В одном из самых высокотехнологичных музеев России пользователь может подсвечивать те экспонаты, которые ему интересны.

Музейный центр "Наследие Чукотки" сегодня можно назвать одним из самых высокотехнологичных музеев России. Он относится к музеям нового типа, в которых современные средства отображения информации используются как ключевой инструмент презентации экспонатов. Концепция и проект системы экспозиций центра "Наследие Чукотки" были разработаны агентством "Музейный проект", а реализованы компанией Activision. Разработка и реализация проекта заняли около года.

На первом этаже музейного центра открыт зал виртуальных экспозиций. Здесь находятся "электронные витрины", предназначенные для просмотра произведений видеоискусства, компьютерной графики и дизайна. Особенность электронных витрин - использование в их конструкции 50-дюймовых плазменных дисплеев JVC, смонтированных попарно, подобно страницам раскрытой книги. Таких бинарных дисплеев, состоящих из пары панелей, в зале три. Они ориентированы вертикально с небольшим наклоном и демонстрируют видеоизображения. Смена экспонируемых программ на бинарных дисплеях осуществляется с помощью сенсорных киосков на базе мониторов 3М Touch Systems, которыми могут пользоваться сами посетители.

Кроме того, электронные экспонаты музея демонстрируются и на широком (во всю стену зала) вогнутом светоотражающем экране, что создает ощущение расширения зала. Изображение на поверхности экрана формируется мультимедиапроектором Nec MT-1075. Для создания особой атмосферы, необходимой для восприятия "предметов экранной культуры", в зале электронных экспозиций использованы светильники, которые могут синтезировать динамические цветовые картины, подобные северному сиянию.

На втором этаже музейного центра расположен выставочный зал, предназначенный для временных выставок. Зал оборудован мультимедиапроектором Nec VT 770 для показа сопровождающих выставки фильмов и компьютерных презентаций. Здесь же находится интерактивный информационный киоск, обеспечивающий свободный доступ посетителей к дополнительной информации, связанной с тематикой выставки.

На третьем этаже музейного центра находится самое большое экспозиционное пространство - зал стационарных экспозиций. Впервые в музейной практике здесь использована гибкая, дистанционно модифицируемая осветительная система, позволяющая зонировать и акцентировать свет с помощью компьютера. Для подсветки экспонатов применены рефлекторные лампы со сверхузким лучом и безопасным энергетическим спектром излучения. Эта система динамического управления освещением - авторская разработка. Она сформирована по модульному принципу и сконфигурирована под данный проект. Экспозиция разделена на тематические зоны, и пользователь имеет возможность подсветки тех экспонатов, которые ему интересны.

Здесь же размещены семь информационных киосков. Это программно-аппаратные комплексы, созданные на базе компьютеров, оснащенных интерактивными сенсорными экранами. С их помощью посетители смогут самостоятельно менять режимы информационного сопровождения экспозиции, вызывать на экраны разнообразные познавательные программы, обращаться к музейным базам данных, чтобы получить подробные сведения об экспонируемых предметах. В мировой музейной практике впервые внедрен такой инструмент адаптации экспозиции для различных категорий посетителей, различных способов и уровней восприятия .

Надо отметить важную деталь. Все источники аудиовизуальной информации управляются из единого центра, при этом управлять программным обеспечением комплекса и модифицировать его можно через Интернет. По словам Сергея Науменкова, начальника технического отдела Activision, такая возможность важна, когда сложный комплекс находится далеко от компании-разработчика, а персонал на месте обладает недостаточным уровнем знаний. Используя дистанционное управление комплексом, многие проблемы можно решить удаленно.

Не стоит думать, что подобные технологии находят применение только в общедоступных музейных центрах. Аналогичные решения могут применяться как в экспозиционно-выставочной деятельности компаний, так и для отдельных корпоративных музеев или экспозиционных помещений предприятий. По словам Сергея Науменко, создавать собственные музеи хотят многие компании, проработавшие на рынке десять и более лет, чтобы таким образом обеспечить преемственность корпоративной культуры и сохранить историю собственного развития.