Проблема

Начало нового этапа жизни компании в век информационных технологий всегда сопровождается сменой программного и аппаратного обеспечения. Внедрение новой автоматизированной банковской системы в одном из крупных региональных банков не обошлось без установки нового оборудования. Ранее в банке использовалась обычная база данных и приложения, каждое из которых отвечало за ту или иную операцию. Однако настал момент, когда банк осознал необходимость в интеграции всех задач и создании единообразного ПО, чтобы уйти от «разношерстности» используемых программ. Для этого была выбрана система автоматизации банковской деятельности IB System Object новосибирской компании ЦФТ («Центр финансовых технологий»). И тогда перед банком встала задача выбора серверного решения, обеспечивающего работу автоматизированной системы. Эту задачу успешно решила компания КРОК.

Решение

Выбор серверной платформы для системы автоматизации банковской деятельности был достаточно очевиден: IB System Object изначально спроектирована под RISС-системы Sun Microsystems. Хотя в настоящее время есть планы портирования IB System Object на RISС-машины IBM, платформа Sun в любом случае остается базовой. Поэтому была выбрана техника именно этой компании, несмотря на то, что RISС-системы предлагаются и другими производителями.

Кроме того, техника Sun была выбрана из соображений удобного масштабирования. Для установления дополнительных процессорных плат с памятью не требуется выводить серверы из работы, эта операция довольно проста. Вместе с перелетом в Новосибирск, отладкой и сопутствующими настройками она занимает день.

Для решения задач банка компания КРОК предложила кластер из двух серверов Sun Fire 4800, в качестве дисковых подсистем были использованы Sun StorEdge T3 уровня Enterprise (два идентичных сервера с одинаковой «начинкой» внутри и два одинаковых дисковых массива). Впоследствии к ним был добавлен массив Sun StorEdge 3900.

Кластерное решение было выбрано исходя из требований надежности — банк не может остановить свою работу. При аварийном сбое одного узла кластер обеспечивает возврат приложения в рабочее состояние в течение 5—10 мин и его восстановление на момент сбоя работы на втором узле. Узлы кластера разнесены на расстояние примерно 500 м, и между ними проложен оптический канал (следует отметить, что предложенное решение позволяет разместить узлы кластера на удалении до 1800 м друг от друга). Кроме того, резервный узел используется банком и для нужд тестирования.

По словам менеджера департамента вычислительных систем КРОК Ярослава Камыса, уровень аппаратного обеспечения определялся техническим заданием банка, в котором были описаны нагрузка в первоначальный момент и прогнозируемый рост, требуемые время отклика серверов и скорость работы БД. Здесь важно, что большая часть нагрузки по выполнению транзакций ложится на СУБД Oracle, к которой напрямую привязана IB System Object, поэтому проблем с конкретным сайзингом сервера не возникло — для Oracle все эти параметры хорошо известны. В ТЗ заказчика оговаривалось, что число пользователей в первое время составит 400 и рост составит 30—40% в год.

Изначально в систему была заложена избыточность производительности в расчете примерно на полгода, т. е. так, чтобы система перекрывала требования, которые могут возникнуть по истечении этого периода времени. Это объяснялось тем, что на полгода можно было более точно спрогнозировать рост нагрузки на сервер. По мнению специалистов КРОК, заказчику нет никакого смысла сразу покупать систему с максимальным запасом, тем более что это требует средств. Поэтому в данном случае и было предложено купить решение на полгода с небольшим запасом по мощности, а через полгода была проведена модернизация системы. Кроме того, за это время заказчик реально оценил динамику роста объемов информации и для увеличения дискового пространства приобрел StorEdge 3910.

Для управления серверами и резервного копирования были выбраны сервер Sun Blade 1000 и ленточная библиотека Sun StorEdge L20 c двумя приводами DLT8000 общей емкостью 800 Гбайт, которая обеспечивает возможность одновременного копирования на две ленты с общей скоростью 43 Гбайт/ч. Эта ленточная библиотека полностью соответствовала требованиям заказчика по времени проведения резервного копирования и времени восстановления при аварийном сбое системы.

Как и в других подобных случаях, введению системы в эксплуатацию предшествовал пилотный запуск. Банк выделил серверное помещение, для обеспечения надежности работы подвел параллельные линии электропитания, независимые линии коммутации, после чего была проведена поставка, монтаж оборудования, установка ПО и приведение системы в соответствие предъявляемым требованиям. В ходе тестовой эксплуатации специалисты банка обучались работе на серверах. По прошествии месяца система IB System Object была запущена в тестовую эксплуатацию, проведен тест на реальной БД. Вся система создавалась с нуля, в связи с этим вопросов портирования данных не возникало. Таким образом, проект с момента поставки оборудования до запуска в эксплуатацию занял менее трех месяцев. А перевод всех пользователей банка на новую систему был осуществлен за выходные.

Услуги

«Заказчик отдавал себе отчет, что такую систему нельзя оставлять без технической поддержки, потому что могут возникнуть любые сбои, начиная от аппаратных и программных ошибок до самых невероятных ситуаций, когда стечение не связанных между собой факторов приводит к аварийной остановке системы, — говорит Ярослав Камыс. — Мы предложили банку поддержку по схеме 24х7х365. При этом гарантированное время реакции — 2 ч, а выезд специалиста — ближайшим доступным рейсом с момента принятия решения о выезде». Здесь стоит отметить, что желание заказчика «посадить» у себя специалиста компании, конечно, можно удовлетворить, однако стоимость этого сервиса превышает стоимость простоя оборудования.

Поскольку для банка установленное оборудование было новым, компания КРОК провела обучение администрированию серверов Sun троих сотрудников заказчика для того, чтобы обеспечивать штатное функционирование системы. Таким образом, заказчик своими силами может проводить штатные модернизации системы, запланированные резервные копирования и т. д. Однако любое свое действие банк согласовывает со специалистами компании КРОК. «Это нужно для того, чтобы инженеры были в курсе происходящего, — поясняет Ярослав Камыс. — Такой подход позволяет в случае возникновения сбоя при проведении регламентных работ найти и устранить причину, которая привела к аварийной остановке». Все эти меры привели к тому, что в настоящее время система успешно работает в банке и за два года ее использования ни разу не останавливалась.