Как понять, насколько эффективна практика принятия решений в области ИТ, которая сложилась на предприятии? Много или мало предприятие тратит на ИТ и насколько оптимально его распределение по статьям затрат? Насколько четко выстроены приоритеты в области ИТ-поддержки бизнеса и насколько управление ИТ-отделом соответствует мировому уровню? Частичные ответы на все эти вопросы мы и попытались дать в исследовании «Практика использования ИТ на российских предприятиях 2007». Полученные данные показались нам настолько важными и значимыми, что мы посвятили им целый номер журнала.

Исследование «Практика использования ИТ на российских предприятиях 2007» редакция нашего журнала провела с апреля по июнь 2007 года. Редакция опросила 160 ИТ-директоров российских предприятий (метод опроса — офлайновое анкетирование). Каждому ИТ-директору мы задавали 36 вопросов, которые были разделены на 4 группы: подготовка ИТ-решений, ИТ-бюджет, приоритетные направления использования ИТ в компании и подходы к их автоматизации и управление ИТ-отделом.

Заметим, что это уже второе подобное исследование. Первый опрос ИТ-директоров проходил с августа по октябрь 2005 года. На наши вопросы ответило 79 ИТ-директоров, и результаты были опубликованы в №№23 и 24 за 2005 год. Примерно половина вопросов 2005 года была нами заменена, но остальные мы сохранили, внеся в некоторые небольшие изменения. Это дает нам возможность проследить эволюцию в изменении тех или иных приоритетов и подходов, поэтому там, где это показалось нам полезным, мы приводили результаты исследования 2005 года. Однако заметим, что в этом номере опубликована сокращенная версия отчета. Полная версия включает в себя дополнительные зависимости (например, зависимость ИТ-бюджета от оборота компании, ИТ-бюджет, приходящийся на одного сотрудника, и т.д.), а также диаграммы и аналитику по 8 отраслям: торговля и дистрибуция, финансовыеуслуги, машиностроение, металлургия, производство ТНП и пищевая промышленность, химия, нефтехимия и фармацевтика, транспорт, профессиональные услуги и услуги для населения. Кроме того, графики, которые сделаны на основе исследования, проведенного американским журналом Optimize в 2006—2007 годах, и которые позволяют сравнить российскую практику с мировым опытом.

Полную версию отчета получат все ИТ-директора, которые приняли участие в исследовании. Кроме того, мы готовы предоставить ее всем ИТ-директорам, кому это покажется необходимым. Те ИТ-директора, которые считают полученные нами данные полезными для себя, могут запросить полную версию отчета. Для этого необходимо написать письмо на адрес research@iemag.ru (обязательно с указанием места работы и занимаемой должности). Однако сразу оговоримся, что в этом случае мы будем полагать, что этот ИТ-директор готов будет принять участие в следующем нашем исследовании, которое мы планируем провести в начале 2008 года.

Участники нашего исследования

Прежде чем говорить о результатах опроса и пытаться делать какие-то выводы, мы хотели бы представить наших уважаемых респондентов. На диаграммах 1 и 2 приведены соответственно распределения компаний, ИТ-директора которых приняли участие в нашем исследовании, по отраслям и оборотам. Начиная исследование, мы не ставили задачу ограничить число опрашиваемых ИТ-директоров какими-либо заранее заданными критериями. Поэтому эти распределения по оборотам и отраслям не показывают приоритеты автоматизации тех или иных отраслей, большую или меньшую значимость информационной поддержки крупных предприятий по сравнению со средними и пр. Эти две диаграммы лишь беспристрастно отражают структуру полученных нами ответов. Хотя разделение компаний по отраслям, оборотам и численности сотрудников явилось существенным моментом для построения дополнительных детализированных по соответствующим параметрам зависимостей, которые мы приводим в полной версии исследования и на которые частично ссылаемся в данной статье.

В целом видно, что распределение компаний по оборотам достаточно равномерное, полученные нами данные в равной мере касаются и крупных, и мелких компаний. Однако отрасли представлены в исследовании достаточно неравномерно и это, возможно, оказало влияние на полученные данные. Кроме того, диаграммы, отражающие отраслевые приоритеты и предпочтения из-за недостаточной статистики, мы смогли построить не по всем отраслям. Единственным комментарием к распределению по отраслям может служить то, что для «чистоты эксперимента» мы решили не опрашивать людей, отвечающих за развитие ИТ-направления в государственных учреждениях. Специфика их работы кажется нам все-таки слишком существенной и заслуживающей, быть может, отдельной группы вопросов. Тем не менее примерно 15% ИТ-директоров, ответивших на нашу анкету, представляют компании с той или иной формой государственного участия (бюджетные организации, ФГУП и т.п.). Кроме того, отметим, что представителей международных компаний в нашем исследовании очень мало — около 3%.

Наконец последний аспект — географическое распределение участников исследования, тоже достаточно равномерное. Около 25% компаний представляют Москву и менее 20% — Санкт-Петербург, остальные более 55% компаний представляют различные регионы России.

Сколько необходимо ИТ-сотрудников?

Это уже первые полученные нами данные, которые показывают средний размер ИТ-отдела в различных отраслях в процентах от общего числа сотрудников компаний (диаграмма 3). В лидерстве финансовой отрасли ничего неожиданного нет. Всем хорошо известно, что ИТ здесь куда реже является конкурентным преимуществом и куда чаще — просто необходимым компонентом функционирования организации. Кроме того, количество работающих здесь все-таки не столь велико, как, например, на машиностроительных и металлургических предприятиях. А вот столь существенно большее (в полтора раза) относительное количество работающих в машиностроении по отношению к металлургии и химии — это интересный факт. И нам трудно объяснить это тем, что задачи, которые приходится решать ИТ-отделу на машиностроительном предприятии, в полтора раза сложнее, чем на металлургическом.