Не секрет, что для успешного развития прозрачной, конкурентной экономики не обойтись без эффективного механизма привлечения инвестиций, в том числе иностранных. С точки зрения инвесторов Россия - весьма противоречивый рынок: с одной стороны, страна богата всевозможными ресурсами, с другой - приходится преодолевать множество специфических проблем политического и экономического характера. Это значит, что для долгосрочного, рассчитанного на перспективу бизнеса необходима очень высокая экономическая квалификация, подкрепленная современными аналитическими средствами.

В 1998 году в России была создана инвестиционная группа "Спутник", главная цель которой - привлечение инвестиций в реальный сектор отечественной экономики и предоставление качественных финансовых услуг населению и предприятиям страны. Многие сотрудники "Спутника" на момент прихода в группу уже обладали опытом работы в ведущих западных консалтинговых компаниях и банках.

"Спутник" имеет несколько дочерних компаний, достаточно известных в нашей стране: это, в частности, "Ренессанс Страхование", торговый дом "Довгань" и лесопромышленный концерн "Кипелово". Группе также принадлежат пакеты акций ряда предприятий различных отраслей экономики - "Связьинвест", "Техинфо Комьюникешнз", Новолипецкий металлургический комбинат, Новороссийское морское пароходство, радиостанция "Европа Плюс" и т. д. Объем иностранных инвестиций, привлеченных группой в российскую экономику, уже превысил 10 млрд. долл.

Профиль клиента

Компания:
Группа компаний "Спутник"

Местонахождение:
Россия, Москва, Вознесенский переулок, 22

Руководитель:
Михаил Клинковский, руководитель подразделения MIS

Проблема:
Создание аналитической системы для поддержки принятия инвестиционных решений

Профиль партнера

Компания:
"Терн"

Местонахождение:
Россия, Москва

Руководитель:
Николай Мачинский, генеральный директор

Решение:
На основе пакета BusinessObjects построена и внедрена аналитическая система, использующая корпоративное хранилище данных

Выбор

Руководство "Спутника" практически с самого начала четко сознавало необходимость внедрения менеджерской аналитической системы: для эффективного управления инвестициями требовалась детальная информация о том, что происходит в дочерних предприятиях группы. Задача создания аналитической системы особенно остро встала в начале 2000 года, когда группа "Спутник" стала активно расширяться. Решение ее было возложено на руководителя отдела менеджерских информационных систем (MIS) Михаила Клинковского; данный проект стал для него первым на этом посту. По словам г-на Клинковского, "группе требовалась система, способная выносить на уровень высшего руководства достоверную информацию, необходимую для принятия управленческих решений".

Весной этого года был объявлен двухэтапный тендер на поставку новой системы. В нем приняли участие четыре компании, предлагавшие достаточно мощные решения. На рассмотрение руководства группы "Спутник" были вынесены следующие системы: SAS, Oracle Financial Analyzer, Cognos и BusinessObjects.

Условия тендера были жесткими: создание системы требовалось срочно. В жестких временных рамках проводился и сам тендер. У каждого претендента были свои преимущества: в частности, продукты SAS и Oracle отличаются очень хорошей функциональностью; интересные возможности есть и у пакета Cognos. Тем не менее, анализируя функциональные, технологические и стоимостные параметры систем, аналитики из группы "Спутник" отдали предпочтение пакету BusinessObjects фирмы Business Objects, продвигаемому в России компанией "Терн". По словам Михаила Клинковского, важную роль при выборе сыграла грамотная и четкая работа специалистов "Терна", сумевших сначала убедить заказчиков в возможности быстро наладить полноценное функционирование системы на базе BusinessObjects, а затем реализовать эту возможность с точным соблюдением весьма сжатых сроков - первое пробное "закрытие" месячного отчета было проведено уже в начале июля этого года.

В настоящее время группе "Спутник" требуется ежемесячная отчетность о деятельности дочерних предприятий. В дальнейшем, с уменьшением операционного цикла, частота может повыситься, но при этом, как успели убедиться руководители группы, возможностей имеющейся аналитической системы по-прежнему будет достаточно.

Группа "Спутник"

Группа компаний, образованная два года назад, занимается привлечением иностранных инвестиций в отечественную экономику. Группа "Спутник" включает ряд известных компаний, в частности, "Ренессанс Страхование", торговый дом "Довгань", лесопромышленный концерн "Кипелово"; ей также принадлежат пакеты акций "Связьинвеста", "Техинфо Комьюникешнз", Новолипецкого металлургического комбината, Новороссийского морского пароходства, радиостанции "Европа Плюс" и др. Объем иностранных инвестиций, привлеченных группой в российскую экономику, уже превысил 10 млрд. долл.

Технологически аналитическая система легко вписалась в имеющуюся структуру информационной системы и не потребовала модернизации оборудования или базового программного обеспечения. (Поясним, что в качестве корпоративного стандарта в группе "Спутник" используется техника Compaq, локальная сеть работает под управлением ОС Windows NT.)

На нижнем уровне информационной системы находится транзакционный пакет Concord, изначально использовавшийся как в центральном офисе "Спутника", так и на каждом из трех анализируемых дочерних предприятий группы. На следующем структурном уровне стоит корпоративное хранилище данных, построенное специалистами "Терна" на базе СУБД Microsoft SQL Server 7.0. "В SQL Server имеются основные функции начального уровня для работы с хранилищами данных - для наших нужд их вполне хватает, - объясняет Михаил Клинковский. - При выборе другой СУБД соответствующий инструментарий пришлось бы приобретать дополнительно". Объемы данных в хранилище относительно невелики, так как анализировать приходится компактную консолидированную информацию. На верхнем уровне системной иерархии функционируют установленные в центральном офисе модули BusinessObjects, выполняющие функции OLAP (оперативного анализа) и осуществляющие связь с хранилищем с помощью так называемых бизнес-объектов (universe). Эти объекты описывают содержимое базы данных на естественном языке, делая таким образом интерфейс аналитической системы удобным и наглядным.

Внедрение

Внедрение подобной системы всегда требует значительных согласованных усилий заказчика и партнера. Со стороны заказчика на этапе создания хранилища в работе участвовали двое сотрудников, в том числе и сам Михаил Клинковский. "Создание этого хранилища происходило в тесном взаимодействии между нами и "Терном", - говорит он. - Мы формулировали и уточняли свои требования к функциональности и дизайну, проектировали структуру и форматы отчетов. Партнеры оперативно реализовывали эти требования программно. С их стороны работала команда в составе двух-трех человек. Они спроектировали хранилище, разработали необходимые процедуры. Одновременно с хранилищем данных специалисты "Терна" создавали и бизнес-объекты, служащие для связи хранилища с аналитическими модулями. Первые полные отчеты по очередному закрытию бизнес-этапа также были сделаны специалистами "Терна". После этого мы взяли небольшой тайм-аут для доводки системы. Серьезных огрехов в ней не было, но в подобных случаях всегда нужно определенное время, чтобы система "устоялась". Кстати, хотя уже сейчас она успешно решает поставленную задачу, основной эффект от внедрения будет заметен через год после начала полноценной эксплуатации - это своего рода закон жанра".

Следующее закрытие бизнес-периода с помощью системы BusinessObjects прошло в августе. Попутно с внедрением и настройкой аналитической системы специалисты "Терна" обучали заказчиков работе с ней. Были организованы курсы для ключевых пользователей - сначала вводные, затем более продвинутые и глубокие.

Как работает система

Аналитический инструментарий не только позволяет получать отчеты, но и существенно оптимизирует учетную политику компании, позволяя делать важные корректировки работы предприятий, выявлять недостатки имеющейся системы учета. Существенно также, что менеджеры могут оперативно получить информацию любого уровня - чтобы добраться от единого консолидированного отчета до конкретной бухгалтерской проводки, нужно всего несколько нажатий кнопки. Контроль сильно упрощается, при этом все операции автоматизированы, а достоверность значительно возросла: верификация входных данных автоматически осуществляется сразу же, при их "закачке" в систему.

Внешне процесс выглядит следующим образом. Предприятие, скажем "Ренессанс Страхование", ведет свой оперативный учет, а по закрытии бизнеса за отчетный период (месяц) транзакционная система формирует набор обобщенных файлов для формирования управленческой отчетности. Эти файлы по корпоративной почте пересылаются в центральный офис и попадают в корпоративное хранилище, где вводимые данные раскладываются по нужным категориям. После этого аналитикам становятся доступны наглядные управленческие отчеты, в том числе в виде графиков, диаграмм и т. п. Основной объем транзакций "низкого" уровня осуществляется в локальных сетях дочерних предприятий, а в головном офисе, таким образом, обрабатывается сравнительно компактная, "дистиллированная", хотя и весьма сложная по структуре информация.

"Терн"

http://www.tern.ru

Компания работает на рынке информационных технологий с 1991 года. В 1993 году был открыт Уральский филиал (в Перми), а с 1998 года постоянно действуют отделения "Терн" в странах Центральной Европы. Основные направления деятельности компании - дистрибуция ПО, хранилища данных, системы поддержки принятия решений, комплексные решения для бизнес-аналитики; автоматизация торговых компаний и холдингов. "Терн" - партнер компаний Informix, IBM, Business Objects, TECSYS, SCO, NetManage (FTP Software). В числе заказчиков компании - банки, министерства, предприятия нефтегазовой отрасли, телекоммуникационные компании, предприятия оптовой торговли, транспортные предприятия и пр.

В настоящее время аналитической системой пользуются сотрудники финансового департамента "Спутника", а также руководители группы. По словам г-на Клинковского, благодаря дружественному интерфейсу системы проблемы у пользователей возникают редко, и в таких случаях партнеры с готовностью предоставляют помощь в их решении. Функциональность системы со временем наращивается, иногда приходится перестраивать структуру хранилища данных или уточнять алгоритмы определения модели формирования затрат (это неизбежно, поскольку заранее досконально спланировать сложную систему невозможно). В таких случаях специалисты "Терна" оперативно помогают аналитикам из группы "Спутник".

"Основная наша деятельность заключается в анализе рынка, поиске перспективных предприятий, стоимость которых после определенного оздоровления можно существенно увеличить и которые способны приносить прибыль. Соответственно в дальнейшем предполагается дополнить аналитическую систему функциями оценки ключевых экономических индикаторов для перспективных предприятий, определения "узких мест" в их бизнес-схеме с целью оптимизации управления, - рассказывает Михаил Клинковский. - При этом возможностей BusinessObjects нам хватит надолго, а если мы сильно расширимся и наш бизнес потребует более продвинутого анализа и соответственно более мощного инструментария - скажем, системы уровня Oracle Financial Analyzer, - нынешнюю систему без труда можно будет интегрировать с новой и по-прежнему использовать в качестве OLAP-сервера".