Телекоммуникационная компания “Бизнес связь Холдинг” с 1998 года предоставляет принципиально новый вид телефонного сервиса — услуги интеллектуальной сети связи (ИСС). Во всем мире данная услуга обычно именуется «Аудиотекс» (Audiotex). С точки зрения пользователя в самом распространенном варианте ИСС означает возможность получения разнообразной информации с помощью обычного телефона. Применяют ИСС чаще всего в информационных областях, где не требуется живого общения абонента и оператора. Услуга предполагает использование фиксированной формы ответа на стандартные запросы, например, о состоянии банковского счета, курсе валют, прогнозе погоды и так далее. На первый взгляд кажется, что все довольно просто, однако такое впечатление обманчиво.

Профиль клиента

Компания
АООТ "НПП Бизнес связь Холдинг"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Сергей Доровских, директор-координатор

Проблема:
Создание интеллектуальной сети связи федерального уровня

Профиль партнера

Компания
Forte-IT

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Дмитрий Хинжинский, руководитель отдела компьютерной телефонии

Решение:
Разработка ПО для оборудования Dialogic

Ресурсы и партнеры

Опыт операторов в области предоставления интеллектуальных услуг связи во второй половине 1990-х был невелик. Конечно, внедрения происходили, но исключительно на местном уровне. Компания “Бизнес связь” тогда поставила перед собой глобальную задачу — вывести услуги ИСС на федеральный уровень, максимально развить и популяризовать их среди абонентов и пользователей всей России.

Поначалу требовалась кропотливая работа, чтобы получить в свое распоряжение необходимые ресурсы — линии связи и оборудования. Для тарификации платных услуг нужно было открыть новый код, соответствующий географической зоне. Задача усугублялась тем, что Россия разделена на регионы и федеральные округа общим числом 89. Соответственно в каждом федеральном округе работает местный оператор связи (ОАО "Электросвязь"). “Проблема состояла в необходимости устанавливать договорные отношения по вопросам пропуска трафика и взаиморасчетов за него, — вспоминает директор-координатор “Бизнес связь Холдинга” Сергей Доровских. — Приходилось также напрямую прорабатывать технические вопросы с каждым оператором связи. Единой системы, на базе которой можно было бы предоставлять интеллектуальные услуги на территории всей России, тогда еще не было”.

Оборудование

Для реализации ИСС требуется телефонно-компьютерная платформа, представляющая собой комплекс соответствующего оборудования и программного обеспечения. “Вначале мы использовали оборудование одного из европейских производителей, практически не известного в нашей стране, — рассказывает Сергей Доровских. — В Европе оно имело некоторое распространение и применялось в основном для автоматизации справочных услуг. Его устанавливали в европейских банках для организации телебанкинга — услуги, с помощью которой клиенты могут по телефону управлять своим счетом. Данные системы имели узкую направленность и не были рассчитаны на предоставление широкого спектра услуг, однако их применение позволило компании “Бизнес связь” приобрести первый опыт внедрения в России интеллектуальных сетей связи. В России на федеральном уровне начали оказываться интеллектуальные услуги под кодом 8-809".

В поисках более универсального и гибкого оборудования компания “Бизнес связь” начала присматриваться к продуктам компании Dialogic (http://www.dialogic.com). Они отличались большей гибкостью, имели большие потенциальные возможности и для ряда задач подходили лучше, чем любое другое оборудование. Решение было принято, и с 1999 года “Бизнес связь” приступила к активному его использованию.

Программное обеспечение

Выше мы упомянули, что эффективность работы оборудования Dialogic очень сильно зависит от устанавливаемого ПО. Желая оптимальным образом оснастить свою систему, “Бизнес связь” в 2000 году начала сотрудничать с отечественной компанией Forte-IT, одно из направлений деятельности которой — разработка ПО для систем компьютерной телефонии. “Программное обеспечение Forte-IT, установленное на Dialogic, практически полностью удовлетворяет потребности в сфере оказания интеллектуальных услуг, — считает Сергей Доровских. — Компания очень гибко подходит к потребностям операторов, стараясь разработать ПО с учетом конкретных задач, конкретного пользователя, конкретного места”.

Forte-IT
http://ct.forte-it.ru
Направления деятельности компании включают разработку и поддержку информационно-правовой системы “Кодекс” (банк данных юридической и деловой информации); организацию онлайнового доступа к базам данных по законодательству РФ, Москвы и Московской области; развитие систем компьютерной телефонии; разработку Интернет-проектов; продвижение отечественного ПО для автоматизации бухучета, офисной деятельности и торгового оборота.

Одно из главных достоинств ПО Forte-IT, с точки зрения связистов, — это наличие программной среды, которую оператор может самостоятельно использовать для организации своих услуг. Ряд российских компаний, работающих на рынке ПО для компьютерной телефонии, предлагают разнообразные программные решения — те или иные информационные услуги, дебетовые карты и т. д. Но оператору невыгодно под каждую свою задачу приобретать отдельное решение. С помощью среды разработки, предоставляемой фирмой Forte-IT, специалисты компании “Бизнес связь” своими силами создают необходимые программные функции для реализации новых интеллектуальных услуг.

“Мы, начиная с 2001 года, очень плотно работаем с Forte-IT, — говорит Сергей Доровских. — Партнерство оказалось взаимовыгодным. Мы интересны для этой компании широтой наших задач. Благодаря этому сотрудничеству разработчики Forte-IT стали лучше понимать нужды других операторов связи и наполнять свой продукт более разнообразными функциями. Мы являемся сейчас чем-то вроде зоны опытной эксплуатации для их разработчиков”.

Перспективы

В настоящее время в России разрабатывается программа развития федеральной интеллектуальной сети связи. Сеть должна строиться путем интеграции в единое целое сетей и узлов интеллектуальных служб региональных и коммерческих операторов связи. Такое классическое построение сети часто используется на Западе.

Например, английский оператор British Telecom располагает сетью, где на базе оборудования английской компании Telspec (http://www.telspec.co.uk) смонтировано 600 узлов интеллектуальных услуг. Таким же образом построена сеть в Испании (оператор Telefonica) и в ряде других европейских стран. В нашей стране также устанавливаются узлы Telspec, например, у операторов "Хантымансийскокртелеком" и "Южный Телеком". “Бизнес связь” также использует оборудование Telspec.

Компания “Бизнес связь”, развивающая направление интеллектуальных услуг, при построении своей сети стремится использовать принципы, закладываемые в федеральную программу развития ИСС. В частности, это касается использования оборудования одного производителя. Однако на сегодняшний день в интеллектуальной сети компании задействовано оборудование трех западных фирм, так как ни одно из этих трех решений пока не покрывает всего круга задач.

В настоящее время частично выработаны, а частично разрабатываются нормативы взаимодействия между операторами, правила использования оборудования, что позволит в дальнейшем избежать нестыковок из-за различия протоколов разных производителей.

Пользователи

В нашей стране сектор интеллектуальных услуг пока находится в начальной стадии развития. По оценке компании “Бизнес связь Холдинг”, объем интеллектуальных услуг составляет сегодня менее 1% от объема услуг международной и междугородной связи. На Западе аналогичное соотношение зачастую достигает 10—15%, а в 2005 году, как ожидается, достигнет 50%.

Однако уже в течение нескольких лет у пользователей российской телефонной сети есть возможность приобрести ряд информационных услуг, в том числе на базе интеллектуальной сети компании “Бизнес связь”. Человеку достаточно набрать на обычном телефонном аппарате номер: 8-гудок-809 для того, чтобы получить интересующую его информацию. Код 809 — это виртуальный код города (код негеографической зоны), используемый для направления всех вызовов в центр предоставления услуги с последующей их тарификацией. Многие телефонные линии обеспечивают возможность одновременного доступа к данной услуге тысячам абонентов из любой точки страны.

“Бизнес связь Холдинг” с помощью своей интеллектуальной сети оказывает несколько видов услуг ИСС, в частности, информационные услуги почтовых и голосовых ящиков для корпоративных клиентов. Сегодня компания тесно сотрудничает с множеством различных информационных агентств, телевизионных и радиокомпаний, а также других организаций, заинтересованных в телефонных услугах ИСС. Так, пользователями услуг являются центральные каналы телевидения (ОРТ, НТВ, ТВ-6, ТВЦ, М1, СТС и т. д.), на которых проводятся телевизионные опросы аудитории, игровые и развлекательные программы и т. п. Телевидение в ближайшем будущем вообще не сможет обходится без услуг ИСС, так как только этот инструмент сегодня позволяет многотысячной аудитории в прямом эфире общаться с телевизионной студией.

В предоставлении информационно-интерактивных услуг сегодня заинтересованы и российские регионы, где также действуют локальные средства массовой информации, телевизионные каналы. Интеллектуальные услуги в настоящее время активно предоставляются в Пермской области, Ханты-Мансийском округе, Удмуртии, Краснодарском крае. Практически в каждом регионе можно получить информационные услуги по телефону (справки о погоде, курсе валют и т. д.).

Кроме того, сейчас в компании “Бизнес связь Холдинг” разрабатываются интеллектуальные услуги в области медицины ("доктор по телефону"), служб знакомств и клубов по интересам, заказов авиа- и театральных билетов, виртуального казино — список можно продолжать. В дальнейшем компания планирует создать крупнейший центр телефонного обслуживания (call-центр), в котором будут ежедневно обслуживаться сотни тысяч пользователей по десяткам тысяч вопросов.

Планируется развитие услуг на базе объединения телефонных сетей с Интернетом (получение электронной почты по телефону), а также с мобильными сетями. К слову, в настоящее время оборудование Dialogic широко используется в мобильных сетях для поддержки корпоративных клиентов. Система учета баланса клиентов также базируется на Dialogic. “Это оборудование успешно работает в определенной нише интеллектуальных услуг, поэтому в ближайшем будущем, если на рынке не появятся другие решения, отказываться от него наша компания не собирается”, — подчеркнул Сергей Доровских.

Перспективы развития ИСС весьма внушительны. Если обратиться к примеру использования интеллектуальных сетей за рубежом, то в качестве своеобразного достижения можно упомянуть испытание в Сингапуре системы выборов в органы власти. "Не вставая с дивана", по обычным телефонам граждане по всей стране участвовали в избирательной кампании. Результат выборов стал известен через пару часов после их окончания, а динамику победы или проигрыша кандидатов все желающие наблюдали в режиме реального времени по телевизору. Кстати, аппаратно-программная платформа, аналогичная сингапурской, применяется компанией “Бизнес связь” в России. Другими словами, спектр возможного использования услуг ИСС ограничивается только фантазией и потребностями конкретного рынка.

«Бизнес связь»
http://www.bsh.ru
Компания, образованная Министерством связи России, Государственным научно-исследовательским институтом Радио (НИИ Радио) и Центром международных расчетов, начала свою деятельность в 1991 году как научно-производственное предприятие. В 1993 году предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа. Акционерами стали сотрудники компании.

Сегодня АООТ "НПП Бизнес связь Холдинг" выступает в качестве оператора спутниковой связи на основании лицензий, выданных Государственным комитетом по связи и информатизации Российской Федерации. Компания обеспечивает полный комплекс телекоммуникационных услуг — от радиорелейной телефонной связи до подачи телевизионного сигнала в любую точку мира.