В конце 2025 года в Сетке — социальной сети для нетворкинга и карьеры от hh.ru была запущена серия экспертных публикаций под хэштегом #трендывнайме2026. Инициативу поддержали более 50 HR-специалистов, руководителей, рекрутеров и соискателей из крупнейших российских компаний, включая Яндекс, Билайн, МТС, Т-Банк, Циан и Хабр. Аналитики hh.ru проанализировали размещеные в Сетке публикации и выделили основные тренды, которые будут определять развитие рынка труда в 2026 году.

AI стал базовым инструментом

Искусственный интеллект перестаёт быть конкурентным преимуществом и становится базовым рабочим инструментом на рынке труда. Для HR это уже не эксперимент, а повседневная практика: автоматизация первичного скрининга, чат-боты, AI-фильтры резюме и интервью всё чаще используются на старте найма. Соискатели также активно применяют ИИ — для оформления резюме и портфолио, генерации контента и рабочих решений.

«AI-грамотность окончательно перейдёт из разряда nice-to-have (прим.: желательное преимущество) в must have (прим.: обязательное требование). Под AI-грамотностью имею в виду знание паттернов эффективной работы: One/Few-shot (прим.: обучение на одном или нескольких примерах), Chain of Thought (прим.:цепочка рассуждений), критический анализ ответов, кросс-валидация, самопроверка. Важная оговорка: вместе с экономией времени AI меняет и мышление, мы теряем часть важных навыков, поэтому настоящая AI-грамотность — это умение делегировать часть действий, не делегируя само размышление над задачами», — пишет Иван Меркурьев, Senior Product Manager, Яндекс .

«L1-специалисты превратятся в кураторов ИИ: будут обучать чат-боты, контролировать их ответы и вмешиваться в сложных случаях. Кандидатов искать с опытом работы с AI-инструментами и навыками промт-инжиниринга», — добавляет Данил Глушков, руководитель технического сопровождения и оперейшенс разработки Яндекса.

«В ближайшее время в ИТ-индустрии будут расти не столько новые, сколько гибридные роли на стыке ИИ, данных и безопасности. Среди актуальных профессий — продакты и инженеры, которые умеют внедрять искусственный интеллект в продукты, управлять рисками, выстраивать взаимодействие с моделями и создавать для них надёжную инфраструктуру», — отмечают в официальном канале МТС Fintech Team в Сетке.

Поляризация рынка

Работодатели ищут специалистов, которые могут быстро включиться в работу и сразу давать измеримый результат, без долгой адаптации и сопровождения. В итоге рынок всё чаще делает выбор не в пользу исполнителей, а в пользу партнёров по задаче — людей, которые понимают контекст, готовы брать на себя ответственность и способны влиять на итог здесь и сейчас.

«Рынок труда перешёл от глобального дефицита 2022–2024 годов к фазе избирательности и выжидания. Расслоение рынка усиливается: джуниоров нужно меньше, синиоров — больше. Бизнес всё реже готов инвестировать в „долгий рост“ и всё чаще ищет людей, которые создают измеримую ценность сразу», — пишет Дмитрий Сергиенков, CEO hh.ru.

«Рынок сильно повзрослел. Работодателям важна „взрослость“, а не только soft skills (прим.: мягкие навыки): ответственность без напоминаний, умение видеть проблему и предлагать решение. Формула года: не „исполнитель“, а партнёр по задаче», — добавляет Евгения Лавроненко, Product Owner Calls AI в Т-Банк.

Человечность и эмпатия

По мере того, как технологии всё глубже входят в процессы найма, всё заметнее растёт запрос на человечность. Кандидаты устают от шаблонных отказов или игнорирования. На этом фоне эмпатия, честность и уважение ко времени соискателей становятся для компаний реальным конкурентным преимуществом. Эксперты отмечают, что именно бережное отношение к людям всё больше влияет на выбор места работы.

«Человеческое становится только важнее и ценнее! В первую очередь, [разработчик] должен обладать вполне себе простыми человеческими качествами. Которые, как звук с винила, становятся только дороже», — отмечает Александр Водолазских, руководитель направления web-разработки социальных платформ в Т-Банк.

«Ответственность, стрессоустойчивость и многозадачность — это уже не „вау-навыки“. Это база. Как умение читать, писать, гуглить и не срываться на людей в общем чате», — пишет Юлия Байдина, HR-директор в Циан.

«Отклики — как рекламные баннеры: много, однотипно, быстро забывается. Чтобы „купить“ именно вас, нужно 7+ касаний с нанимающим — личный бренд и нетворкинг станут ключевыми факторами найма», — добавляет Игорь Иванов, контент-директор в Сетке.

«Основной навык-2026 будет заключаться в способности дышать и считать до 10 в любой сложной ситуации, а потом не краснея вежливо и методично разбираться с проблемами. В перспективе вижу тренд на повышение осмысленности взамен хаотичных метаний», — добавляет Ольга Буянова, продуктовый аналитик крупнейшей российской социальной сети.

«За маской ИИ всё равно остаётся живой человек — и его всё ещё можно распознать», — уточняет Егор Северинов, менеджер продукта крупнейшей российской социальной сети.

Новый формат собеседований

Привычные собеседования с формальными вопросами и стандартными резюме постепенно теряют эффективность. Работодателям важно не то, как соискатель выглядит на бумаге, а то, как он думает, ведет себя в сложных ситуациях и как рассказывает о своём реальном опыте. Фокус смещается с проверки знаний на оценку мышления, реакций и соответствия ценностей кандидата корпоративной культуре.

«Вывод один — резюме написанное не живым человеком — мертво заранее. В моде — личный опыт, про который можно без запинок и пауз на подсказки нейронок ответить на собеседовании», — отмечают в официальном канале Циан в Сетке.

«В 2026 году продолжится тренд на AI-интервью, и таких встреч станет только больше. Для многих компаний, включая Билайн, это уже не пилотный эксперимент, а рабочий инструмент, который меняет процесс рекрутмента с первого же контакта», — пишет официальный канал Билайн.

«Кандидаты и компании хотят человечной и честной коммуникации — без AI, без вездесущего employee-маркетинга и без накруток опыта», — пишет Артём Полтавцев, менеджер продукта в Хабр.

HR как стратегический партнёр

Роль HR на рынке труда меняется. В 2026 году кадровые подразделения всё реже ограничиваются подбором и сопровождением сотрудников и всё активнее участвуют в принятии ключевых бизнес-решений — от формирования команд до работы с изменениями и перестройки процессов.

«2026-й, по моим ощущениям, будет годом смелых HR-экспериментов, гибких ролей и более честного найма. Годом, когда выигрывают те, кто умеет видеть в изменениях возможности. HR перестаёт быть сервисной функцией — мы всё чаще участвуем в стратегических решениях», — отмечает Анастасия Стрижкова, рекрутер МТС.

В 2026 году наём станет более избирательным и осознанным. Искусственный интеллект окончательно закрепится как базовый инструмент, но решающим фактором по-прежнему останется человек — его опыт, ответственность и умение мыслить в условиях неопределённости. Компании всё чаще будут искать партнёров по задаче, а не формальных исполнителей, а успешный подбор персонала будет строиться на диалоге, прозрачности и разумном использовании технологий.

Больше публикаций о трендах в найме от профессионалов из разных индустрий читайте в Сетке под хэштегом #трендывнайме2026 на setka.ru.

Источник: компания «Хэдхантер»