5NT, позволят нам более надежно защитить наши вложения, - говорит Сергей Гарбер. - Это хорошо масштабируемое решение, и мы сможем сохранить то, что мы имеем сейчас, просто нарастив мощность".

В отличие от DiasoftBANK 4х4, базирующейся на СУБД Pervasive.SQL, DiasoftBANKING 5NT основана на СУБД Sybase. "Решить задачу интеграции информации, создания хранилища данных, практически невозможно без использования промышленной СУБД, работающей под управлением высокопроизводительной многозадачной операционной системы, - говорит Валерий Макаев. Сочетание СУБД Sybase и ОС UNIX обеспечит нам масштабируемость и гибкость платформы информационной системы".

Внедрение DiasoftBANKING 5NT уже началось, на эту систему переведены региональные филиалы банка. "Пилотные проекты проще начинать в филиалах, так как относительно небольшие масштабы облегчают внедрение, а высокие темпы роста операций - проверку надежности и масштабируемости", - говорит г-н Макаев.

С внедрением DiasoftBANKING 5NT связан совместный проект банка "Диалог-Оптим" и компании "Диасофт" - автоматизация фронт-офиса банка, то есть системы обслуживания клиентов. "Автоматизация фронт-офиса в российских системах пока не очень развита, - считает Валерий Макаев. - Для улучшения фронт-офисного обслуживания частных лиц мы с компанией "Диасофт" ведем совместную разработку. "Диасофт" предоставляет ресурсы для разработки, мы предоставляем ресурсы для постановки задачи и площадку для тестирования и пилотного внедрения. В этом смысле мы находимся в партнерских отношениях с разработчиком. В начале 2000 года начнется промышленная эксплуатация этого совместного решения".

Планирует ли банк организовать работу с клиентами через Интернет, может ли подобный проект принести коммерческую выгоду? На данный момент банк использует систему автоматизации работы с клиентами ("клиент-банк"), которая позволяет клиентам через модемную связь или по электронной почте получать информацию о состоянии своего расчетного счета и передавать в банк платежные поручения. Есть планы по организации работы с клиентами-юридическими лицами через Web. Подобная организация обслуживания возможна и для физических лиц, но "здесь есть проблемы - не технического характера, а скорее юридически-криптографического, - говорит Сергей Гарбер. - В направлении обслуживания клиентов с помощью Интернет-технологий наиболее интересны платежные системы с использованием пластиковых карт. "Пластиковое" законодательство более или менее регламентировано, и несколько платежных систем позволяют работать с пластиковыми картами через Интернет. Но в том виде, в котором это существует на рынке сегодня, для нас это неприемлемо - частично по технологическим причинам, частично - из-за российского валютного законодательства. Интернет-транзакции являются самыми рискованными с точки зрения банков-эмитентов карт и их клиентов. Рынок Интернет-платежей был бы на порядок, на два порядка больше, если бы банки и клиенты были гарантированы от мошенничества при Интернет-авторизации, и если будет разработана общая открытая среда для того, чтобы банки могли по единому интерфейсу обмениваться информацией о своих клиентах. Пока этого нет, и клиент одной платежной системы не может обслуживаться в другой платежной системе. А банкам для выхода на массовый рынок Интернет-транзакций нужна еще и отработка соответствующего российского законодательства".

В ближайших планах банка - включение региональных филиалов банка в общую сеть. "Сейчас мы работаем над созданием модели единого корпоративного пространства. Не исключено, что остановимся на решении на базе Интернет-технологий. Но прежде чем мы выберем стратегическое решение, мы должны спроектировать корпоративную сеть, обеспечивающую как оптимальную пропускную способность, так и необходимое количество и качество сервисов. Это - одна из наших задач на 2000 год", - говорит Валерий Макаев.

После перевода банковского учета, расчетов и операций обслуживания клиентов на новую технологию мы должны будем решить задачу автоматизации управления банком. "Все, что связано с управлением, с бизнес-менеджментом, с управлением рисками, весьма ресурсоемко, - говорит Сергей Гарбер. - Это требует стройной и выверенной базы, с достаточных числом критериев для получения управленческой информации. И это - тоже задача на 2000 год".

Банк «Диалог-Оптим»
http://www.dialog-optim.com
Основан в 1994 году, лицензия ЦБ РФ № 3107 на осуществление операций в рублях и иностранной валюте без ограничений числа банков-корреспондентов, лицензия ЦБ РФ № 3107 на осуществление операций в рублях и иностранной валюте физических лиц, лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг № 000-02244-111400. Член АРБ, ММВБ, НАУФОР, НФА, UNION CARD, ассоциации VISA International, Российской национальной ассоциации членов S.W.I.F.T., партнер РТС. Является универсальной кредитной организацией. Обладает широкой сетью корсчетов. Имеет ряд подразделений в Москве и регионах России.

Компания «Диасофт»
http://www.diasoft.ru
Компания «Диасофт» была создана в 1991 году. Занимается автоматизацией деятельности финансовых, бюджетных, производственных и торговых организаций. Выполняет заказные проекты и оказывает консалтинговые услуги.
Система DiasoftBANK 4х4 прошла обязательную сертификацию Сбербанка России и Национального Банка Украины. ПО «Диасофт» сертифицировано компаниями Microsoft, Deloitte&Touche, Novell, BGS Smart Card System и «СТБ-карт».
Новая система автоматизации банковской деятельности от компании «Диасофт» — DiasoftBANKING 5NT.