Часто приходится слышать, что использование частных облаков для небольших компаний нецелесообразно, поскольку отдача будет заведомо меньше затрат. Однако практика показывает, что это совсем не так. И лишним примером тому стал доклад Юрия Зайцева, руководителя группы системного администрирования и системного ПО санкт-петербургской металлотрейдинговой компании «Стан‑Сигма», сделанный на II конференции «Технологии виртуализации/Cloud computing». Эта конференция была проведена компанией AHConferences в июне 2011 г.

Процессы, связанные с переходом к использованию мобильных устройств и переводу сотрудников на удаленный режим работы, идут в секторе SMB быстрее, чем в крупных компаниях. Кроме того, малый и средний бизнес развивается хаотично, что ведет к существенному колебанию потребностей в ИТ-ресурсах. При этом для малого бизнеса актуальна проблема эффективности использования ресурсов. Как показывают исследования, уровень утилизации не превышает 15%. И точно так же, как и на крупных предприятиях, большая часть ИТ-бюджета уходит на поддержку имеющейся инфраструктуры. В итоге использование облачных технологий становится вполне естественным решением.

Все эти проблемы в полной мере имели место в компании «Стан‑Сигма». Свою роль сыграли и последствия кризиса, что привело к снижению затрат на ИТ и мораторию на все закупки оборудования, а также к сокращению ИТ-отдела вдвое. К концу 2010 г. вся ИТ-инфраструктура компании была сильно изношена. В конце концов один из серверов компании просто вышел из строя. И только то, что в компании был развернут кластер из виртуальных машин на базе VmWare ESX, позволило сохранить работоспособность систем. Но так не могло продолжаться бесконечно, ведь риски, связанные с возможными сбоями, существенно усиливались.

Возникла дилемма: приобретать новое оборудование или воспользоваться услугами внешней компании. В итоге был выбран второй вариант. Как отметил Юрий Зайцев, в этом случае компания могла полностью избежать капитальных затрат. Сыграл свою роль и переезд в новый офис, где просто отсутствовало оборудованное помещение для серверной комнаты, что еще более увеличило бы расходы, если бы пришлось приобретать новое оборудование.

Во внешнем ЦОД была развернута облачная платформа, куда перенесли все ИТ‑системы поддержки бизнес-процессов компании, а также сервисы групповой работы и файловые хранилища. Это позволило как сократить издержки, так и повысить эффективность управления ИТ. В качестве платформы выбрали СПО-решение Ubuntu Enterprise Cloud. Во внешний ЦОД был перенесен уже имевшийся в компании сервер. Пришлось арендовать еще два сервера и систему хранения данных.

При этом в «Стан‑Сигма» не ограничились переносом в облако только серверных ресурсов. Туда же переместились и рабочие места персонала с использованием технологии VDI. Как отметил Юрий Зайцев, это было вызвано тем, что инфраструктура рабочих мест в компании, тоже не обновлявшаяся долгое время, требовала замены. Кроме того, переход на технологию VDI позволял в перспективе постепенно заменить ПК тонкими клиентами, что дает много преимуществ, связанных с более длительным сроком службы, малым количеством отказов, высокой энергоэффективностью и существенным снижением затрат на администрирование и техническое обслуживание.

Инфраструктура VDI на платформе Ulteo развернута на двух серверах. Еще один сервер служит для балансировки нагрузки и обслуживания запросов пользователей. Отдельный сервер на Linux выделен для доставки приложений «1С». Все названные серверы — виртуальные. При этом работа пользователей в этой среде никоим образом не изменилась. В качестве технологии доставки приложений используется Web. Это позволяет поддерживать 45 рабочих мест.

Как резюмировал итоги проекта Юрий Зайцев, внедрение решения на базе облачных технологий принесло целый ряд преимуществ. Прежде всего, удалось добиться существенного повышения масштабируемости и отказоустойчивости серверной платформы. Переход к рабочим местам на базе технологий VDI понизил аппаратные требования к клиентским устройствам, что в перспективе позволяет перевести инфраструктуру рабочих мест на использование тонких клиентов и мобильных устройств. И при этом повышается эффективность управления рабочей средой пользователей, в том числе в удаленном режиме. Теперь ИТ‑специалисты «Стан‑Сигмы» могут тратить больше времени на развитие сервисов и управление их качеством.