Профессия журналиста хороша тем, что время от времени удается побывать там, где при иных обстоятельствах никогда не окажешься, и увидеть, например, как делается каучук, производятся нетканые материалы, готовится шоколад. Так вот однажды мне удалось побывать и в Филевском автобусно-троллейбусном парке.

Парк ведет свою историю с ноября 1940 года, когда было пущено в эксплуатацию его троллейбусное отделение. А в 1960 году в результате объединения с автобусным отделением появился нынешний Филевский автобусно-троллейбусный парк. Сегодня ФАТП — самое крупное транспортное предприятие не только в Москве, но и в Европе, на линию из ворот предприятия ежедневно выходят 157 троллейбусов и 450 автобусов.

Профиль клиента

Компания:
Филевский автобусно-троллейбусный парк

Местонахождение:
Москва

Руководитель проекта:
Евгений Ильичев, заместитель директора ФАТП

Проблема:
Автоматизация финансовой деятельности предприятия

Профиль партнера

Компания:
ЗАО “Март-Информ”

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Олег Зверев, генеральный директор

Решение:
Внедрение системы “Галактика”

История автоматизации

Задача автоматизации расчетов в Филевском автобусно-троллейбусном парке стояла давно. Первая и самая насущная проблема — расчет заработной платы. Вторая — учет запасных частей, их амортизации: техника в парке работает разная, отсюда и весьма обширная номенклатура запчастей. Плюс учет расхода топлива, затрат на ремонт подвижного состава... Словом, счетной работы очень много.

По тому, какую вычислительную технику использовали на этом предприятии, можно проследить историю автоматизации расчетов в России. Счеты и счетные машинки “Феликс” со временем уступили место электронным калькуляторам, потом в Филевском парке появились ламповые вычислительные машины марки Zoemtron. Сейчас смешно вспоминать, но поначалу этим машинам не очень доверяли, а потому иногда “проверяли”, делая некоторые подсчеты вручную. Ко всеобщему удовольствию, цифры совпадали.

Всю эту технику применяли для внутренних расчетов. А более сложные и трудоемкие операции, такие, как обсчет данных по пробегу и расчет зарплаты, выполняли в Гормашучете, куда Филевский парк отсылал необходимые документы. Обычно через неделю Гормашучет высылал просчитанный материал в парк. Если в подсчетах обнаруживались ошибки, то данные повторно отсылались в Гормашучет, и так могло повторяться несколько раз.

Со временем количество транспорта в парке и число его модификаций выросло, в связи с этим на складах приходилось хранить больше запасных частей. Держать все это под контролем стало трудно. Руководство парка решило перейти на современные методы учета. Первым шагом здесь стало приобретение компьютерной техники и создание отдела автоматизации. Специалисты этого отдела в 1990—1991 годах разработали несколько программ, с помощью которых парк мог вести необходимый учет, не обращаясь к помощи извне. На предприятии было организовано несколько автоматизированных рабочих мест, не объединенных в сеть. Однако даже такая автоматизация позволила руководству парка достаточно оперативно получать информацию о показателях работы предприятия. “Это был мощный рычаг для улучшения работы предприятия”, — вспоминает заместитель директора Филевского автобусно-троллейбусного парка Евгений Ильичев.

Кроме того, в парке стали внедряться хозрасчетные отношения, расчет зарплаты усложнился, и соответствующее ПО было модернизировано. Зато введение дифференцированной оплаты благотворно повлияло на качество работы сотрудников. Изменился и срок выдачи зарплаты, которую стали выдавать 4-го числа каждого месяца, тогда как раньше, пользуясь услугами Гормашучета, часто не успевали и к 15-му. А таксировщицы каждый последний день месяца были вынуждены работать в ночь, дожидаясь окончания смены (последний водитель по расписанию возвращается в половине третьего ночи).

Со временем АРМы объединили в локальную сеть, а программное обеспечение стало представлять собой подобие единой системы.

Но с годами автобусно-троллейбусному парку стало тяжело обеспечивать нормальное функционирование такого непрофильного подразделения, как отдел автоматизации. Программисты из-за невысокой зарплаты стали увольняться, а с уходом разработчика парк оказывался перед лицом проблемы сопровождения ПО и его дальнейшего развития. Положение еще более осложнилось после ухода программиста, разработавшего программу расчета заработной платы, которую нужно было модифицировать в связи с изменениями законодательства.

Проблему необходимо было решать кардинально — внедрять промышленную автоматизированную систему.

Сложности поиска

Найти необходимый программный продукт оказалось непросто, потому что для предприятий пассажирского транспорта тиражного ПО практически никто не разрабатывал. На других предприятиях Мосгортранса использовались локальные программы, созданные своими группами программистов.

Существовавшие на рынке автоматизированные системы предназначались либо только для автобусных предприятий, либо только для троллейбусных. А они различаются расходом горюче-смазочных материалов, номенклатурой запасных частей. ПО, разработанное для предприятий грузового автотранспорта, также не годилось, так как учет в нем велся в других единицах — измерялся либо километраж, либо число тонно-километров. А на пассажирском транспорте действует такая учетная единица, как пассажиро-километр, — этот показатель означает, сколько и каких рейсов сделал автобус или троллейбус. При этом должны учитываться различия в оплате нулевого рейса, линейного времени, простоя.

В результате проведенного анализа из четырех российских компаний, предлагающих автоматизированные системы для автотранспортных предприятий, Филевский автобусно-троллейбусный парк выбрал компанию “Март-Информ”, с которой и был заключен договор о внедрении.

ЗАО “Март-Информ”
http://www.mart-inform.ru
Компания основана в 1992 году. В 1996 году заключила партнерское соглашение с корпорацией “Галактика”. В настоящее время одно из приоритетных направлений деятельности “Март-Информ” — автоматизация предприятий пассажирского транспорта. Компания также предоставляет консалтинговые услуги: бизнес-консалтинг, информационно-технологический консалтинг, технический консалтинг при внедрении системы “Галактика”.

Проект

Компания “Март-Информ” — партнер корпорации “Галактика”, и одно из приоритетных направлений деятельности компании — это как раз автоматизация предприятий пассажирского транспорта. Соответственно “Март-Информ” развивает модуль “Автотранспорт” системы “Галактика” под специфику именно таких предприятий.

Первым этапом проекта стала автоматизация расчета заработной платы — это было на тот момент самой насущной задачей. Как мы говорили выше, в парке уже эксплуатировался ряд программных продуктов собственной разработки, в частности, программа таксировки путевых листов, программа для отдела кадров и некоторые другие. Перед специалистами “Март-Информ” встала проблема совмещения системы “Галактика” с уже используемым в парке ПО, так как для расчета заработной платы требовалась информация из этих программ. Для решения поставленной задачи были разработаны конверторы данных из программ Филевского парка в систему “Галактика”.

В результате прежнее ПО хорошо вписалось в систему "Галактика", был создан единый автоматизированный комплекс. Теперь расчет заработной платы проводился в новой системе всем категориям сотрудников Филевского парка. Эта задача была решена довольно быстро, в течение двух месяцев — к внедрению приступили в конце ноября 2001 года, а расчет заработной платы уже в январе 2002-го выполнялся в системе “Галактика”. Несомненно, это потребовало большого напряжения и со стороны заказчика, и со стороны компании "Март-Информ".

Нельзя не отметить высокую организованность работ по внедрению системы, которыми руководил непосредственно глава предприятия. Для внедрения были организованы две рабочие группы — от заказчика и от “Март-Информ”. При этом активность сотрудников парка — руководителей всех подразделений и служб также была довольно высока, поэтому внедрение и удалось провести в весьма сжатые сроки. Важно и то, что компания “Март-Информ”, внедряя “Галактику”, обошлась без революционных преобразований на предприятии, сумев сохранить хорошие наработки, сделанные в свое время силами специалистов Филевского парка.

В течение 2002 года в парке были автоматизированы практически все участки бухгалтерского и оперативного учета с выходом на Главную книгу и баланс. В настоящее время в ФАТП на основе системы "Галактика" решаются следующие задачи:

  • расчет заработной платы с формированием расчетных листков, ведомостей, отчетности в налоговые органы и пенсионный фонд, ведение табелей и расчет бригадных нарядов;
  • обработка платежных поручений, выписок бланка, кассовых ордеров, платежных ведомостей, формирование кассовой книги и других отчетов, ведение авансовых отчетов, карточек подотчетных лиц, депонентов;
  • ведение инвентарной картотеки, расчет амортизации, проведение операций над основными средствами, инвентаризация, налоговый учет основных средств;
  • формирование счетов-фактур, книги покупок, книги продаж, журналов регистрации счетов-фактур, учет договоров, сопроводительных и платежных документов, взаиморасчетов, учет снабжения и реализации; учет полученных и реализованных услуг;
  • приход и расход материалов на складах, материальный учет в цехах, отпуск материальных ценностей на транспортные средства, выписка требований, учет инвентаря и подотчетных материалов, производства изделий, ремонта узлов и агрегатов;
  • формирование проводок, распределение затрат, формирование бухгалтерской отчетности.

В настоящее время в Филевском автобусно-троллейбусном парке работает 97 компьютеров, 86 из них объединено в сеть. Более 50 рабочих мест включено в систему “Галактика”.

Что касается сопровождения, то старые программы полностью обслуживаются своими силами. Это касается и сетевого хозяйства. В парке имеется должность администратора, в ведении которого находится система “Галактика” (технологические вопросы, добавление новых пользователей, разграничение прав доступа и т. д.). Для решения более сложных вопросов, касающихся внесения изменений в систему, сотрудники парка обращаются к специалистам “Март-Информ”.

Будущее

Прежде чем говорить о дальнейших планах, несколько слов о полученном экономическом эффекте, который достаточно традиционен при любом успешном внедрении информационной автоматизированной системы. Это оперативная информация о работе всех подразделений предприятия. Для транспортного предприятия она особенно важна, так как связана с обеспечением бесперебойной работы подвижного состава. Это возможность контроля работы каждой машины и каждого сотрудника. Это учет и контроль расходования запасных частей, наличия их на складе. Это и возможность справиться с большим объемом работ меньшими силами. Так, в отделе эксплуатации Филевского парка вместо девяти человек с данным участком работы теперь справляются всего трое.

В качестве конечной цели Евгений Ильичев назвал замену старых программ, до сих пор эксплуатируемых на предприятии, и переход на единую систему "Галактика".

Более отдаленные планы связаны с реализацией решения Правительства Москвы о внедрении на пассажирском автотранспорте системы навигации, подразумевающей мониторинг транспортных потоков и оперативное управление ими. Проект будет финансироваться по программе “Электронная Москва”. Он предусматривает установку на всех видах городского транспорта бортовых компьютеров (а в Москве ежедневно выходит на линию 10 тыс. единиц пассажирского автотранспорта). Каждый компьютер станет посылать сигнал через спутник или сотовые сети в единый центр, и на электронной карте Москвы можно будет отслеживать движение машины. А на остановках планируется установить табло, где будет указываться время, остающееся до прихода автобуса, троллейбуса или трамвая.

Предполагается, что данный проект сразу даст эффект за счет увеличения сборов денежных средств, ни один автобус не сможет без причины сойти с линии, появится возможность оперативно реагировать на ситуацию и, если нужно, перераспределять транспорт на линиях. Пассажирам это также будет удобно.

Это, конечно, будущее, но уже не столь далекое — работы в этом направлении ведутся. Реализацией пилотного проекта по системе навигации в одном из предприятий Мосгортранса сейчас занимается научно-производственная фирма “Гейзер”, с которой компания “Март-Информ” заключила соглашение. Анализ системы “Галактика” показал, что ее возможно интегрировать в будущую систему навигации. “Галактика” станет ядром всей информационной системы, куда навигационная составляющая будет напрямую передавать консолидированные данные для проведения учета. Заработная плата водителям будет начисляться автоматически, с учетом объема транспортной работы.

Так что в будущем Филевский автобусно-троллейбусный парк сможет точно прогнозировать и проводить мониторинг пассажиропотоков, составлять обоснованное расписание транспорта с возможностью его динамического изменения. А все это в конечном счете позволит улучшить качество обслуживания пассажиров.

Филевский автобусно-троллейбусный парк
Образован в 1960 году. Сегодня на московских маршрутах работают 157 троллейбусов и 450 автобусов. Хозяйство парка располагается на 10 га городских угодий. Численность работающих в парке составляет 2,5 тыс. человек.