Облачные технологии на сегодняшний день — одно из самых модных и обсуждаемых явлений на современном ИТ-рынке. Осенью прошлого года Gartner назвала десять главных технологических тенденций, которые будут оказывать влияние на данную сферу в долгосрочной перспективе и в ближайшие три-пять лет. В этом докладе термин «Cloud» по повторяемости уступал разве что мобильным технологиям, а два главных тренда впрямую относятся к облакам: «Personal Cloud» и «Cloud Computing».

А как реально обстоят дела с облачными технологиями в России? Этот вопрос мы обсуждаем с директором Департамента сопровождения ИТ-систем банка «Хоум Кредит» Сергеем Новицким.

Для справки: банк «Хоум Кредит», входя в ТОП-30 по размеру активов, в 2012 году вошёл в тройку лидеров по объему кредитов для физических лиц и занял 10-е место на рынке вкладов. Сегодня банк обслуживает 24,3 миллиона клиен­тов, имея почти 6000 офисов в 2000 городах по всей России. Общая численность сотрудников превысила 25000 человек. Устойчивый рост на протяжении последних пяти лет обусловлен инновационной стратегией развития как в области банковских процессов, так и по предоставлению бизнесу самых современных ИТ-сервисов.

«Рост банковского бизнеса необходимо обеспечить ИТ-инновациями, сохранив при этом разумный уровень затрат и обязательно высокое качест­во работы, — подчеркивает Сергей Новицкий, — Лучшие ИТ-эксперты банка постоянно отслеживают тенденции, активно тестируют разные технологии, которые потенциально позволяют это сделать. В ходе такого анализа мы пришли к выводу, что часть наших задач наилучшим образом можно решить именно с помощью облаков».

И вот как Сергей охарактеризовал преимущест­ва облачной модели: «В больших компаниях экономически обоснованно строго следовать заданной закупочной политике (проведение конкурсов, работа с вендорами, процесс поставки оборудования). Обратной стороной этой медали являются сроки — обычно не менее месяца на сам конкурс и до трёх и более месяцев до поставки необходимой техники. В таких условиях о быстрой реакции или оперативной корректировке требований в ходе внедрения инновационных решений не может быть и речи. При использовании облака практически те же самые ресурсы можно получить максимум через неделю. Причем со временем команда парт­нера за счет накопленного опыта делает это все быстрее и быстрее».

Безусловно, в такой крайне зарегулированной сфере, как банковская, речь не идет о переносе в облака критичных для бизнеса систем. Жесткие требования законодательно защищают платёжную информацию и персональные данные. Банковские регуляторы относятся к хранению любой информации в облаке очень настороженно. К тому же банк рискует своим имиджем: утечка данных независимо от их категории негативно отразится на его репутации.

В банке «Хоум Кредит» приняли компромиссное решение:

  • использовать облака в пилотных проектах для оценки реальных требований к будущей системе;
  • использовать облачные технологии в качестве среды разработки для внешних подрядчиков;
  • создавать тестовые среды в облаках при условии загрузки обезличенных данных, не содержащих фактическую платежную информацию;
  • использовать облака как «палочку-выручалочку» для временной замены при длительных задержках в поставке техники. Сформулированная позиция легла в основу поиска провайдера-партнёра.

Сегодня многие интеграторы и международные вендоры (такие, как, например, HP или IBM) предлагают свои услуги в сфере облачных сервисов. Выбор поставщика услуг Сергей Новицкий комментирует следующим образом: «После практического тестирования и отбора потенциальных кандидатов в строгом соответствии с политикой банка был проведен тендер, на котором объективно оценивались как технические, так и ценовые критерии отбора. В результате победила компания DataLine. Мы были удовлетворены, потому что, во-первых, уже был опыт сотрудничества (на территории DataLine находится резервный центр обработки данных банка), во-вторых, качество облачных услуг во время тестирования показалось нам одним из лучших и в-третьих, спектр характеристик предлагаемых облачных ресурсов во многом совпадал с фактическими потребностями банка».

Начало сотрудничества было положено созданием облачной платформы, где проходило нагрузочное тестирование в рамках проекта по разработке карточного процессинга. Это очень сложный проект, требующий параллельной работы нескольких тестовых сред, выделение ресурсов для которых всегда было серьезнейшей проблемой. И переход в облако, как подчеркнул Сергей Новицкий, стал естественным выходом в условиях жестких сроков. Процессинг является одним из наиболее критичных и значимых для бизнеса ИТ-сервисов, и несвоевременный его запуск повлек бы множество проблем и сложностей вплоть до прямых финансовых потерь.

К настоящему времени банк «Хоум Кредит» использовал облако по модели «инфраструктура как сервис» уже в десятке своих проектов. Это логично и наилучшим образом соответствует требованиям, предъявляемым к тестовым средам и платформам для разработки. Но постепенно идет миграция в сторону более высокоуровневой модели «платформа как сервис», когда провайдер DataLine также берет на себя работу по администри­рованию операционных систем и баз данных, предоставляя решение «под ключ», а не голые виртуальные ресурсы. Первый такой проект уже стартовал — внедрение в банке IBM Jazz, где будет реализовано не только администрирование Unix и Oracle, но и интеграция на уровне линий поддержки Service Desk.

Ещё одним перспективным направлением в расширении сотрудничества является организация безопасного удаленного доступа к облачным виртуальным рабочим местам через интернет-каналы (в основе решения лежит Cisco Easy VPN). При успешном тестировании и подтверждении с точки зрения безопасности это станет хорошим подспорьем для банка на случай привлечения аутсорсеров и аутстафферов.

«Год совместной работы подтвердил высокий уровень предоставления облачного сервиса. И мы не исключаем расширения сотрудничества с DataLine в дальнейшем», — подвел итог встречи Сергей Новицкий.