Часто бывает, что слова, сказанные тем или иным важным государственным деятелем, живут ровно столько, сколько хотел бы оратор. Правда, в ближайшее время ситуация может коренным образом измениться. Во всяком случае, слова, вылетевшие в прямом эфире "Радио России", теперь остаются не только в памяти радиослушателей, но и в открытой для свободного доступа базе данных, которая расположена на Web-сайте радиостанции (http://www.radiorus.ru), запущенном в эксплуатацию совсем недавно, в декабре 2000 года. На этом Интернет-ресурсе, наряду с прямой трансляцией эфирного вещания (что стало уже привычным делом для многих радиостанций), создается архив самых интересных передач. Теперь легко можно восстановить ход событий, воспроизвести обещания и заверения ответственных персон, данные в прямом эфире.

Профиль клиента

Компания:
"Радио России"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Наталия Зубкова, руководитель Интернет-проекта

Проблема:
Разработка и реализация сайта "Радио России" в Интернете

Профиль партнера

Компания:
"Артехника"

Местонахождение:
Москва

Решение:
Разработка дизайна сайта, программирование баз данных и отображения информации; запись радиопрограмм, их оцифровка и размещение на сервере

Профиль партнера

Компания:
"Реллайн"

Местонахождение:
Москва

Решение:
Хостинг аудиосервера "Радио России" и подключение сайта к Интернету

Профиль партнера

Компания:
"Голден Лайн"

Местонахождение:
Москва

Решение:
Предоставление цифровых линий для работы сервера "Радио России".

Впрочем, такая возможность - лишь следствие появления сайта "Радио России". Создавался же он по гораздо более прозаичным причинам. Улучшение своего имиджа и расширение аудитории слушателей - вполне земные задачи, которые ставит перед собой каждая радиостанция. Грамотно построенное и постоянно поддерживаемое представительство в Интернете стало необходимым атрибутом современной радиостанции. Наличие сайта способствует и расширению аудитории радиослушателей - в основном за счет заинтересованных в новостях из России жителей других стран.

"Россияне, конечно, могут просто послушать эфир, - считает руководитель Интернет-проекта "Радио России" Наталия Зубкова. - А вот те наши люди, которые живут за границей, жалуются на практически полное отсутствие вестей с родины. Теперь информацию из России в любое время можно найти на нашем сайте. Как говорится, - из первых рук". Действительно, за границей прямой эфир "Радио России" можно послушать, пожалуй, только через Интернет. Если учесть, что на Западе технические проблемы доступа в Интернет решены повсеместно, Web-сайт радиостанции становится вполне реальным СМИ.

Наличие сайта значительно расширяет возможности радиостанции как таковой. Обычно радио работает только с голосом: здесь в принципе нет ни видеоряда, ни текста. Вопросы же о том, как, например, выглядят ведущие или где можно посмотреть программу передач, поступают регулярно. Интернет в этом случае - прекрасное средство для всестороннего рассказа о работе радиостанции. Именно поэтому сайт "Радио России" изначально был задуман как информационный портал, рассказывающий, помимо прочего, о самой компании, о работе радиостанции и о ее сотрудниках. "Конечно, ресурсы Интернета доступны пока не всем, - считает Наталия Зубкова. - Но если слушатель готов получать информацию из Сети, наша задача - предоставить ему такую возможность". Возможность публикации фотоматериалов, текстовой информации, а в дальнейшем и видео, может со временем значительно преобразить традиционное радиовещание.

Интернет-лик радиостанции

Разработка сайта "Радио России" была начата в сентябре 2000 года и продлилась чуть более 3-х месяцев. Как и в любом проекте внедрения ИТ, наиболее объемной частью работ стал сбор и систематизация информации о работе радиостанции и формирование модели готового решения (Web-сайта). "Разработать концепцию сайта - задача не простая, - рассказывает о процессе реализации проекта Наталия Зубкова. - То, как он будет выглядеть, зависит прежде всего от информационного наполнения ресурса. А чтобы собрать у сотрудников радиостанции сведения о технологиях их работы и понять, как сайт должен выглядеть, пришлось, конечно, потрудиться".

Разработку структуры Web-ресурса сотрудники "Радио России" взяли на себя. Основу сайта составила программа передач радиостанции, которая динамически формируется из базы данных, содержащей планируемые передачи на две недели вперед. По мере подготовки и выхода в эфир различных передач программа обрастает текстовой и аудиоинформацией, отражающей содержание эфира. Программа передач служит удобным инструментом навигации по сайту. На http://www.radiorus.ru реализован и традиционный контекстный поиск. Пользуясь размещенным на сайте "Календарем", можно перейти на определенный день и восстановить содержание транслировавшихся передач.

На сайте "Радио России", начиная с 19 сентября, ведется архив, правда, пока только нескольких передач. Это вызывающие особый интерес радиослушателей ток-шоу, выходящие в прямом эфире: "Персона грата", "От первого лица" и "Настоящее время". Кроме того, "заархивирована" ежедневная аналитическая новостная программа "В этот день - события в мире". Наталия Зубкова справедливо полагает, что информация из архива "Радио России" действительно актуальна: "Во-первых, потому что она эксклюзивна, а во-вторых, по настоящему интересна не только нашим слушателям, но и другим СМИ. У нас в гостях часто бывают видные деятели, и их мнение, высказанное в прямом эфире, часто неподготовленное, прекрасно характеризует и самих выступающих, и развитие событий в стране".

Со временем весь архив будет храниться и в текстовом виде, что, естественно, облегчит работу с ним. Для этого "Радио России" предстоит решить еще одну непростую задачу: составить стенограммы радио передач, отредактировать материал, привести его в "читаемую" форму.

В результате структура созданного по проекту "Радио России" сайта оказалась довольно сложной с точки зрения реализации, зато простой для дальнейшего информационного наполнения и поддержки. Сегодня сайт обновляют всего три редактора. В дальнейшем группа, поддерживающая Интернет-ресурс, будет расширена до 10 человек. При этом, по мнению Наталии Зубковой, никаких особых знаний редакторам сайта не требуется: "Конечно, мы приветствуем, если сотрудник нашей группы знает немного HTML, умеет свободно пользоваться Интернетом: такой редактор может гораздо больше сделать для нашего сайта. Но эти знания необязательны. Главное, чтобы отбирающие материал для сайта сотрудники были грамотными редакторами, все остальное они могут легко освоить".

Деньги и партнеры

"Радио России" - государственная организация, а значит, небогатая. Сложный сайт, содержащий несколько баз данных, поиск, интерактивные формы, - удовольствие довольно дорогое. Наталия Зубкова считает, что проект был реализован только благодаря поддержке, оказанной радиостанции ее партнерами. "К сожалению, средств, которые мы смогли выделить на реализацию проекта создания сайта, - говорит она, - было явно недостаточно для оплаты проделанного объема работ. Если бы не поддержка наших партнеров - компаний "Артехника", "Голден Лайн" и "Реллайн", этот проект вряд ли имел бы шанс завершиться".

Разработку дизайна сайта, а также программирование баз данных и отображения информации на страницах Web-ресурса взяла на себя "Артехника". Эта фирма осуществляет также запись радиопрограмм, их оцифровку и размещение на сервере.

"Артехника"

http://www.center.ru/art

Компания создана в 1998 году. Стратегическое направление - разработка и развитие проектов электронной коммерции в Интернете. "Артехника" специализируется на создании сложных Интернет-систем, основанных на технологии баз данных и сопровождение Интернет-систем. В качестве основной платформы использует программные продукты Oracle.

Как известно, аудиофайлы довольно объемны. Для их хранения необходимы большие серверные мощности. Хостинг аудио-серверу "Радио России" предоставила компания "Реллайн", она же обеспечила подключение сайта к Интернету. Для того чтобы наладить бесперебойное вещание в Интернете, а также удобную и быструю обработку аудиоинформации, необходимы также надежные каналы связи. В этой части проекта "Радио России" выручил другой партнер радиостанции - компания "Голден Лайн", предоставившая необходимые для работы сервера цифровые линии.. Бесперебойная работа сайта http://www.radiorus.ru - отличный показатель работы партнеров радиостанции.

ЗАО "Реллайн"

http://www.relline.ru

Компания предоставляет услуги доступа в Интернет (по выделенным каналам, Frame Relay, ADSL), пакетной телефонии, Web-хостинга. Участник проекта "Русский ИнфоЦентр".

ЗАО "Голден Лайн"

http://www.gl.ru

ЗАО "Голден Лайн" образовано в 1996 году из российско-канадского СП "Голден Лайн". Учредители - Московская городская телефонная сеть и компания Newbridge (по 50% акций). Телекоммуникационный оператор, специализирующийся на предоставлении в аренду внутригородских цифровых каналов связи в Москве для соединения между собой офисов компаний и обеспечения удаленного доступа в глобальные телекоммуникационные сети. Цифровая сеть "Голден Лайн" основана на технологии ATM.

Надо сказать, что сайт "Радио России" - не первый совместный проект этих трех компаний. Начавший работу около года назад "Русский ИнфоЦентр" (http://www.center.ru), на котором организовано вещание канала РТР в режимах прямой трансляции и видео по запросу, и сегодня остается одним из самых успешных российских проектов телевещания в Интернете. Кстати, дебют "Радио России" в Сети также состоялся на страницах "Русского ИнфоЦентра".

Интернет-будущее "Радио России"

Несмотря на то, что сайт "Радио России" уже запущен в эксплуатацию, его информационное развитие пока не завершено. В ближайшее время здесь появится подробные сведения о структуре государственной компании "Радио России", включая частоты вещания во всех городах нашей страны. Будет создана англоязычная версия сайта. Радиостанция планирует использовать свой Интернет-ресурс и для рекламы радиопередач. Анонсы наиболее интересных из них уже в ближайшее время появятся на сайте.

Росту популярности сайта в России, по мнению Наталии Зубковой, в немалой степени будет способствовать размещение здесь разнообразных опросов и форм. На сегодня на http://www.radiorus.ru существует только гостевая книга. Отзывы о работе сайта ежедневно оставляют 4-5 его посетителей. И хотя история ресурса пока невелика, по отзывам можно судить о составе аудитории сайта. Многие из постоянных посетителей здесь - иностранцы. В частности, первое письмо, появившееся на сайте в день начала его работы, было из Германии.

На сайте "Радио России" сегодня размещен также эфирный пейджер. Любой радиослушатель может отправить на него сообщение, которое будет передано ведущему передачи.

В ближайшем будущем на сайте "Радио России" появятся и другие разделы, которые позволят слушателям радио принять участие в формировании сайта. При этом Web-ресурс и эфирная студия будут жить общей жизнью. Опрос на сайте, по мнению Наталии Зубковой, приобретает особый смысл, когда диктор в прямом эфире задает вопрос, а ответить на него можно на сайте. Так будет проще для радиослушателей: им не придется бесконечно дозваниваться в попытках высказать свое мнение. Ведущий же сможет оперативно изучить реакцию аудитории и использовать полученный материал в передаче.

Работа с сайтом, безусловно, важна и для сотрудников радиостанции. Готовясь к очередной передаче, можно вернуться к более раннему материалу, сравнить изменение мнений людей с течением времени. "Конечно, для того, чтобы полноценно использовать наш сайт во время эфирного вещания, необходимо переоснастить студию, снабдить ее компьютером, доступом в Интернет. Но со временем, я думаю, Интернет для наших ведущих станет просто незаменим".

Сайту http://www.radiorus.ru еще предстоит пройти довольно длительный период раскрутки и в России, и на Западе. Для того чтобы жители удаленных регионов, например, Америки или Австралии, могли получать самые свежие новости, на "Радио России" в ближайшее время будет реализована круглосуточная работа отдела Интернет (сейчас его сотрудники работают с 9 до 21 ч. "Радио России" ведет переговоры с западными компаниями о размещении зеркал своего сайта в других странах.

Со временем, когда сайт приобретет необходимую популярность, его ресурсы, скорее всего, станут платными для западных слушателей. Тогда же начнет действовать коммерческая составляющая проекта. Правда, определенный экономический эффект от создания сайта можно наблюдать уже сегодня. "Я вижу интерес со стороны различных компаний и Web-ресурсов к нашей информации, - рассказывает Наталия Зубкова. - Даже если мы пока просто обмениваемся информацией, коммерческая основа в наших отношениях уже есть". Сегодня к использованию ресурсов сайта "Радио России" проявляют интерес разные компании. Среди них и российские, как например, "Страна.ру", так и зарубежные - радиостанции "Немецкая волна" (Deutche Welle), BBC.

"Радио России"

http://www.radiorus.ru

Радиостанция начала вещание в декабре 1990 года; первые ее сотрудники пришли с радиостанции "Юность" и Иновещания Гостелерадио. После августа 1991 года "Радио России" стало государственной радиостанцией, получив "первую кнопку", аудиторию Всесоюзного радио и начав вещание 24 часа в сутки. Сегодня сеть вещания "Радио России" (1100 передатчиков) - самая обширная в стране, ее слышат на всей территории России, в большинстве бывших республик СССР и на территории соседних государств. Станция вещает на СВ, ДВ, УКВ, ФМ и первой кнопке проводного радио; в 1999 году вышла в московский FМ-диапазон.

В течение почти 10 лет "Радио России" лидировало среди российских радиостанций. Падение ее популярности летом прошлого года повлекло за собой серьезный пересмотр планов, изменение сетки вещания и кадровые перемены. В итоге к своему 10-летнему юбилею "Радио России" вернуло себе первые места в общероссийском и столичном рейтингах радиостанций.