В 1999 году немецкий концерн BMW принял решение о производстве своих автомобилей в России на калининградском заводе ЗАО «Автотор». В марте 2001 года завод получил международный сертификат качества ISO 9002 и был признан одним из лучших заводов BMW по сборке. Все автомобили BMW, собранные в России, специально адаптированы для эксплуатации в российских условиях (оснащены пакетом для «плохих» дорог). Отметим, что международное сотрудничество завода этим не исчерпывается, — в настоящее время, помимо нескольких моделей BMW, на производственных площадях «Автотора» выпускается шесть моделей KIA Motors. Проектная мощность производства — 35 тыс. автомобилей в год.

Эти проекты изначально были сопряжены с определенными трудностями. Для производства каждой модели BMW и KIA на «Автоторе» выделены свои производственные площади, расположенные в разных концах города. Кроме того, некоторые подразделения — маркетинговые и коммерческие службы, занятые продажами и закупками, службы по работе с дилерами, гарантийному и сервисному обслуживанию — находятся в Москве. Так что предприятие в целом представляет собой весьма разветвленную структуру, располагающуюся на достаточно обширной территории.

С точки зрения организации связи на таком предприятии важно также, что один из заводов «Автотора» находится в пригородной зоне, где стоит еще поселковая декадно-шаговая АТС. Даже дозвониться до этой станции бывает сложно, не говоря уж о том, чтобы обеспечить надлежащий обмен данными с другими предприятиями Калининграда, столичными представительствами, с партнерами в Германии, Корее и Польше.

Между тем оперативная связь крайне необходима современному предприятию для эффективной и согласованной работы всех служб. Исполнительный директор «Автотора», отвечающий за производство на двух производственных площадках завода, физически находится на одной из этих площадок, но ему постоянно необходима оперативная связь со всем производством, детальная информация от производственных подразделений и диспетчерской службы, чтобы отслеживать и контролировать отгрузку продукции, а также ситуацию на производстве и на складах. «Если мы не можем, скажем, в течение пятнадцати-двадцати минут связаться с человеком, то мы не можем оперативно решить проблему на конвейере, а это чревато серьезными последствиями, вплоть до его остановки, — признается Игорь Волченко, начальник отдела автоматизированных систем управления производством ЗАО «Автотор». — Часто бывает необходимо принимать достаточно быстро управленческие решения, связанные с финансами, и согласовывать работу различных служб. Поэтому существовавшая система связи нас не устраивала».

И раньше ситуация, обусловленная качеством городских линий связи, была достаточно напряженной. Часто не удавалось даже позвонить и просто выяснить к определенному часу, какая ситуация складывается в том или ином цехе или подразделении. Поэтому руководство «Автотора» приняло решение о коренной реорганизации системы связи — ее предстояло создать практически заново.

Профиль клиента

Компания:
ЗАО «Автотор»

Местонахождение:
Калининград, Москва

Руководитель проекта:
Игорь Волченко, начальник отдела автоматизированных систем управления производством

Проблема:
Создание корпоративной структуры связи, объединяющей в единое информационное пространство территориально удаленные филиалы и производственные площадки предприятия

Профиль партнера

Компания:
МЕТАП

Местонахождение:
Москва, С.-Петербург

Руководитель проекта:
Игорь Москаленко, начальник отдела технической поддержки клиентов

Решение:
Поставка и инсталляция в единую систему трех станций УАТС Definity с системой микросотовой связи DECT на производственных и офисных площадях заказчика в Калининграде

Широкий спектр задач

Задача модернизации системы связи на предприятии должна была решаться в комплексе с другими актуальными вопросами. В рамках проекта предстояло, в частности, объединить информационные системы производственных площадок. Для этого между предприятиями и по территории самих предприятий предстояло проложить оптоволоконные линии связи.

Далее, в рамках того же проекта предполагалось включить в информационное пространство завода банк, входящий в холдинг «Автотор». На этот банк возложена задача обслуживания производственного предприятия. Таким образом, только в Калининграде предстояло объединение трех точек — банка и двух производственных площадок. Подключение коммерческих подразделений в Москве, т. е. окончательное объединение всех структур «Автотора», должно было осуществиться на следующем этапе, который частично планируется реализовать уже в этом году.

Сегодня удаленные производственные цеха уже связаны с центральным офисом оптоволоконным каналом. В корпоративном информационном пространстве уже сейчас функционирует общая бухгалтерская система, внутри которой ежедневно происходит консолидация данных. В будущем «Автотор» планирует внедрение современной ERP-системы высокого уровня, но для этого необходимо сначала подготовить соответствующую инфраструктуру предприятия.

Выбор

К решению перечисленных задач завод приступил в конце 1999 года. Были рассчитаны потребности предприятия в линиях связи, определено число абонентов, в том числе с учетом перспективного роста номерной емкости. Создававшаяся система должна была обладать масштабируемостью, надежностью и управляемостью.

Определившись с задачами, специалисты «Автотора» приступили к анализу рынка оборудования и поиску компании-поставщика. Генеральным подрядчиком по данному проекту была выбрана телекоммуникационная компания «Рамсатком» (http://www.ramsatcom.ru), ранее уже сотрудничавшая с «Автотором». Она предоставила каналы связи и доступ в Интернет. Специалисты «Рамсаткома» также занимались прокладкой оптоволоконных линий и интеграцией локальных сетей на трех площадках в единую корпоративную инфраструктуру.

Открытым оставался вопрос о выборе субподрядчика, который смог бы реализовать телефонную часть проекта. «В результате небольшого закрытого тендера на поставку конкретных решений и услуг мы рассматривали три фирмы, предлагавшие в общем два типа решений, — вспоминает Игорь Волченко. — Одно решение было построено на оборудовании компании Nortel, а другое — на продуктах Avaya. При приблизительно равных возможностях, надежности, масштабируемости и прочих параметрах оборудование Avaya специалистам «Автотора» показалось более привлекательным по цене. Кроме того, сыграли свою роль личные впечатления и консультации со специалистами, у которых уже был опыт эксплуатации тех и других систем. Я, к примеру, разговаривал с теми, кто внедрял решения на базе Nortel в гостиницах и нефтегазовых компаниях. У специалистов, знакомых также с технологиями Avaya, сложилось мнение, что по удобству администрирования Avaya лучше».

С представителями компаний, которым было предложено участвовать в конкурсе, специалистам «Автотора» приходилось встречаться и раньше на различных мероприятиях, выставках, семинарах, а с некоторыми уже были и совместные работы. Но когда было решено строить систему на определенных технологиях, компания обратилась за рекомендациями в представительство Avaya. Среди прочих партнеров была названа компания МЕТАП, чей список реализованных проектов показался представителям «Автотора» достаточно убедительным. К примеру, совсем незадолго до того они реализовали крупный проект на Норильском никелевом комбинате.

ЗАО МЕТАП
http://www.metap.ru
Компания основана в 1991 году, имеет офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Основное направление деятельности — автоматизация банков, организаций и предприятий на базе средств вычислительной техники и телефонии, включая телефонию Avaya и практически полный спектр оборудования IBM (персональные компьютеры, AS/400, RS/6000, системы хранения, ATM, ПО). Компания также поставляет средства вычислительной техники и ПО для подключения банковских структур к системе SWIFT. Кроме того, МЕТАП осуществляет обслуживание банкоматов производства Diebold и IBM, сервисную поддержку поставляемого оборудования, обучение и сертификацию специалистов компании-клиента.

От предложений местных калининградских компаний завод отказался, хотя они ближе и теоретически смогли бы обеспечить более оперативное взаимодействие с заказчиком, чем столичная МЕТАП. Здесь сыграли важную роль стратегические соображения. Дело в том, что завод планировал реализовать систему не только в Калининграде — калининградский сегмент должен был стать частью общей системы, которой предстояло охватить весь холдинг. «Руководство холдинга находится в Москве, стратегические решения принимаются в столице, — пояснил Игорь Волченко. — Можно сказать, что в Калининграде мы отрабатывали технологию, и результат нам понравился. Поэтому в дальнейшем было принято решение, что мы будем и дальше работать с Avaya уже в московском офисе. Компания хорошо показала себя здесь, а там нам тоже предстоит достаточно серьезный проект. В Москве техподдержка будет играть не меньшую, а может быть, и большую роль».

Внедрение и первые итоги

В ходе внедрения компания МЕТАП провела инсталляцию трех DECT-систем Definity производства Avaya. Сейчас между тремя упомянутыми площадками «Автотора» действует свое внутреннее номерное поле, кроме того, налажены общие потоки для выхода в городскую телефонную сеть, есть общий Интернет-канал, который уже разделяется маршрутизаторами внутри предприятия.

Территория «Автотора» достаточно велика (например, только одна из площадок занимает площадь в 22 га), поэтому одним из требований к системе было наличие своей сети микросотовой связи. Сегодня на двух производственных площадках действует такая сеть на 40 номеров с роумингом между промышленными объектами. Общая емкость различных фрагментов сети «Автотора» составляет уже порядка 300 абонентов. «Сегодня мы имеем транк из двух потоков E1 на городские телефонные сети общего пользования, — рассказывает Игорь Волченко. — Кроме того, все площадки связаны между собой потоками, также базирующимися на E1. Руководители предприятия отдали предпочтение цифровым технологиям. Буквально после внедрения этой системы у нас ежедневно стали проходить селекторные совещания в режиме конференц-связи».

Весь ИТ-отдел «Автотора» состоит из семи человек. На них возложена задача обеспечения техникой, поддержание работоспособности всех компьютеров, принтеров, копировальных аппаратов, а также сопровождение и разработка ПО, администрирование сети и систем связи. Расширение ИТ-отдела не предусмотрено — не позволяет штатное расписание. Но с администрированием системы Avaya Definity справляются два человека на трех площадках. При этом на них лежат и другие задачи. «Систему управления Definity мы освоили достаточно легко, — рассказывает Игорь Волченко. — Основные операции по настройке, абонентское программирование, локальное конфигурирование системы мы отработали в процессе инсталляции. Поэтому в службу технической поддержки МЕТАП мы обращаемся только тогда, когда надо решить глобальные вопросы, например, перекинуть потоки или настроить еще что-то серьезное».

Но открытие канала связи с московскими представительствами и службами предполагает расширение числа потоков. Поэтому в ближайшем будущем ИТ-отдел «Автотора» планирует послать своих специалистов на учебу в Москву. «Что касается абонентского программирования, тут в основном все ясно, — пояснил Игорь Волченко. — Что касается более серьезных вещей — коммуникаций межстанционной связи, связи между городскими АТС, различных типов потоков, — тут пока навыков и знаний не хватает».

Одной из задач, стоявших перед ИТ-подразделением при внедрении системы, была оптимизация расходов на международные и междугородние переговоры. По оценке специалистов «Автотора», благодаря системе разрешений, запретов и выбора маршрутов расходы на междугородние и международные звонки удалось сократить как минимум на 40%.

Построенная транспортная сеть предприятия отличается достаточно хорошей масштабируемостью станций, поэтому сейчас рассматривается вопрос о коммерческом использовании системы. Две из трех подключенных к сети станций находятся "в глубинке", где телефонизация все еще недостаточно развита, так что имеющееся оборудование может приносить дополнительную прибыль за счет предоставления услуги связи близлежащим предприятиям и частным лицам.

Если вначале основными партнерами ЗАО «Автотор» были BMW и KIA, то теперь в этот список добавилась еще одна структура — подразделение KIA, занимающееся производством грузовиков. В рамках KIA это отдельная компания; соответственно и в рамках «Автотора» это отдельное производство, его оснащение требует дополнительных капиталовложений. «Поскольку мы получили систему с хорошим запасом по прочности и масштабированию, мы можем безболезненно, с минимальными затратами подключать к системе новые предприятия, — считает Игорь Волченко. — Сроки окупаемости — достаточно сложный вопрос. Не хочу сказать, что мы их не просчитывали, просто эти цифры постоянно меняются, потому что идет серьезный рост производственных мощностей в количественном и качественном плане. Мы увеличиваем количество выпускаемых автомобилей, расширяется модельный ряд. Ориентировочно мы рассчитывали, что сможем окупить эту систему где-то лет за пять. Сейчас, может быть, эти сроки уже меньше».

ЗАО «Автотор»
http://www.avtotor.ru
Создано в 1994 году в Калининграде с целью разработки и реализации инвестиционных проектов в области промышленного производства. В марте 2001 года завод получил международный сертификат качества ISO 9002 и был признан одним из лучших заводов BMW по сборке. Все автомобили BMW, собранные в России, специально адаптированы для эксплуатации в российских условиях (оснащены пакетом для «плохих» дорог). В настоящее время с конвейера завода сходят автомобили марки BMW и Kia. На предприятии производится шесть моделей Kia (седан класса от 1,5 до 2,5 л, два внедорожника с объемом двигателя от 1,8 до 2,5 л и два мини-вэна 2—2,5 л) и несколько моделей BMW, в том числе 318i c механической и автоматической КПП, 525i «Комфорт» с механической и автоматической КПП, «Люкс» с автоматической КПП и т. д. Проектная мощность производства — 35 тыс. автомобилей в год.