С апреля 2010 г. звонки на номер «04» принимаются в новой диспетчерской Мосгаза, работа которой построена по образцу кризисного центра МЧС, и аварийная служба, не теряя ни минуты, приступает к ликвидации аварии. А совсем недавно в Мосгазе появилась вторая диспетчерская, принимающая заявки на техническое обслуживание газового оборудования.

В Москве более 7500 км газопроводов, по которым ежегодно перекачивается порядка 27 млрд кубометров природного газа. За исправное функционирование газового хозяйства отвечает Мосгаз, и только он может ликвидировать аварию на газопроводе — у других экстренных служб нет ни нужного снаряжения, ни специалистов требуемой квалификации. Если где-то произойдет утечка и загорится газ, пожарные не смогут приступить к тушению, пока газовики не перекроют подачу газа. Еще три года назад Мосгаз существенно отставал по оперативности от служб МЧС, и пожарные теряли драгоценное время, но сейчас это уже не так. Инициатором и главным идеологом изменений, которые помогли сделать реагирование действительно быстрым, выступил Гасан Гасангаджиев, занявший пост генерального директора Мосгаза в мае 2009 г. Одним из важнейших преобразований была реорганизация и модернизация диспетчерской службы.

Большой экран

Решено было создать Центральное диспетчерское управление (ЦДУ), обеспечивающее оперативное руководство ликвидацией аварий и мониторинг состояния газовых сетей. Новый диспетчерский зал разместился в здании Мосгаза в Мрузовском переулке (раньше служба «04» находилась на другой территории, что затрудняло процесс обслуживания аварийных заявок). Для представления информации о состоянии газовых сетей Москвы и ходе работ на них в зале был смонтирован полиэкран из 24 дисплеев общей площадью 11,6 м2.

Экран управляется многопроцессорной вычислительной системой NVIDIA Quadro Plex, программное обеспечение для вывода информации на дисплеи разработано компанией «ВидеоСофт». Дисплеи могут как показывать независимые изображения, так и объединяться в блоки. Состав и расположение информации определяет по своему усмотрению начальник смены. Одна из возможных раскладок показана на снимке.

В течение суток в службу «04» поступает около 150 сообщений о неисправностях. Не каждое из них в итоге подтверждается — по опыту диспетчеров, около 70% поступивших сообщений на поверку оказываются ложной тревогой. Но Мосгаз должен проверить все. Служба поддерживает прямую связь с кризисным центром МЧС: заявка может поступить оттуда и, наоборот, быть передана туда. Диспетчеры специально учатся правильно вести телефонный разговор и быстро выяснять все существенные детали, касающиеся происшествия. Данные по каждому сообщению вносятся в компьютер, и система автоматически формирует заявку, присваивая ей категорию от 1 (самая серьезная) до 4 (наименее серьезная). Заявка немедленно появляется в списке на табло диспетчерской. Как только принимается решение о том, какую из аварийно-ремонтных бригад отправить на место, бригада выезжает. Если раньше перед выездом сотрудники должны были подобрать необходимые схемы и получить инструкции, на что уходило в среднем 40 минут, то теперь информация передается им по пути — все машины аварийно-спасательного формирования подключены к корпоративной сети (VPN) Мосгаза по мобильному интернет-каналу. Машины покрашены в белый цвет (по стандарту МЧС) и снабжены мигалками, что позволяет им быстрее доехать до места, а к моменту прибытия бригада уже знает, как расположены краны и какие из них требуется перекрыть.

Доступ в Интернет осуществляется через скоростную сеть Yota, пропускной способности которой вполне достаточно для организации сеанса видеоконференцсвязи (ВКС); штабные автобусы аварийной службы Мосгаза оборудованы видеокамерами — одна находится в кабине, другая установлена на крыше автобуса и может показывать, что происходит в точке аварии. Если сеть Yota недоступна, используется резервный вариант — «СкайЛинк». Скорость соединения при этом, конечно, падает, но видеосвязь, хотя и более низкого качества, все-таки поддерживается. При необходимости (если обстановка потребует отправки нескольких автобусов в разные точки города) диспетчер может устроить многоточечную видеоконференцию, выведя изображение с каждой камеры на один из дисплеев полиэкрана. На фотографии под сеанс ВКС заняты четыре дисплея в левой нижней части полиэкрана; изображение передается с одной из мобильных видеокамер.

Восемь блоков в середине полиэкрана занимает схема газопроводов, правее — карта Москвы, на которой отмечено положение всех бригад — оно отслеживается с помощью системы ГЛОНАСС. Диспетчер, таким образом, видит, какая бригада находится ближе к месту происшествия и сможет прибыть туда быстрее всего. Поскольку необходимая информация может быть передана сотрудникам аварийно-спасательной службы дистанционно, они не должны возвращаться в диспетчерскую за заданием и документацией и сразу же едут на новое место. Отображаются не только бригады аварийной службы, но и машины, выехавшие на плановые работы (устройствами ГЛОНАСС оборудован весь без исключения автотранспорт Мосгаза), — это тоже может оказаться полезным.

Дистанционное управление и сбор данных

На обслуживаемых Мосгазом газопроводах высокого давления сейчас появились задвижки с электроприводом и дистанционным управлением. Они отображаются на схеме газопроводов с указанием положения (открыто–закрыто). Система дистанционного управления позволяет диспетчеру прямо со своего рабочего места менее чем за две минуты перекрыть подачу газа на аварийном участке, на что раньше требовалось около полутора часов. Не нужно ни ехать к задвижке, ни спускаться к ней, ни закрывать ее вручную (на обычной задвижке эта операция занимает 30—40 минут). Замена задвижек началась с наиболее ответственных участков. Со временем планируется оснастить такими устройствами все газопроводы.

В стадии внедрения находится система учета и контроля газа на ГРП — газорегуляторных пунктах, где давление в газопроводах понижается с высокого до среднего или со среднего до низкого. Там устанавливаются приборы для учета расхода газа и контроля различных его параметров — давления, температуры на входе и на выходе, перепада давления на фильтрах. Отклонение показателя от нормы может указывать на неисправность, которая в таком случае будет своевременно замечена и устранена до того, как случится авария.

Вторая диспетчерская

Основные потребители газа в Москве — промышленные, на бытовое потребление приходится около 2% его общего объема. Однако количество оконечных устройств в этом секторе огромно — почти 2 млн газовых плит, свыше 100 тыс. колонок (проточных водонагревателей), более 5 тыс. бойлеров (емкостных нагревателей). Мосгаз регулярно проводит техническое обслуживание внутридомовых газопроводов и бытовых газовых приборов, а кроме того, предоставляет платные услуги по ремонту и замене оборудования. Эти работы выполняют территориальные управления по эксплуатации и ремонту газового хозяйства. За определенную часть города отвечает свое управление. До недавнего времени в каждом управлении была своя диспетчерская служба, обрабатывавшая заявки на ремонт, сейчас все заявки стали поступать в объединенную диспетчерскую, которая расположилась в том же здании в Мрузовском переулке. В экспериментальном режиме эта диспетчерская начала действовать с марта 2011 г., а в сентябре к ней были подключены все округа Москвы.

Во второй диспетчерской тоже имеется полиэкран, хотя и более скромного размера, чем в Центрально-диспетчерском управлении, поскольку объем информации, за которой нужно одновременно следить, здесь не так велик. Главное место обычно отводится карте Москвы, на которой отмечены адреса заявок и машины, выехавшие по этим заявкам (на фотографии карта занимает весь экран). Чтобы подать заявку на плановый технический ремонт, нужно звонить не по «04», а по обычному городскому номеру — (495)660-2001. Другой вариант — оставить заявку в соответствующем разделе сайта Мосгаза, тогда диспетчер свяжется с вами и договорится об удобном для вас времени приезда мастера (возможно, вечером или в субботу). Мастер приедет один (он будет за рулем) на машине, не имеющей мигалки и покрашенной в традиционный для Мосгаза желтый цвет. Он определит стоимость ремонта, произведет ремонт, примет плату с помощью бланка строгой отчетности и отправится по следующему адресу. Этот бланк — нововведение. Прежние правила требовали, чтобы ремонт был предварительно оплачен через банк, поэтому мастер приезжал дважды: при первом визите он калькулировал стоимость работы и выписывал квитанцию, при втором — выполнял работу, а в промежутке клиент должен был посетить банк и заплатить сумму, указанную в квитанции. Изменение правил позволило сэкономить личное время клиентов и рабочее время мастеров, соответственно подняв их производительность.

Рабочий день слесаря-ремонтника продолжается с 8 до 20 часов, за это время он успевает обслужить 10—12 адресов, иногда больше. Маршрут для каждой машины составляется так, чтобы адреса, по которым она должна проехать, находились на минимальном расстоянии друг от друга. На фотографии синие точки на карте соответствуют машинам ремонтников, желтые — адресам, которые уже включены в маршруты, красные — еще не разобранным заявкам, которые смогут обслужить мастера, освободившиеся до конца рабочего дня. Мастер связывается с диспетчерской просто по мобильному телефону, которого в сочетании с устройством ГЛОНАСС вполне достаточно для эффективного взаимодействия.

Появление единой сервисной диспетчерской привело к неожиданному эффекту - число заявок оказалось значительно больше расчетного, определенного путем суммирования количества заявок по отделениям. Сейчас в день удается обслужить 150—180 заявок, а потребность еще выше: став более быстрым и удобным, сервис стал и более привлекательным.

Надежные полиэкраны — веление времени

Алексей Волков,
руководитель направления аудиовизуальных систем компании КРОК

Для ведомств, работающих с чрезвычайными ситуациями, особенно важна эффективная работа диспетчеров. Грамотное использование ИТ-систем в диспетчерской службе позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и предотвращать их появление. Именно эти цели преследовало создание диспетчерского центра Мосгаза и кризисного центра МЧС. Впрочем, управление кризисными ситуациями играет значительную роль и в коммерческих организациях. Например, сейчас мы работаем над проектом диспетчерского центра по Московскому региону для крупного банка. Это масштабный проект: в центр будет стекаться вся информация о движении инкассаторских объектов. В перспективе диспетчерский центр должен перерасти в ситуационный центр, где помимо мониторинга транспортных потоков можно будет оперативно работать с нештатными ситуациями.

Стоит отметить, что и в государственном, и в корпоративном секторе растут требования к технологическому оснащению диспетчерских служб. Необходимо обеспечивать максимально удобные условия для работы с большими потоками информации, особенно если служба функционирует в режиме 24×7. Поэтому видеоэкраны коллективного пользования стали неотъемлемой частью диспетчерских центров. В своих проектах КРОК также использует подобные экраны. Так, сейчас мы создаем центр управления мониторингом для крупного оператора связи. В качестве решения для видеостены выбраны видеокубы на основе технологии Digital Light Processing, а на выделенных рабочих местах диспетчеров устанавливается специализированное ПО для мониторинга операторской сети. Сейчас на рынке представлено множество дисплейных технологий, однако наиболее востребованы, как одни из самых надежных, экраны со светодиодными источниками света Light Emitting Diode,.