Автор статьи, ИТ-­директор аэропорта Толмачево (г. Новосибирск), рассказывает о промышленном опыте использования мобильных устройств в своей организации.

Аэропорт Толмачево активно использует мобильные устройства как рабочий инструмент для всего персонала компании — от рядовых сотрудников до руководителей. Менеджмент постоянно в разъездах, и мобильные устройства позволяют нам продуктивнее работать за счет заполнения так называемых логистических пауз: времени, которое требуется на дорогу, включая стояние в пробках или ожидание своего рейса в аэропорту. Это мировая практика, и мы тут не составляем исключение.

BYOD не для нас

Наша принципиальная позиция заключается в том, что мы разрешаем использовать только корпоративные устройства. То, что скрывается за аббревиатурой BYOD, а именно применение для производственных нужд собственных устройств персонала, — нам не подходит. Раньше мы допускали использование личных портативных ПК сотрудников, но вскоре стало ясно, что обслуживание оборудования разных производителей на разных программно-­аппаратных платформах слишком затратно. А в случае других классов мобильных устройств (смартфоны, планшеты) подобного рода издержки будут еще выше. Есть и другие риски: организационные, юридические, связанные с информационной безопасностью, и не все они легко разрешимы.

Часто к преимуществам использования собственных устройств относят то, что организовать корпоративную закупку массовых смартфонов и планшетов трудно, а порой и просто невозможно, поскольку жизненный цикл модели очень короток. Однако тут вопрос лишь в том, как организован процесс закупок и процедура проведения тендеров и электронных торгов. У нас, например, не возникало никаких проблем. Хотя к своей модели мы пришли не сразу, и на выработку и тонкую настройку тендерных процедур ушло некоторое время, причем процесс этот проходил в несколько этапов. Но эти проблемы оказались вполне разрешимыми.

Год назад мы начали проект автоматизации работы грузового терминала. Для решения этой задачи у нас используются промышленные терминалы сбора данных — это неотъемлемый компонент единого программно-­аппаратного комплекса. С помощью таких терминалов работники пунктов приема багажа и складов могут более оперативно получать информацию о каждой единице багажа или груза. Можно, в частности, определить, поступила ли соответствующая единица на склад, и если поступила, то где она находится. При этом терминалы позволяют считывать штрихкод на расстояниях до 15 м. Это позволило многократно поднять производительность труда при проведении подобного рода операций. Не надо обходить весь склад, чтобы подойти к грузу, не надо носить с собой стремянку. Рост производительности труда оказался просто невероятным, так что масштабы этого проекта мы будем только наращивать.

Для многих применений мы используем устройства в специальном исполнении. Так, для авиатехников, которые работают непосредственно на перроне, мы приобрели планшеты в специальном, защищенном исполнении, которые могут работать при температуре минус 30. Это часть проекта по автоматизации производственной деятельности, который мы планируем закончить в текущем году. Используем мы и массовые устройства. Например, мы оснастили часть кассиров планшетами на платформе Android и интегрировали их с нашей системой продажи билетов. У нас выработаны технические требования к данному оборудованию, и его закупка проходит по общей тендерной процедуре.

Для руководства компании мы приобретаем ноутбуки, разработав для них единый стандарт. По мере завершения срока амортизации или устаревания, то есть каждые три­-четыре года, мы обновляем парк ноутбуков, используемых в компании. При этом поставщик может меняться. Все зависит от того, кто победит в очередном тендере.

Для всех категорий сотрудников мобильное устройство — неотъемлемая составная часть единого программно-­аппаратного комплекса, направленного на выполнение функциональных задач. Терминал работника склада — часть системы управления складом. Планшет у кассира — элемент системы продажи билетов. Планшет авиамеханика тоже будет включен в систему управления техническим обслуживанием воздушных судов. Результат внедрения программно-­аппаратных комплексов — повышение производительности труда и новые возможности для наших клиентов, например, онлайн-­регистрация на рейсы.

Важно, насколько велики будут усилия на интеграцию систем. Естественно, если интеграция будет невозможна или очень сложна, то ни о какой покупке оборудования на такой платформе не может быть и речи. Мы очень долгое время использовали промышленные терминалы на Windows CE только потому, что одна из наших систем не поддерживала никакие другие мобильные платформы.

Как мы выбираем

Когда выработаны требования к единому программно-­аппаратному комплексу, мы приступаем к выбору отдельных его элементов, в том числе мобильных устройств. Сначала составляется своего рода лонг-­лист, куда включаются все представленные на рынке модели, способные на решение данной задачи. Затем этот список сужается за счет тех компаний, у кого хуже территориальный охват и качество сервиса.

Например, не так давно мы выбирали средства визуализации. Было представлено оборудование пяти поставщиков. По соотношению цены и функциональных возможностей все они практически одинаковы. Но в России более-­менее разветвленная сервисная сеть имеется лишь у двоих вендоров, а за Уралом сервисные центры есть только у одного из них, поэтому список сократился до одной строки… Точно так же дело обстояло с выбором терминалов, которые мы используем для автоматизации склада. Традиционно в этом качестве используется оборудование Honeywell и Motorola, так как только их работоспособность гарантирует разработчик системы, использование же других терминалов возможно, но, что называется, на свой страх и риск. При этом реальный опыт компаний, которые пытались внедрять оборудование производителей второго эшелона, подтверждает правильность нашего выбора. Но если вендор предложит нам специальные условия для обслуживания своего оборудования даже тогда, когда у него нет сервисного центра в регионах нашего присутствия, мы, безусловно, рассмотрим их.

Мы внимательно изучаем опыт состоявшихся внедрений, как российский, так и международный. Спрашиваем у наших коллег о реальных результатах и только после этого выходим на пилотные проекты. В нашей компании очень жесткая система обоснования инвестиций, в нынешних непростых условиях это неизбежно.