Программные проекты таят в себе куда больше тонкостей, чем можно почерпнуть из формальных описаний функциональности того или иного продукта. В качестве иллюстрации этих слов прекрасно подходит пример многолетнего сотрудничества компаний Robertson&Blums и Kodak.

Robertson&Blums позиционирует себя как компания, занимающаяся продвижением комплексных систем управления предприятиями любого масштаба. В части программных решений для реализации данной стратегии выбраны два основных продукта. Это известная во всем мире ERP-система J..D..Edwards и продукт SunSystems фирмы Systems Union, с помощью которого Robertson&Blums решает проблемы менее крупных своих заказчиков. Поскольку именно о SunSystems и пойдет речь в дальнейшем, скажем об этом продукте еще несколько слов. Данное решение состоит из двух основных групп модулей. Это финансовые модули (SunAccount) и бизнес-модули (SunBusiness), ответственные за поддержание деятельности по продажам, закупкам, управлению складами и т.п. Все это «заботливо окружено» собственными разработками Robertson&Blums, имеющими интерфейс с SunSystems. Отметим, что Robertson&Blums, будучи международной компанией, в то же время сильно ориентирована именно на рынок СНГ.

Посмотрим, как некоторые из этих особенностей преломляются в конкретном проекте.

Корпоративный стандарт

Для формального описания внедрения информационных технологий в российских структурах корпорации Kodak не очень подходит слово «проект». Слишком тесно связывает две компании их совместная работа. Программное обеспечение SunSystems является в Kodak корпоративным стандартом для предприятий среднего размера, разбросанных по разным странам. Вице-президент компании Robertson&Blums Михаил Берман в течение семи лет работал в фирме Kodak в ранге IT-менеджера по странам СНГ — иными словами, был основным игроком на стороне потребителя информационной системы, непосредственно участвуя в процессе выработки и создания конечного решения. Система, функционирующая и развивающаяся в российском отделении корпорации Kodak уже 7 лет, по словам Михаила Бермана, включает модули SunSystems. Она выполняется под ОС UNIX в московском офисе. Через систему удаленного доступа с ней работает офис, расположенный в Киеве, а также завод в Переславле-Залесском, принадлежащий фирме Kodak.

Характерно, что на отечественном рынке с подобными решениями, использующими выделенные линии и удаленный доступ к программам (а не только к данным), приходится сталкиваться довольно часто. Это касается и зарубежных компаний и отечественных холдингов. Пока эти решения являются внутрифирменными и, как правило, не распространяются на партнеров компании. Однако создается впечатление, что такая форма организации информационных систем должна послужить основой для продвижения электронного бизнеса во взаимоотношениях между предприятиями. О фантастических перспективах этого рынка говорят постоянно.

Основная деятельность, автоматизируемая в компании Kodak (помимо, разумеется, самого производства), — это оптовая торговля, хранение товаров на складе, импорт товаров. Следовательно, это выписка счетов-фактур, накладных, товарно-транспортных документов, складских карточек, начисление зарплаты и т.д. Все это делается в рамках системы SunSystems. Необходимо, разумеется, вести и бухгалтерский учет. Все это хорошо знакомые задачи, и при упоминании о них трудно пройти мимо факта, что в России из всего производимого ПО (объем рынка которого оценивается от 400 до 500 млн. долл. ежегодно) наиболее продвинутым в настоящий момент является экономическое, а из всего экономического ПО, пожалуй, торговые и бухгалтерские системы.

Понятно, что корпоративный стандарт — то есть своеобразная обреченность на заранее определенное ПО заранее выбранного разработчика — сильно ограничивает свободу выбора программных решений местными специалистами, и это касается почти всех западных компаний, работающих в России. Но только ли в формальных требованиях дело? Михаил Берман говорит: «Отечественные продукты ориентированы исключительно на отчетность перед налоговыми органами, и делают это, в общем, хорошо. Однако такие системы совершенно не годятся для компаний, работающих на международном уровне, которые вынуждены вести двойную отчетность — по российским стандартам и в соответствии с правилами GAAP». Кроме того, иностранный капитал мало-помалу приходит в Россию, а его представители, по утверждению вице-президента Robertson&Blums, прежде всего интересуются тем, есть ли на предприятии система, которая не просто генерирует отчетность, но и позволяет получать гибкую и мощную управленческую аналитику, с которой они работают постоянно. И дело здесь уже не только в формальных требованиях какого-либо корпоративного стандарта. В самой фирме Kodak, например, принята процедура так называемого ускоренного закрытия (accelerated closing) в конце очередного отчетного периода, которая позволяет высшему руководству компании на четвертый день после окончания месяца видеть все данные и, соответственно, принимать управленческие решения. Это, в свою очередь, по словам г-на Бермана, предполагает использование очень сложной и глубокой аналитики, а также жесткие сроки формирования отчетности, которые в конечном итоге трансформируются во вполне определенные требования к программной системе.

Именно здесь, кстати, и могут быть задействованы аналитические возможности SunSystems. «Трудно эффективно управлять компанией, видя ситуацию через три недели поcле окончания месяца. Управленческие решения принимать уже поздно. Поэтому первичен всегда управленческий учет, — говорит вице-президент Robertson&Blums, имея в виду сильный упор на аналитику в требованиях GAAP. — Точная бухгалтерская отчетность отодвигается как бы на второй план». Впрочем, сам г-н Берман признает в общем-то очевидный факт движения отечественного бухгалтерского ПО в сторону аналитики и предоставления более богатых функциональных возможностей.

За пределами функционала

Однако чисто финансовым ПО и модулями управления торговой деятельности внедрение SunSystems в российском отделении Kodak не ограничивается. Вспомним о том, что Kodak имеет собственное производство в Переславле-Залесском. Здесь на арену опять вступает корпорация Robertson&Blums еще в одном своем качестве — разработчика программного обеспечения. Российский Kodak внедрил сразу несколько продуктов, разработанных Robertson&Blums. Рассмотрим их и постараемся прокомментировать ситуацию.

Система RB Payroll предназначена для начисления зарплаты, где, как утверждают специалисты, имеют место весьма специфичные правила, и в свое время разработана специально для российского рынка. Сейчас, как говорит Михаил Берман, программа работает и в Западной, и в Восточной Европе, и в государствах СНГ. Отметим, что и расчет зарплаты, и прочие процедуры управления кадрами всегда считаются специфичными для каждой страны — в отличие от бухгалтерии, которая специфична только для России (стандарт GAAP — Generally Accepted Accounting Practice — по определению считается общепринятым). Во многих крупных западных системах (например, в Symix) модуль, отвечающий за работу с кадрами, вовсе отсутствует. Этого никто не скрывает, и это не упущение. Восполнение недостатка изначально планируется за счет интеграции с продуктами местного производителя.

Другим модулем, принятым на вооружение российским отделением Kodak, является KORS (Kodak Replenishment System). Модуль удовлетворяет стандарту DRP (Distributed Resource Planning) и, соответственно, предназначен для минимизации запасов на складах без снижения уровня удовлетворяемости спроса. KORS, как, собственно, следует из его названия, разработан специально для Kodak фирмой Robertson&Blums и работает в компании уже четвертый год.

В данном случае хотелось бы сказать несколько слов о самой концепции DRP. Необычным кажется то, что при всей развитости отечественного рынка программ управления складскими запасами, причем не только на физическом уровне, об этом стандарте практически никогда не говорят ни в прессе, ни в рекламных материалах самих компаний. О нем, пожалуй, можно услышать (да и то не всегда) лишь на семинарах для высших руководителей, организуемых ведущими российскими интеграторами и специализированными учебными центрами. И это при том, что о родственных ему стандартах MRP и MRPII твердят постоянно. Его детальное обсуждение — тема отдельного разговора. Но уж раз мы его упомянули, скажем, несколько упрощая картину, что он основан на алгоритмах, замыкающих ряд обратных связей между наличием товаров, планами поставок, а также запросами потребителей и позволяющих постоянно держать под контролем все три параметра во взаимосвязи.

Не очень сложные (как, впрочем, почти все экономические), зато хорошо прописанные в соответствующем стандарте расчеты вызывают затруднения только при большом количестве имеющихся данных. Именно здесь и помогает автоматизация. Учитывая масштабы деятельности Kodak в России и номенклатуру импортируемых ею товаров (это, как известно, и крупные и самые мелкие изделия), можно предположить, что Kodak имел возможность за несколько лет как следует проверить работу системы на себе. Так или иначе, г-н Берман утверждает, что после ее внедрения уровень запасов на складах удалось снизить на 25%. Думается, специалисты по достоинству оценят эту цифру.

Следующий модуль — RB Manufacturing с функциональностью, обеспечивающей управление производством. Он также в свое время был разработан Robertson&Blums специально для Kodak. С ним история еще интереснее. По словам Михаила Бермана, гиганту кинофотоиндустрии ни в России, ни в мире так и не удалось найти ничего подходящего для нужд автоматизации небольшого производства, подобного заводу в Переславле-Залесском. Напомним, что ранее Михаил руководил направлением, связанным с информационным обеспечением Kodak по странам Восточной Европы, Среднего Востока и Африки и сам активно принимал участие во всех событиях. «Все, с чем мы сталкивались, было либо слишком дорого и сложно, либо слишком слабо», — говорит он. Кстати, по его мнению, особенностью отечественного рынка как раз является наличие большого количества средних предприятий. Михаил Берман считает средним предприятие с численностью сотрудников около 100. Он говорит: «Если вы спросите меня, может ли RB Manufacturing быть внедрен, скажем, на ЗИЛе, я однозначно отвечу — нет».

RB Manufacturing удовлетворяет стандарту MRPII. Он является, как, впрочем, и рассмотренные ранее два продукта, функциональным дополнением к SunSystems и самостоятельно не функционирует. В систему входят три модуля, обеспечивающие планирование ресурсов, поддержку производственного цикла и расчет себестоимости продукции. RB Manufacturing, по утверждению вице-президента Robertson&Blums, был создан за полгода силами 12 программистов из Риги — трудозатраты, будем говорить прямо, весьма скромные.

Проанализируем ситуацию. Несмотря то что RB Manufacturing был разработан специально для Kodak, в настоящее время Robertson&Blums начинает его продвижение на рынок, в том числе, конечно же, и на российский. При таких затратах на проект по его созданию решение действительно не должно быть дорогим. Необходимо, правда, учитывать, что работает RB Manufacturing только в связке с SunSystems, а это предусматривает дополнительные затраты и на продукт, и на внедрение. Внедрение тоже стоит денег, а это один из основных видов деятельности Robertson&Blums в России. Если к проекту подключаются фирмы большой пятерки (а Robertson&Blums это иногда практикует), то внедрение должно быть не из самых дешевых. Впрочем, цены на услуги этих фирм известны по многим российским проектам.

Принято считать (и это уже более или менее устоявшийся тезис), что ПО отечественных производителей пока не удовлетворяет MRPII. Однако некоторые из них (по крайней мере, как утверждают эксперты, наиболее «честные») заявляют, что скоро — с вводом в коммерческую эксплуатацию тех или иных модулей — дотянут до уровня этой спецификации. Пока же они так или иначе работают на рынке средних предприятий. По мнению г-на Бермана, Robertson&Blums не конкурирует пока с такими системами. «Мы работаем в другом, более высоком сегменте рынка. Это означает более сложную структуру предприятия, более высокие требования к управленческим и учетным системам и, соответственно, несколько иные ценовые характеристики», — утверждает он.

Программные продукты, о которых мы рассказали, эксплуатируются в российском отделении Kodak не один год. Фирма сама заказала решение у Robertson&Blums и, как надо полагать, получила то, что хотела. Иными словами, мы имеем комплексное решение в области управления предприятиями с функциональностью MRPII, апробированное на протяжении ряда лет в российском филиале очень солидной западной компании, готовое к серийному внедрению и несколько отличающееся от других, имеющихся на рынке. Другой вопрос — как RB Manufacturing и другие продукты покажут себя в будущем при серийном внедрении, тем более что все они тесно привязаны к платформе SunSystems.

В целом, говоря о внедрении информационных продуктов на фирме Kodak, напрашивается вопрос, насколько типичным для Robertson&Blums вообще являются разработки под клиента. На этот вопрос вице-президент компании отвечает: «Раньше они были типичны. Теперь мы стараемся изначально прорабатывать перспективу использования таких разработок на рынке и пытаемся упредить спрос на определенные решения в будущем».