Использование Web-технологий в корпоративных структурах самого различного профиля становится обычной практикой на российском рынке. Компаниями накоплен обширный опыт, на основе которого можно выделить общие проблемы и достижения корпоративных Web-разработок. Один из примеров достаточно успешной Интернет-разработки для корпоративного заказчика — совместный проект крупнейшего в России информационного агентства РИА "Новости" и разработчика заказного программного обеспечения компании Xanadu Business Solutions.

Профиль клиента

Компания
РИА "Новости"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Анна Турчанинова, руководитель Интернет-группы

Проблема:
Автоматизация процессов подготовки и распространения информации

Профиль партнера

Компания
Xanadu Business Solutions

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Оксана Радкевич, менеджер проекта

Решение:
Разработка специализированного заказного решения на базе Интернет-технологий

Информация: верхушка айсберга

Информационное агентство РИА "Новости" — один из ведущих поставщиков оперативной информации на российском рынке СМИ. Структура производства информации и ее доставки потребителям складывалась в агентстве десятилетиями. В РИА "Новости" работают десятки подразделений, отвечающих за обработку разнотипной информации — оперативной новостной ленты, фотоматериалов, справочной информации, аналитики и т.д. Кроме головного офиса, по всей России и во многих зарубежных странах имеются корпункты.

Важную роль в работе агентства играют коммерческие и маркетинговые службы. С развитием Интернет-технологий стало очевидно, что с их помощью можно в значительной степени автоматизировать процесс обработки информации, координировать работу подразделений агентства, обеспечивать оперативную связь с потребителями и заказчиками. РИА "Новости" одним из первых среди крупных российских агентств стало применять Интернет-технологии для перестройки своей внутренней деятельности. А в декабре 2000 года было принято решение открыть значительную часть информационных ресурсов компании для свободного доступа на сайте агентства — http://www.rian.ru. Таким образом РИА "Новости" заявило, что агентство готово к наступлению эпохи новых технологий, новых информационных стандартов, готово работать на открытом рынке информации.

Понятно, что все эти важные идеологические решения должны были опираться на прочную технологическую базу. И здесь большую роль сыграло то, что РИА "Новости" выбрало своим технологическим партнером профессиональную компанию, имеющую опыт работы именно на рынке разработок информационных систем, — Xanadu Business Solutions.

Xanadu Business Solutions
http://www.xanadu.ru
Одно из трех самостоятельных направлений в составе фирмы Xanadu, созданной в 1998 году (другие два подразделения — Xanadu Studio и Xanadu Media). Создает и внедряет заказное ПО, оказывает консалтинговые услуги в области управления организационными и технологическими процессами предприятия на основе ИТ, разрабатывает корпоративные информационные системы, интранет-решения, системы интегрированной логистической поддержки, управления документооборотом, оперативного учета и планирования, анализа финансовой деятельности и маркетинговых данных.

Интернет-представительство у РИА "Новости" было и раньше. Новый сайт агентства, сложный по структуре и «заточенный» под оперативную публикацию больших объемов информации, должен был стать своеобразной "верхушкой айсберга" в сложной внутренней структуре агентства. Новый информационный проект был посвящен выработке долговременной технологической стратегии присутствия организации в Сети.

Технологии: внутри и снаружи

Работы над корпоративной системой РИА «Новости», начатые компанией Xanadu Business Solutions в середине 2001 года, были разделены на два самостоятельных направления, связанных соответственно с организацией внутрикорпоративной деятельности на базе Интернет-технологий и с созданием собственно публичного Интернет-ресурса. Подобное разделение стало сейчас фактически правилом развития любого корпоративного Web-проекта. При этом методология и цели, преследуемые при создании публичного ресурса, остаются более или менее инвариантными. А часть, непосредственно связанная с поддержкой внутренних бизнес-процессов средствами Интернета, в каждом проекте более или менее уникальна.

Именно к этой части работы с корпоративным клиентом все ведущие разработчики подходят по-разному. Это важно понимать прежде всего потому, что конечный успех корпоративного Web-проекта зависит именно от удачной разработки внутренней системы, а не от создания "эффектного" Интернет-представительства (как часто думают заказчики и пользователи). Следует также отметить, что взаимодействие двух направлений Интернет-разработок корпоративного уровня становится теснее по мере развития проекта. И пример РИА "Новости" — в этом плане не исключение.

Еще одно, не менее важное условие успеха — способность системы в целом к изменениям и модификациям, связанным с постоянным развитием проекта. Самый простой пример необходимых изменений — периодическое обновление контента на корпоративном сайте. Как мы неоднократно отмечали ранее, развитие линейки программных продуктов управления Web-контентом на мировом рынке давно сформировалось в отдельное направление. Говоря об управлении контентом, и пользователи, и разработчики постепенно стали иметь в виду не только методы непосредственной корректировки содержимого Интернет-ресурса, но и целый комплекс приемов, в совокупности имеющих прямое отношение к электронному документообороту, а также к методам коллективного взаимодействия. Сюда относится совместная работа группы специалистов над контентом, утверждение изменений, управление версиями и т. д.

На нашем рынке системы документооборота с "выходом" на корпоративные Интернет-сайты — пока редкость. Сотрудничество РИА "Новости" и Xanadu Business Solutions — один из немногих успешных примеров плавного слияния внутренних процессов работы над потоком информации и ее "внешнего" воспроизведения. Компания-разработчик создала редакционный Web-интерфейс, который служит одновременно и для обработки информации внутри агентства, и для публикации ее на страницах сайта. С помощью одного и того же инструментария разные подразделения агентства могут вести как независимую друг от друга работу, так и координировать совместную деятельность. Большое внимание при разработке было уделено дружественности интерфейса ПО, его интуитивной понятности.

"К хорошим сторонам разработанной системы, безусловно, относится, легкость ее модернизации. За год, прошедший с начала проекта, мы меняли постановку задач несколько раз, и ни разу новые задачи не поставили разработчиков в тупик», — говорит руководитель Интернет-группы РИА "Новости" Анна Турчанинова.

“Мы понимали, что агентству очень скоро придется работать с огромными массивами информации и обрабатывать ее в режиме, близком к реальному времени. А то, что при всем этом Интернет-направление становится одним из ключевых в бизнесе компании, диктовало необходимость устойчивой работы программного комплекса", — признается менеджер проекта компании Xanadu Business Solutions Оксана Радкевич. И дело тут даже не просто в выборе технологической платформы (специалисты Xanadu Business Solutions в данном проекте сделали выбор в пользу СУБД и средств разработки фирмы Oracle — в частности, активно используется пакеты DBMS JOB и InterMedia).

"Внутренние бизнес-процессы нашего клиента организованы на базе интрасети, а идеологически предложенное решение представляет собой некую специфическую форму документооборота, которая, я думаю, имеется на каждом предприятии, — говорит Оксана Радкевич. — Одна из сильных сторон нашей деятельности — способность проанализировать систему документооборота клиента и предложить конкретный вариант информационной поддержки его бизнеса”.

В случае с РИА "Новости", в частности, имеет место такая специфическая форма документооборота, как работа с фотоматериалами. Предложение соответствующей продукции через Интернет сопряжено не только с возможностью ее представления и передачи средствами Web-технологий, но и с сопутствующими задачами — организацией проблемно-ориентированного хранения материалов, сканированием печатных материалов, оформлением заявок, расчетом цены в зависимости от условий использования и последующим анализом данных. Поддержка электронного документооборота, связанного с движением информационных фотоматериалов агентства, также создается компанией-разработчиком на основе Интернет-технологий. И подобное решение служит удачным примером, иллюстрирующим связь публичного Web-ресурса с бизнес-процессами компании, которая по мере развития проекта становится все более тесной.

Применение Интернет-технологий смещает акценты корпоративной автоматизации. Наряду с важностью чисто транзакционных задач информационной поддержки тех или иных операций, проблема электронного взаимодействия в самых различных формах представляется все более значительной. Не случайно множество самых востребованных на сегодняшний день решений в области электронного бизнеса обеспечивают вендоры, известные как поставщики решений для документооборота.

Все это не может не натолкнуть на мысль о появлении некоторых тиражируемых решений, которые объединили бы в себе преимущества систем автоматизации документооборота и Интернет-технологии. По ряду признаков такие решения могли бы быть сейчас весьма востребованными на рынке. С этим в целом согласны и сотрудники Xanadu Business Solutions, однако они признают, что пока не готовы полномасштабно выходить на рынок со своими решениями. “В принципе у нас есть готовые коробочные решения, которые мы могли бы предложить рынку. Однако продвижение продукта подобного рода сопряжено с наличием мощной и разветвленной сети поддержки клиентов, унифицированных методов работы с ними, созданием партнерской сети. У нас пока нет возможности наладить поддержку на должном уровне”, — говорит Оксана Радкевич.

Маркетинг: целевая аудитория

Одна из типичных проблем корпоративных Web-разработок — необходимость выбора между понятным стремлением заказчика к повышению посещаемости своего сайта и работой с более узкой целевой аудиторией, ориентированной на основную тематику его бизнеса.

“В значительной степени перестроив принципы работы по распространению информации, мы стремились в то же время сохранить наших традиционных подписчиков из числа более узкой профессиональной аудитории, — говорит Анна Турчанинова. — С другой стороны, одной из основных задач было максимально адаптировать сайт для массового пользователя, который привык к определенному стандарту подачи информации в Интернете”.

Наличие целевой аудитории Интернет-проекта — одно из необходимых условий его успешности. Целевую аудиторию могут составить, к примеру, оптовые покупатели продукции, любительские ассоциации или же потенциальные инвесторы (все это было описано в наших материалах ранее). В случае РИА "Новости" это сообщество специалистов, профессионально работающих с информацией; менее крупные информационные агентства, а также организации, занимающиеся сбором, обработкой, обобщением контента, поступающего из различных источников, и адресной его рассылкой своим подписчикам.

Методы работы с целевой аудиторией, привлечения и удерживания ее на сайте — это скорее область маркетинга, чем технологических разработок. Однако структура корпоративного сайта должна находиться в прямой зависимости от того, какие методы борьбы за потенциальных клиентов выбирает отдел маркетинга. И прежде чем решиться выйти в новое пространство конкурентной борьбы, организация должна выбрать, как она будет трансформировать методы своей работы с целевой аудиторией, как может измениться ее бизнес после внедрения в него Интернет-технологий. В случае с РИА "Новости" решение открыть информационные продукты агентства на сайте резко изменило приоритеты работы с традиционными потребителями продукции агентства. Необходимо стало не столько искать конкретного платежеспособного заказчика, сколько заботиться о том, чтобы об информации, имеющейся у агентства, имело представление как можно большее количество ее потенциальных потребителей.

“Успех информационного Интернет-проекта зависит от трех равноценных составляющих: информация, технологии, маркетинг. Информации у нас больше, чем у кого бы то ни было на этом рынке. Технологические проблемы в основном решены. Дело за маркетингом, за работой с целевой аудиторией," — утверждает Анна Турчанинова.

РИА «Новости»
http://www.rian.ru
Государственное информационно-аналитическое агентство Российской Федерации РИА "Новости" ("Вести”) образовано в 1991 году на базе Агентства печати “Новости” и ведет свою историю от Совинформбюро, созданного в 1941 году. Один из крупнейших поставщиков новостной информации на российском рынке. Ежедневно распространяет актуальную общественно-политическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском, основных европейских и арабском языках. Информация доводится до потребителя через Интернет, по другим каналам электронной связи, а также в виде печатных вестников, бюллетеней и справочников. РИА "Новости" обладает широкой корреспондентской сетью на территории РФ, СНГ и более чем в 40 странах мира.