В 1994 году в Нижнем Новгороде была создана компания «Торговый дом «Народный». Сегодня Ассоциация продовольственных магазинов «Торговый дом «Народный» объединяет 16 продовольственных магазинов, три агентства недвижимости, строительную фирму, предприятие автосервиса и частное охранное предприятие. Основная специализация компании - розничная торговля. На текущий момент в ТД "Народный" работает около 1500 человек, более 800 из которых заняты в розничной торговле. В Ассоциации для сотрудников и покупателей издается своя газета, в которой можно найти последние новости компании и Нижнего Новгорода, а также информацию для покупателей.

Не так давно Ассоциация открыла четыре магазина, которые работают в режиме социального предприятия по обслуживанию малообеспеченных слоев населения. Цены в таких магазинах на 10-15% ниже, чем в среднем по городу. Пока они работают как прилавочные магазины, но уже в августе один их них был переведен в режим самообслуживания и теперь соответствует европейскому уровню дискаунтеров.

Профиль клиента

Компания:
"Торговый дом «Народный»

Местонахождение:
Нижний Новгород

Руководители:
Андрей Циликов, технический директор; Дмитрий Топорков, руководитель отдела информационного обеспечения.

Проблема:
Необходимость автоматизации торгового учета в связи с созданием магазина самообслуживания

Профиль партнера

Компания:
Внедренческий центр «Астор ВЦ»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Александр Бубнов, директор

Решение:
За несколько недель была внедрена и настроена система комплексной автоматизации торговли на базе пакета "Астор: Торговый Дом"

Кто поможет создать магазин самообслуживания?

Несколько лет назад руководство ТД задалось целью создать в рамках компании современный магазин самообслуживания. Такой магазин требует высокого уровня автоматизации и подготовки персонала. В частности, необходимо установить специализированное оборудование - POS-терминалы (point of sale - точка продажи), сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных, а также подключить POS-терминалы к компьютерной сети, интегрировать ПО front-office (программы на кассовых аппаратах) с ПО back-office (на компьютерах в учетной службе компании). Кроме того, требуется установить кассовый сервер, который служит накопителем данных с POS-терминалов в режиме online и с которым также работает система back-office (разумеется, система должна включать мощные вычислительные средства, позволяющие быстро обрабатывать данные и подготавливать необходимые отчеты для управления торговлей в режиме реального времени). И наконец, магазину самообслуживания необходим персонал, обученный работе со специализированным торговым оборудованием и программным обеспечением.

Естественно, для решения задач автоматизации требуется соответствующий программно-аппаратный комплекс. "Проблема, которую необходимо было решить в самом начале, - это найти партнера, который смог бы обеспечить должный уровень автоматизации наших магазинов, - говорит Андрей Владимирович Циликов, технический директор ТД "Народный". - В Нижнем Новгороде было достаточно трудно подобрать такого партнера: сказывалось отсутствие опыта в автоматизации магазинов самообслуживания. После нескольких неудачных попыток в своем городе мы решили перенести поиск в Москву, и в январе 2000 года наша компания начала работу с первым партнером, найденным в столице".

"Мы выдвигали серьезные требования к партнеру, - продолжает Дмитрий Александрович Топорков, руководитель отдела информационного обеспечения ТД «Народный». - Ведь в числе прочего нам предстояло объединить весь поток информации, обрабатываемой в Ассоциации, упорядочить ее, обеспечить своевременную обработку оперативных данных и передачу их в бухгалтерский учет, исключить двойную обработку информации и, соответственно, проблему двойного ввода данных, автоматизировать централизованный бухгалтерский учет. К тому же с помощью партнеров мы рассчитывали унифицировать и оптимизировать работу персонала, сократить время поставки продуктов питания в торговые точки компании и соответственно избежать потери от порчи продуктов".

Партнер найден в Москве

Поиски среди московских поставщиков решений для розничной торговли велись с помощью специализированной прессы. Так была найдена одна из крупных компаний, продвигавшая решение задач автоматизации розничного магазина. После долгих переговоров и демонстраций предлагаемых решений заказчики поняли, что внедрение будет сопряжено со значительными сложностями и не позволит интегрировать в систему бухгалтерский учет. Самое же главное - компания-поставщик не обеспечивала поддержку в нижегородском регионе. Отсутствие гарантированного сервиса и комплексного подхода к автоматизации заставило ТД "Народный" отказаться от услуг данного поставщика и продолжить поиск.

Последовало обращение в другую фирму, поставляющую комплексное решение для front-office. И здесь заказчикам порекомендовали компанию «Астор ВЦ». Эта компания - дочернее предприятие и партнер фирмы "1С", разработчик специализированной информационной системы «Астор: Торговый Дом», построенной на базе известного пакета «1С:Предприятие 7.7».

«Астор ВЦ»
http://www.1c-astor.ru
Внедренческий центр - дочернее предприятие фирмы «1С». «Астор ВЦ» поставляет на рынок комплексные решения задач автоматизации и управления на базе типовых отраслевых решений на платформе «1С:Предприятие» ("Астор: Торговый Дом", "Астор: Ваш Магазин", "Астор: Общепит", "Астор: Ресторан"). Внедренческий центр имеет статус "1С:Франчайзи", официального партнера компаний «Сервис Плюс» и UCS. Его клиентами являются около тысячи предприятий России и стран СНГ; среди них - «Ив Роше Восток», сеть супермаркетов «Патэрсон», супермаркет Beta Stores, РАО “Роснефть”, ВГТРК, "Делта Спорт", “Фольксваген Груп Автомобили”, ресторан посольства Великобритании.

"Нам сразу понравилось предложение компании «Астор ВЦ», - говорит Андрей Циликов. - Оно предусматривало комплексную автоматизацию всех бизнес-процессов нашей компании, от операций в front-office и back-office до взаимодействия с поставщиками. Не раздумывая, буквально за один день, мы согласились заключить контракт именно с «Астор ВЦ», хотя их решение получалось дороже, чем у других поставщиков. Такой выбор давал нам ряд преимуществ. Во-первых, «Астор ВЦ» имеет партнеров в Нижнем Новгороде и берет на себя все вопросы сервисного обслуживания системы. Во-вторых, программный продукт «1С:Предприятие» широко известен и распространен как в Москве, так и в регионах - это означает, что есть много специалистов, которые умеют с ним работать. При необходимости мы без труда найдем на месте специалиста, который поможет во всем разобраться, не нужно вызывать дорогостоящего консультанта из Москвы. Кроме того, сама система "1С:Предприятие " - гибкая и открытая, ее возможности удовлетворяют требованиям нашей компании к функциональности. «Астор: Торговый Дом» - инструмент для автоматизации магазинов самообслуживания, включающий все необходимое для работы супермаркетов и оптовых складов".

"Это решение, базирующееся на системе «1С:Предприятие 7.7», может работать как в файл-серверном, так и в клиент-серверном варианте на СУБД Microsoft SQL Server 7.0, - добавляет Дмитрий Топорков. - Для нас также немаловажно было наличие успешных внедрений системы «Астор: Торговый Дом» в других магазинах. При этом разработчики указывали на высокую скорость внедрения, легкость освоения и использования системы, возможность самостоятельного и простого модифицирования отчетов и добавления новой функциональности. Все это подтвердилось. Мы действительно быстро запустили систему и сейчас самостоятельно создаем отчеты для нашего руководства. Не менее важна и возможность обновления регламентированной отчетности при изменениях в законодательстве и в учете. Это снижает стоимость владения программой, в частности, расходы на обслуживание и поддержку в рабочем состоянии".

"Многие наши знакомые ранее уже хорошо освоили систему «1С:Предприятие» и рекомендовали нам ее, но из-за устоявшегося ошибочного мнения, что программы фирмы "1С" - только для небольших компаний, автоматизирующих бухгалтерский учет, мы первоначально не обращали на них внимания, - продолжает Андрей Циликов. - Между тем обеспечение компанией-поставщиком технологического сопровождения своих систем, наличие самой большой сети партнеров в странах бывшего СССР, полезные консультации специалистов при внедрении системы - все это доказало правильность нашего выбора партнера".

Внедрение - дело нескольких недель

После подписания с "Астор ВЦ" контракта на поставку, установку и внедрение системы «Астор: Торговый Дом» партнеры за четыре дня установили и настроили POS-терминалы Siemens Nixdorf Beetle MF-20 и программное обеспечение: «1С:Предприятие 7.7 для SQL Комплексная конфигурация», СУБД Microsoft SQL Server 7.0 и систему «Астор: Торговый Дом». Всю работу выполнили три специалиста компании «Астор ВЦ», один из которых отвечал за вычислительную сеть, а двое - за функционирование систем «1С:Предприятие 7.7» и «Астор: Торговый Дом».

После установки системы неделя ушла на ввод исходных данных - номенклатуры товаров, начальных остатков и реквизитов. Затем в течение первых двух недель работы магазина специалисты Ассоциации и компании «Астор ВЦ» совместно осуществляли продуктивное сопровождение. За это время в систему были внесены доработки, в результате которых система оказалась «заточенной» под требования заказчика. Ассоциация таким образом автоматизировала все процессы от управления закупками до работы кассового зала.

Автоматизация розничной торговли в действии

Оперативный и бухгалтерский учет по всем розничным магазинам ТД "Народный" обеспечивают 12 операторов, которые отвечают за обработку, приход и распределение товаров по всем магазинам. Из них два оператора занимаются информацией, поступающей из магазинов, а 10 обрабатывают данные на складе. В настоящий момент с системой «Астор: Торговый Дом» работают три человека на участке бухгалтерского учета, один человек на участке расчета зарплаты и 10 человек на участке оперативного торгового учета. В торговом зале заняты один старший кассир и четыре кассира, которые работают на четырех POS-терминалах с системой back-office «Астор: Торговый Дом».

В службе информационных технологий есть два специалиста, выполняющих функции начальника и системного администратора для всей Ассоциации. В обязанности службы ИТ входит обслуживание всего парка компьютеров (более 40 компьютеров в сети и три сервера в офисе Ассоциации), администрирование и сопровождение сетевого и специализированного ПО, синхронизация информационных потоков из удаленных торговых точек и офисов, разработка специализированных отчетов для руководства в системе «Астор: Торговый Дом».

«Эффективность работы магазина повысилась, - говорит Андрей Циликов. - После ввода системы в эксплуатацию оборот увеличивается с каждым месяцем, с начала внедрения рост составил 100%. Создание магазина самообслуживания в Ассоциации повысило конкурентоспособность предприятия. Мы объединили и упорядочили все потоки корпоративной информации. Теперь они проходят через систему «Астор: Торговый Дом». Упростилась и унифицировалась работа персонала, отвечающего за учет. Мы избавились от рутины и полностью исключили двойную запись, соответственно сократив число ошибок. Система работает в распределенном режиме - на складе и в розничном магазине, что позволяет автоматически синхронизировать данные без ручного труда. Ведется централизованный бухгалтерский учет по всей Ассоциации. Уменьшилось время поставок продуктов питания и связанные с этим потери. Мы очень благодарны коллективу "Астор ВЦ" за грамотный и профессиональный подход к внедрению на нашем предприятии системы автоматизации торговли».

После открытия в августе магазина самообслуживания Ассоциация планирует и дальше открывать новые современные магазины, обеспечивающие высокий уровень обслуживания населения Нижнего Новгорода. "Мы уверены, что сможем реализовать эти планы, так как уже обладаем опытом, а главное - работающей системой автоматизированного учета", - заключает Андрей Циликов.

ООО «ТД «Народный»
Ассоциация продовольственных магазинов «Торговый дом «Народный», основанная в 1994 году в Нижнем Новгороде, сейчас объединяет 16 продовольственных магазинов, три агентства недвижимости, строительную фирму, предприятие автосервиса и частное охранное предприятие. Основная специализация компании - розничная торговля. В Ассоциации работает около 1500 человек, более 800 из которых заняты в розничной торговле.