Последнее десятилетие было необычайно богато на разнообразные тренды. Встречались призывы отправить сотрудников по домам, сделать скучный труд игрой, позволить использовать на работе любимые гаджеты и многое-многое другое. Внимательный управленец насчитал бы десятки методик, которые лавиной посыпались на него из самых разных изданий. А меж тем природа геймификаций, виртуальных офисов и «прочих BYODов» лежит несколько в иной плоскости: мы наблюдаем оцифровку окружающего нас мира. И профессиональной деятельности в частности.

Офисное пространство, где мы так привыкли трудиться, все больше переносится в виртуальную среду. Большинство рабочих процессов сегодня проходит не в кабинете, а в компьютере. Временами даже в телефоне. Канули в Лету привычные стенгазеты с новостями. Теперь это корпоративные блоги. Доски почета перекочевали в интранет и прочие системы управления талантами. Грамоты трансформировались в электронные значки и монетки, став частью модного тренда — геймификации. Но если автоматизацию рабочих процессов можно назвать полезным делом, то правильно ли подвергать виртуализации живое общение?

Трудовые обязанности клерков, именуемые в среде айтишников «совместной работой», давно уже стали объектом пристального внимания компаний, выпускающих софт. Как правило, под этот термин подпадают планерки, совещания, мозговые штурмы и прочая трудовая деятельность, где задействовано более одного человека. А так как топ-менеджеры активно пропагандируют командную работу и командный же дух, не удивительно, что на рынке программного обеспечения мы имеем тысячи инструментов, призванных облегчить коммуникации между сотрудниками.

От дерева к цифре

Все разработчики, начиная с амбициозных стартапов и заканчивая гигантами отрасли, имеют в своем арсенале проекты с возможностями для совместного редактирования документов. Разумеется, первым хочется назвать сервис Google Docs как самый популярный. Однако аналогичные функции предлагают и виртуальные офисы вроде TeamLab, и программы по управлению проектами наподобие Zoho Projects. Выгода от них очевидна: иногда сотрудникам из разных отделов куда проще «собраться» в виртуальном пространстве на «территории» конкретного проекта или даже файла, нежели в переговорной или курилке. Собственно, это облегчает жизнь и работодателю, позволяя экономить на указанных выше площадях. К слову, аренда сегодня — дорогое удо­вольствие.

Однако эта самая «совместная работа» — понятие куда более широкое, нежели простое редактирование документов или добавление комментариев по ходу реализации очередного проекта компании. Какие картины рисует память, когда нас просят рассказать о таких совершенно обычных, привычных для офисных сотрудников вещах, как летучки? Возможно, кабинет, большой стол, суету и перебивающих друг друга людей. Или, напротив, мертвую тишину и докладчика с презентацией. Что бы там ни было, у этих собраний имеется один непременный атрибут — маркерная доска. На ней красуются заметки по результатам обсуждений, проблемы, вопросы, идеи. Возможно, магнитами прикреплены листы с графиками или таблицами. Именно на этих досках, когда-то деревянных, теперь пластиковых, аккумулируются результаты самой настоящей совместной работы. Но вот пришло время оцифровать и их.

Семнадцатого сентября мне посчастливилось присутствовать на финале конкурса I-Prize, организованного компанией Cisco и фондом «Сколково». Так вот, второе место занял интересный томский проект — RealtimeBoard — бесконечная онлайн-доска, позволяющая перенести совместные обсуждения в сеть. Она делает возможным добавление любого медиаконтента с компьютера или из Интернета, создание схем, заметок, презентаций и многого другого. При этом предполагается, что выполнять работу на досках может как один человек, так и сразу целая толпа специалистов.

То есть это альтернатива и мозговым штурмам, призванным усилиями команды родить жизнеспособные идеи; и конференциям, где каждый может высказаться относительно проекта или его части; и обычным бытовым совещаниям, необходимым для решения насущных проблем.

«Мы проводили исследование о том, кто является нашими пользователями. И оказалось, что на 50% это проект-менеджеры и управляющие. Поэтому в RealtimeBoard их в первую очередь интересует возможность визуально выстраивать процессы. А вот конкретно в нашей компании имеется около двадцати досок. И мы используем их для визуализации буквально всего, что происходит в организации, от общей стратегии фирмы до плана по последнему проекту, над которым работаем. А вообще наши онлайн-доски предприятия используют в основном для мозговых штурмов», — поделился своей статистикой Андрей Хусид, CEO RealtimeBoard.com.

Впрочем, опрос, проведенный на сайте Intelligent Enterprise (рис. 1—4), показал схожую картину: 62% менеджеров полагают, будто электронное обсуждение открывает широкие возможности для проведения мозговых штурмов. В то же время 42% считают, что виртуальное пространство — настоящий Клондайк для презентаций и работы с документами, а 30% отдают предпочтение онлайн-среде для решения текущих вопросов. Правда, при этом стоит учитывать, что в качестве электронных коммуникаций чаще всего назывались видеотехнологии, а уже во вторую очередь — комбинированные. Причем явным фаворитом в решении заявленных задач были виртуальные переговорные комнаты — они собрали симпатии 78% управленцев.

Разумеется, можно организовать совместное обсуждение в виде веб-конференции. Сервисы вроде WebEx компании Cisco с легкостью собирают на планерку специалистов со всех уголков планеты и каждому позволяют высказаться. Однако вряд ли подобному обсуждению будет хватать наглядности. Опять-таки где доска, чтобы записать главные тезисы или удачные идеи? Скорее всего аналогичным вопросом задались те 12% менеджеров, что отдали голоса whiteboard-сервисам, посчитав их лучшим инструментом для совместной работы. Конечно, это не много. Но учитывая слабую информированность представителей бизнеса относительно досок, можно предположить, что вследствие повышения информированности спустя несколько лет положение по крайней мере выровняется.

Кому нужны эти доски?

Во время пресс-конференции Андрей Зюзин, директор Cisco по взаимодействию с фондом «Сколково» и председатель жюри, признался, что на участие в конкурсе I-Prize было подано более тысячи заявок. А это значит, что среди такого количества самых разных проектов жюри разглядело потенциал именно в сервисе для совместной работы. Что еще раз подтверждает перспективность направления.

Разумеется, идея сделать виртуальную доску родилась не вчера. На Западе было предпринято немало попыток превратить whiteboard-сервисы в достойную альтернативу реальным мозговым штурмам и прочим командным обсуждениям. Особенно приблизились к своей цели два зарубежных проекта — DabbleBoard и Twiddla. Оба ресурса предлагали бесплатно использовать возможности онлайн-досок и при этом отличались простотой и удобством юзабилити. Впрочем, бесплатными они были лишь первое время. В конце 2009-го DabbleBoard оказался нерентабельным и был закрыт. А тем временем в России появился свой первый отечест­венный проект подобного плана — WikiWall. К сожалению, сервис этот по сей день находится в стадии бета-тестирования и совсем не развивается.

Конечно, популяризация whiteboard-сервисов означает, что в скором времени клерки будут работать и общаться исключительно через монитор своего компьютера и видеть коллег лишь на «аватарках». Тем не менее подобные проекты — настоящая находка для команд, специалисты которых территориально удалены друг от друга (а число таких благодаря той же сети быстро растет). Ведь полноценный мозговой штурм трудно произвести через мессенджеры или по телефону. А тут прекрасная наглядная демонстрация идеи и непаханое поле для самовыражения. Каждый обязательно будет услышан.

Благодаря whiteboard-проектам концепция виртуальной конторы имеет шанс обрести законченность: интранет — для отслеживания жизни проектов и выполнения задач; экстранет — для общения с клиентами и партнерами; мессенджеры — для оперативного решения всевозможных вопросов с коллегами. И последний штрих — онлайн-доски в качестве секретного оружия, делающего удаленные планерки и мозговые штурмы как никогда эффективными. Виртуальный офис можно считать полностью укомплектованным.

Будущее клерка

Не так давно авторитетное издание Kiplinger Letter, известное своими точными техническими прогнозами, опубликовало любопытную статью: авторы пришли к выводу, что совсем скоро в офисах будут повсеместно распространены компьютерные программы для работы с почтой с элементами искусственного интеллекта. Эти образцы «умного» софта смогут отвечать на простые вопросы, оперируя данными из специальных баз данных и Интернета. По мнению многих экспертов львиная доля рабочего времени клерков тратится на переписку и разъяснение пустяковых проблем. Программы возьмут на себя подобное общение.

Мы можем рассчитывать на появление «рассудительного» ПО в самое ближайшее время, так как его разработкой уже занимаются специалисты из американского университета Карнеги — Меллона.

В свете всего сказанного можно заключить, что будущее клерков выглядит довольно пессимистично. Занятые на работе люди все меньше видятся с друзьями и знакомыми, подменяя реальные контакты и общение соцсетями. А теперь на волне всеобщей оцифровки жизни количество живого взаимодействия резко сократится и в конторе. Так что кто знает, возможно, нашумевший поступок Мариссы Майер из Yahoo с отменой удаленного режима работы сотрудников этой компании был по-своему мудр.

Неспроста компании — лидеры своих отраслей вкладывают деньги и силы не в развитие виртуальных сред для сотрудников, а в улучшение вполне реальных рабочих мест. К примеру, в главном офисе Facebook под работу отданы огромные площади помещений и при этом расставлена мебель с колесиками. Сотрудники в любой момент могут поменять место дислокации, прим­кнуть к какой-то группе или сдвинуть столы. Одним словом, сама атмосфера располагает к сотрудничеству и обмену идеями. Причем подобных взглядов придерживаются многие компании из списка Fortune 500.

Разумеется, мир не стоит на месте. С каждым годом увеличивается производительность компьютеров, разрастается ассортимент программ. Сегодня будут внедрены онлайн-доски для совещаний, а завтра они видоизменятся, став частью 3D-интернета. Главное — находить разумный компромисс между желанием увеличить производительность труда и сэкономить. Ведь клерки — это в первую очередь люди, и нельзя забывать об их человеческих потребностях вроде живого общения, которое было и будет всегда.