События, произошедшие на рынке за последние три месяца (приобретение Crystal Decisions компанией Business Objects, покупка Brio Software компанией Hyperion Solution, слияние Comshare и Geac Computer и т. д.), с большим интересом обсуждаются как на собраниях руководителей компаний, так и в неофициальной обстановке. Однако помимо бурных объединений поставщиков на рынке наблюдается и консолидация продуктов, которая протекает значительно активнее, чем это может показаться.

В последние годы многие организации уже начали отдавать предпочтение тому или иному поставщику BI-средств и инструментов отчетности с учетом ситуации в области консолидации поставщиков. Такая реакция потребителей привела к еще большей консолидации рынка.

Еще один фактор, стимулирующий консолидацию производителей, — желание заказчиков приобретать все компоненты систем BI и систем отчетности у одного поставщика, чтобы снизить расходы, упростить управление и стандартизировать технологии. Сегодня все больше пользователей нуждаются в расширенных возможностях (специализированные запросы и отчеты, аналитические функции, планирование и бюджетирование, производственные отчеты и панельные решения), и многие поставщики осознают, что если они будут самостоятельно наращивать, разрабатывать и продавать новые продукты, то их решения не смогут угнаться за более зрелыми предложениями конкурентов. Большинство других ключевых компонентов ИТ-инфраструктуры — оборудование, операционные системы, DMBS, серверы приложений и системы автоматизации транзакций, такие, как ERP, — уже прошли через процесс консолидации, и теперь технологии BI и отчетности должны последовать их примеру.

Водоворот поставщиков

Рыночная консолидация последнего времени позволила приподнять завесу над различными философскими подходами к технологиям BI и отчетности. Разговоры о том, что отчетность — это всего лишь отчетность и что архитектуры различных вендоров по существу почти не отличаются, в корне неверны.

Анонсированное в июле 2003 года приобретение Crystal Decisions компанией Business Objects четко иллюстрирует различие в подходах к организации отчетности. Business Objects предлагает функции запросов и отчетности на пользовательском уровне, предоставляющие пользователям возможности публиковать и даже автоматизировать отчеты, в то время как Crystal Decisions предполагает, что созданием, внедрением и доставкой отчетов должны заниматься разработчики приложений. Конкурировали ли эти поставщики друг с другом? Несомненно. И в то время как отделы продаж и маркетинга обеих компаний пытались убедить клиентов в том, что именно их подход более перспективен, отделы создания новых продуктов занимались тем, что пытались реализовать в своих разработках лучшие находки конкурента.

Повышение значимости внедрения функций отчетности в приложения в последние годы привело к тому, что Crystal Decisions стала одним из самых быстрорастущих поставщиков на рынке. Business Objects решила, что если она будет тратить время на разработку таких функций, соперничая с традиционными и новыми поставщиками и убеждая клиентов в том, что она сумеет сделать это не хуже, то риск будет слишком велик. Теперь основная задача для Business Objects и Crystal Decisions — максимизировать свой операционный потенциал и разработать план интеграции своих продуктов, который позволит клиентам использовать существующие инвестиции.

Организационное воздействие

Многие глобальные организации решили, что очевидные различия в функциональных возможностях их пользователей не имеют большого значения и что их различные BI-инвестиции имеют более-менее равноценные программные возможности. Однако такие заключения могут быть обманчивыми. Я обнаружил, что в большинстве многолетних глобальных BI-реализаций внутренняя бизнес-логика и правила информационных моделей, иерархий, метрик и сохраненных пользовательских картин представляют собой неучтенные преимущества, которые не так просто заменить. Во многих случаях организации по-прежнему должны будут использовать продукты множества BI-поставщиков в различных корпоративных отделениях, если они не смогут получить достаточно преимуществ при переходе с одного поставщика на другого.

Чтобы правильно оценить ваши текущие BI-реализации, вы должны глубже проникнуть в суть вопроса, а не просто сравнивать пользовательские функции. Следует рассмотреть другие критерии, такие как удобство использования, управляемость, надежность (производительность и масштабируемость в применении к архитектуре, пользователям и данным) и уровни адаптируемости (настройка, разработка и интеграция в корпоративную архитектуру). Кроме этого, вы должны провести полную оценку общей стоимости владения (TCO) и ценности (value), чтобы убедиться в том, что новая система по сравнению с существующими действительно сможет обеспечить больше преимуществ при тех же или меньших расходах. К сожалению, многие организации продолжают рассматривать функциональность в качестве основного фактора для сравнения производителей с целью определения «основного поставщика» для будущих проектов.

Партизанская продуктовая политика

Недавний разговор с одним из производителей помог мне осознать некоторые из традиционных проблем, которые многим из вас приходится решать сегодня. Эта глобальная корпорация испытывает много культурных и политических проблем, которые возникают, когда две ИТ-организации из различных компаний сталкиваются друг с другом в результате слияния или приобретения. Обе организации вложили немало финансовых и трудовых ресурсов в собственные BI-системы и продукты определенного поставщика. Их инвестиции и опыт накапливались на протяжении многих лет, а отдельные представители разных организаций имеют настолько специализированные технические навыки, что изменение технологий потенциально может привести их к карьерному кризису.

В данном случае объединенная компания поручила развитие будущей BI-структуры ИТ-команде одной из двух слившихся организаций, что поставило ситуацию на грань катастрофы. Компании следовало детально изучить возможности проведения консолидации, поскольку никакие рекомендации отраслевых аналитиков и консультантов не помогут вам разрешить проблему двух соперничающих ИТ-групп, решительно настроенных защищать собственные реализации. Сейчас предприятие нуждается в привлечении нейтральной третьей стороны для проведения анализа технологических и бизнес-требований в соответствии с независимо определенными правилами и сравнительными контрольными показателями.

Определение последующих шагов

Весь процесс консолидации продуктов может показаться экономически обоснованным, однако расходы — это всего лишь одно из соображений. Вы также должны изучить ролевые сценарии и сценарии использования, чтобы определить глубину и широту BI-реализации. Это не простое функциональное сравнение, а утонченный процесс оценки, которую вы должны выполнить, прежде чем думать о консолидации разнородных BI-решений.

Консолидация продуктов осуществима не во всех ситуациях. Многие компании поняли, что предпочтительные поставщики могут привлекаться только к будущим проектам, а традиционные системы лучше оставить в покое. Иногда реальность такова, что возможность управления меньшим числом поставщиков и снижение расходов не оправдывают замену критических бизнес-программ.

Если вы раздумываете над проведением проекта по консолидации продуктов, вы должны внимательно изучить свои существующие реализации при помощи таких метрик, как ROI, чтобы оценить их TCO и бизнес-ценность. Убедитесь, что вы понимаете, как переход на продукцию другого поставщика поспособствует развитию вашей организации, обеспечив долгосрочные преимущества для всех типов пользователей. Помните, что один поставщик не может обеспечить все ваши BI-потребности. Будьте реалистами и убедитесь в том, что внутренняя политика и культура не приведут к углублению раскола в вашей организации.

Внимательно следите за консолидацией поставщиков, однако пусть эта проблема не волнует вас слишком сильно. Как и со всеми другими традиционными системами, ваши действующие контракты поддержки должны распространяться на большинство аварийных ситуаций. Будьте хозяевами своей судьбы, управляйте своими BI-реализациями как стратегическими ресурсами и всегда осознавайте полную ценность уже реализованных систем. Очень важно заставить BI-инструменты работать, фокусируясь на том, как они могут усовершенствовать управление вашей бизнес-производительностью. От этого зависит ваш успех!

Марк Смит — исполнительный директор и старший вице-президент фирмы Ventana Research, специализирующейся на консалтинговых услугах и исследованиях. Ventana Research предлагает информацию и экспертные знания по оптимальным методам и технологиям управления производительностью. С Марком Смитом можно связаться по e-mail: mark.smith@ventanaresearch.com