Одним из самых общих признаков в классификации корпоративных ИТ-проектов, наверное, стоило бы признать деление их на внедрение готовых систем и заказные разработки. Более того, эти два подхода традиционно рассматриваются как альтернатива. Вместе с тем в том же ряду можно выделить еще один класс — проекты по сопровождению ранее разработанных для заказчика программных систем. Интересно, что рассмотрение подобных проектов позволяет сосредоточиться как раз на иной точке зрения: вышеназванные подходы на практике оказываются не столько альтернативными, сколько мирно сосуществующими. А успех сосуществования, в свою очередь, зависит от зрелости многих составляющих российского рынка ИТ-внедрений.

Конкуренция или «сотрудничество» приложений

Конкретизировать вышеприведенный тезис можно на примере проекта, выполненного компанией «Аплана» для фирмы Procter&Gamble. Но прежде чем говорить конкретно об этом проекте, выскажем ряд общих замечаний. Прежде всего еще раз отметим, что слишком акцентированное противопоставление двух упомянутых подходов к корпоративной автоматизации вряд ли адекватно отражает действительность. Наоборот, правильнее было бы утверждать, что многие аспекты опыта, накопленного компанией в ходе внедрения готовых систем, позволяют развивать заказные разработки, и наоборот. Что касается работ по сопровождению ПО, то они, вне всякого сомнения, связаны с наличием собственных или же заказных разработок, используемых в компании. Более богатые традиции использования заказных систем в той или иной отрасли неминуемо влекут за собой рост числа проектов по развитию и сопровождению. Да и с точки зрения методологии они очень близки.

Под «развитием приложений» в принципе может подразумеваться:

  • реализация новых возможностей работы с системой, не затрагивающих логику ее функционирования (например, работа через Web-интерфейс);
  • реализация новых требований пользователей, касающихся логики функционирования системы;
  • интеграция системы с новыми корпоративными приложениями (средствами различных технологий);
  • портирование имеющегося ПО на более современную и/или производительную платформу.

Понятно, что необходимость в проектах, связанных с развитием ПО, тесно коррелирует с наличием у клиентов заказных разработок, в том числе выполненных силами самих ИТ-департаментов той или иной компании. Популярность заказных разработок, в свою очередь, зависит как от отраслевой принадлежности автоматизируемого предприятия, так и от применяемых технологий. К примеру, она выше там, где наряду с персональными компьютерами используются мобильные устройства (КПК, мобильные телефоны и т. д.), равно как и другое оборудование, не являющееся на сегодня общепринятым стандартом. Если, допустим, рассматривать лишь базовые системы ИТ-поддержки профильной деятельности организаций, то на государственных предприятиях степень использования заказных разработок, наверное, выше, чем у коммерческих. Что же касается последних, то для них, как нам представляется, заказные разработки (и впоследствии, если необходимо, их дальнейшее развитие), решая более узкие и специфические задачи ИТ-поддержки бизнеса, одновременно играют роль связующего звена между магистральными продуктами поддержки основных бизнес-процессов компании, в качестве которых в большинстве случаев выступают готовые системы. И в этой связи тем более уместно говорить о дополнении готовых систем заказными, а не об их конкуренции.

И вопросы здесь, если и возникают, то скорее состоят в другом: например, достаточна ли методологическая культура ведения проекта по развитию приложений (как у заказчика, так и у исполнителя), чтобы оптимально вписать их в контекст эксплуатации систем поддержки основных бизнес-процессов. Думается, что особенно это актуально для крупных компаний.

Профиль клиента

Компания:
российский офис Procter&Gamble

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Андрей Погорелый, руководитель группы развития бизнеса

Проблема:
Необходимость совершенствовать и поддерживать работу системы мобильных продаж

Профиль партнера

Компания:
«Аплана»

Местонахождение:
Москва

Руководитель проекта:
Нина Мурашко, менеджер проекта

Решение:
Развитие и сопровождение программной системы мобильных продаж

Фактура проекта

Система поддержки мобильных продаж MARS (Mobile Automated Retail Sales) используется для автоматизации мелкооптовых продаж продукции компании Procter&Gamble c мини-вэнов (в терминологии P&G — VAN Selling). Эта система в свое время была создана группой развития внутри самой P&G и в настоящее время используется во всех представительствах компании в Центральной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Фронт-офисная часть системы, используемая торговыми агентами, решает такие задачи, как формирование рабочего места продавца, обеспечение сделки с точки зрения законодательства (бухгалтерский учет, налоги и т. д.), а также обмен данными с центральной базой данных. Это ПО реализовано на базе портативных платформ типа Palm различных модификаций. MARS — уже третье поколение систем подобного типа. В масштабе всей корпорации Procter&Gamble система внедрена в 2002 году, для стран Восточной Европы используется локализованная версия.

Тем не менее для Украины и России требовалась дополнительная адаптация системы, и это подтолкнуло компанию к решению привлечь для ее доработки и сопровождения профессиональных разработчиков. С октября 2002 эти работы ведет компания «Аплана».

«Аплана»
http://www.aplana.ru
Дочерняя фирма компании «АйТи», создана в декабре 2001 года на базе Центра заказных разработок «АйТи». «Аплана» специализируется на разработке и интеграции программных систем в соответствии с требованиями заказчика, предоставляет услуги по внедрению и сопровождению приложений для корпоративных клиентов в России и за рубежом, а также услуги консалтинга. Компания целенаправленно ориентируется на развитие долгосрочных отношений с заказчиком, построенных на принципах совместной работы, и соответственно строит свою работу на полноценном использовании апробированных методологий поддержки полного жизненного цикла ПО. «Аплана» имеет сертификат соответствия стандартам качества ISO 9001-2000.

Цель проекта — организация и предоставление полного комплекса услуг по технической модернизации и сопровождению программных систем, находящихся в эксплуатации у заказчика.

В доработанной версии системы, которая уже введена в эксплуатацию на территории России и Украины, реализованы необходимые элементы локализации (поддержка местной валюты и т. д.), а также дополнительные функциональные возможности, специфичные для российских и украинских условий: фиксирование заказа на следующий день, отгрузка клиенту с превышением кредитного лимита и т. д. С точки зрения предоставляемого пакета услуг сопровождение системы предполагало периодическое обновление версий, организацию “горячей линии” для пользователей с поддержкой через Web-интерфейс, по почте и телефону, а также документирование и обучение.

И, что немаловажно, в проекте необходимо было соблюсти достаточно жесткую методологическую дисциплину — это абсолютный стандарт и для «Аплана» как для компании-разработчика, и для Procter&Gamble. В случае последней (как, впрочем, бывает практически с любым корпоративным заказчиком) есть множество весьма специфичных приемов работы, которые тем не менее необходимо осваивать.

Все начинается с корпоративных стандартов

Система поддержки мобильных продаж, безусловно, относится к инфраструктуре основных решений, которая в P&G достаточно насыщенна. Достаточно сказать, что корпоративный стандарт, обеспечивающий поддержку управления компанией, — это система SAP R/3, и данный факт следует подчеркнуть не только потому, что мы имеем дело с очень известной на рынке системой. «Учетная система, принятая в качестве корпоративного стандарта у нас в компании, — это SAP R/3, и полгода назад мы по всей Восточной Европе перешли на новую версию 4.6, — комментирует ситуацию руководитель группы развития бизнеса российского офиса P&G Андрей Погорелый. — При этом могу сказать, что внедрение этого продукта мы проводили во многом самостоятельно. Вообще в Procter&Gamble за многие годы накоплен огромный опыт внедрения ERP-систем, а R/3 — базовая система практически в любых информационных проектах. Естественно, в R/3 попадает и информация из системы мобильных продаж».

В принципе ту же самую мысль можно сформулировать несколько иначе. По сути речь идет о том, что в ИТ-департаментах P&G по всему миру развита культура внутреннего консалтинга. Иными словами, общий акцент профессионализма работников ИТ-подразделений компании вполне целенаправленно смещен от глубокого владения технологией программирования в сторону знания бизнес-процессов компании и умения связывать их с ИТ-решениями. «У нас в отделе нет программистов, которые бы специализировались на написании кода программ, — утверждает Андрей Погорелый. — Вместе с тем наши сотрудники хорошо разбираются в бизнес-процессах компании, постоянно работая со специалистами финансового отдела и отдела логистики. Решительно во всех информационных проектах, требующих трансформации бизнес-процессов, они работают в тесной связке друг с другом».

И, что интересно, подобный акцент, выработанный в ходе работы с серьезными ERP-системами, оказывается полезным в работах по развитию систем, подобных MARS. Дело в том, что занимаясь развитием и сопровождением систем, — а эта деятельность по определению связана с технологическими вопросами, — компания-исполнитель вынуждена постоянно находиться в тесном взаимодействии именно с ИТ-департаментом заказчика. Однако в то же самое время развитие системы поддержки мобильных продаж требует оперативного (и достаточно глубокого) знакомства исполнителя со структурой бизнес-процессов, что достигается путем взаимодействия с тем же ИТ-департаментом заказчика (в чем признаются и сами его сотрудники). И здесь как раз можно видеть, что опыт внедрения готовых корпоративных систем оказывается весьма кстати, когда дело касается разработок.

Кстати, развитие поддержки системы мобильных продаж в Procter&Gamble рассматривается как часть проекта внедрения CRM-решения. И соответствующее готовое решение специалисты P&G уже стараются для себя подобрать. Это еще раз говорит о сосуществовании заказных и коммерческих продуктов в реальной инфраструктуре крупных предприятий, а не о их противостоянии.

Однако наличие общего языка у специалистов «Aплана» и Procter&Gamble как по вопросам организации бизнес-процессов, так и непосредственно в отношении внедряемого функционала — это лишь необходимое условие. Детальная проработка механизмов взаимодействия заказчика и исполнителя в ходе ИТ-проекта представляет собой по сути отдельное методологическое направление, бурно развивающееся в последние годы. “Успех проекта во многом определяется готовностью заказчика формализовать процессы, связанные с организацией взаимодействия в проекте. И если для небольшого разового проекта можно обойтись, например, без специальных средств управления требованиями и изменениями, то в масштабном или долгосрочном проекте эти процессы фактически определяют, в какой степени получаемый на выходе продукт будет соответствовать требованиям заказчика, которые, как правило, неоднократно меняются в ходе проекта”, — поясняет Михаил Македонский, исполнительный директор «Аплана».

Если посмотреть, например, как развивались в последние годы наиболее известные инструментальные средства создания корпоративных приложений, то становится совершенно ясно, что методологическая и информационная поддержка взаимодействия коллективов заказчика и исполнителя играет в них по мере выпуска новых версий все более заметную роль. Причем внимание в равной степени уделяется всем стадиям поддержки жизненного цикла: проектированию, разработке и последующей поддержке.

Для взаимодействия с заказчиком в процессе сопровождения системы мобильных продаж (как, впрочем, и для сопровождения ПО в других проектах) компания «Аплана» используется средство Clear Quest компании Rational Software (ныне входящей в IBM). Оно обеспечивает представителям заказчика возможность участвовать в обсуждении и принятии решений по проекту, формировать запросы на изменения и отслеживать статус их выполнения. Необходимо также отметить, что разработка и поддержка корпоративного ПО — это сегодня отдельная и весьма серьезная индустрия. И соответственно используемый ею инструментарий призван не только формализовать процессы, связанные с разработкой, но и, например, контролировать бюджет работ.

Специфические продукты — привычные концепции

Здесь хотелось бы немного выйти за рамки проекта, отметив некоторые идеи, закладываемые в современные средства информационной поддержки методологии ведения программных проектов. Ведь если взять, к примеру, Rational Software, продукты которой используются в рассматриваемом проекте, то в ее арсенале, помимо Clear Quest, есть еще очень широкая гамма приложений, так или иначе связанных с методической поддержкой программных разработок корпоративного уровня. Данная тема как таковая вряд ли укладывается в рамки этой статьи, но некоторые моменты отметить хотелось бы.

В частности, одной из ключевых задач подобной методологии считается достижение оптимального формата взаимодействия коллективов, участвующих в разработке ПО со стороны заказчика и исполнителя. Прежде всего имеется в виду возможность обсуждения требований к создаваемому или развиваемому ПО посредством обмена структурированной и неструктурированной информацией (соответственно совместного доступа к БД и моделям, а также передача текстовых документов). Имея структурированные модели взаимодействия, легче оперировать формализованными характеристиками проекта — отдельными этапами, подпроектами, их приоритетами и т. д. В то же время язык текстовых документов привычнее бизнесу. С его помощью удобнее фиксировать трудно формализуемые факты. Поэтому одна из основных задач современных методологий создания и поддержки ПО как раз и состоит в объединении двух подходов.

Далее необходимо учитывать, что новые требования к ПО со стороны бизнеса формируются постоянно в процессе выполнения самого проекта и соответственно оказывают влияние на его ход. Такая ситуация давно воспринимается как вполне штатная, и основная задача при этом — отработать четкий механизм обеспечения всех участников проекта (менеджера проекта, аналитика-пользователя, архитектора, разработчика и т. д.) своевременной и адекватной информацией. При всех указанных сложностях необходимо поддерживать единый методологический подход на всех этапах жизненного цикла ПО (разработки, развития и сопровождения). По сути, решать именно эти задачи во многом и призваны программные продукты уже упоминавшейся Rational Software, равно как и практически всех производителей инструментальных средств.

В итоге можно сделать следующий вывод. Несмотря на всю специфику современных методологий создания корпоративного ПО и их информационной поддержки, в целом они опираются на достаточно традиционные приемы работы с информационными ресурсами, принятые в деловой среде. Это технологии управления документами, технологии workflow и совместной работы (collaboration), моделирование бизнес-процессов и программных систем, управление проектами.

Подчеркнуть это необходимо в связи с тем, что те методологии, о которых мы говорим, все таки в первую очередь берутся на вооружение фирмами-разработчиками. Их дальнейшее совершенствование, с одной стороны, призвано уменьшить сроки разработки ПО и улучшить его качество. С другой стороны, неготовность клиента к их восприятию может, наоборот, увеличить барьер непонимания между ним и технологически продвинутой компанией-разработчиком. Такие средства вряд ли целесообразно осваивать в компании, которая не занимается на постоянной основе разработкой или сопровождением информационных систем. Однако обеспечивать взаимодействие тем или иным способом все равно придется, и заказчику, скорее всего, будет гораздо легче воспринимать идеи коллективной разработки, если он имеет определенную культуру использования тех перечисленных выше «общекорпоративных» концепций.

И снова о проекте

Вернемся теперь к ситуации в компании Procter&Gamble и непосредственно к проекту. Традиции использования бизнес-моделирования и методов управления проектами по сути напрямую связаны с опытом внедрения крупных ERP-систем, а он, как мы отметили, в Procter&Gamble немалый. Имеются у компании традиции в использовании и других направлений информационной поддержки, о которых шла речь выше.

«Наша компания, как известно, сильно распределена территориально, и технологии совместной работы по этой причине у нас развиты достаточно хорошо, — говорит Андрей Погорелый. — Общение в режиме он-лайн с помощью таких продуктов, как Microsoft NetMeeting или Lotus SameTime, широко используется при взаимодействии с нашими партнерами в Европе и США. Поскольку это повышает эффективность ведения бизнеса, мы собираемся активно развивать это и на местном рынке». Как выясняется, эта достаточно общая идея о важности межкорпоративных коммуникаций имеет отношение и к ведущемуся программному проекту. «Недавно мы открыли электронный портал, предназначенный для взаимодействия с нашими бизнес-партнерами, в котором, в частности, реализован достаточно богатый функционал workflow, — продолжает Андрей Погорелый. — И хотя поставщики ИТ-услуг пока не вовлечены в процесс общения через портал, мы рассматриваем это решение и как средство вывода технологий взаимодействия с нашими ИТ-партнерами на новый уровень». Все это, в свою очередь, положительно сказывается на эффективности использования специализированных продуктов поддержки методологии развития и сопровождения ПО в данном проекте. А в итоге повышается качество разрабатываемого ПО и его поддержки.

Procter&Gamble
http://www.procterandgamble.ru
Производитель широкого спектра хозяйственных товаров, косметических средств и средств гигиены, лечебно-профилактической продукции. Компания основана в 1887 году в США, а в настоящее время ее продукция продается в 130 странах мира. Procter&Gamble принадлежит около 300 торговых марок.

Помимо распространения продукции Procter&Gamble совместно с рядом российских общественных организаций и научных учреждений развивает около десятка крупных социально значимых программ.