В этом году на конференции АДЭ "Состояние и перспективы развития Интернета в России" почти не говорили об Интернете в привычном для нас понимании. Обсуждались в основном новые IP-сервисы и IP-коммуникации реального времени, причем не обязательно в публичных сетях. А на юбилейной конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям, которую CompTek проводил уже в десятый раз, практически отсутствовали "карточные" операторы, да и офисные решения были представлены довольно слабо - на первый план вышли опять же сервисы. Такое изменение тематики - прямое следствие "сдвига телекоммуникационной парадигмы".

Термин "сдвиг парадигмы" нуждается, конечно, в пояснении. На конференциях ситуацию в телекоммуникационной отрасли несколько раз сравнивали с той, которая возникла в физической науке при переходе от классической ньютоновской механики к квантовой. Сегодня в телекоммуникациях привычные, казалось бы, объекты тоже теряют прежние свойства, а взамен приобретают новые. Услуга и сеть больше не тождественны - сети сделались мультисервисными, с множеством типов трафика и услуг. Операторы разделились на несколько типов, и у провайдера каналов мало общего с сервис-провайдером (конечно, многие фирмы занимаются тем и другим, но все же это совершенно разные виды деятельности). Разнообразие терминалов, способных поддерживать речевое общение, делает совершенно размытым понятие "телефон", разнообразие способов установления соединения - понятие "номер". К каким же практическим последствиям все это приводит?

Карточки отменяются

Несколько лет назад вестником перемен выступило появление новой разновидности бизнеса - "карточной" IP-телефонии. Сейчас наступила пора ее упадка. Рентабельность услуги упала по объективным экономическим причинам. Но к этому добавилось еще и введение нового законодательства, по которому большинство операторов фактически лишается возможности предлагать междугородную/международную связь (на лицензию могут претендовать только самые крупные, имеющие представительства во всех регионах). Чтобы не погибнуть, операторы должны перестроиться, и изменившиеся условия открывают для них определенные перспективы - хотя повезет наверняка не всем.

Интересным примером такого рода перестройки (осуществимым, правда, лишь для сервисных, но не для инфраструктурных провайдеров) может служить проект SIPNET компании Tario, широко обсуждавшийся на конференции по IP-телефонии. Он заключается в предоставлении IP-телефонного подключения по существующему широкополосному каналу - аналогично Skype, но с применением стандартного протокола (SIP) и с присвоением семизначных цифровых номеров. В качестве абонентского устройства подходят и аппаратный, и программный IP-телефон с поддержкой SIP. Для звонка внутри SIPNET набирается семизначный номер, в ТфОП звонят через "восьмерку", из ТфОП на номера SIPNET - по телефонам дозвона. Звонки из SIPNET в ТфОП оплачиваются по карточкам Tario, так что "карточная система" сохраняется. Однако суть не в ней и даже не в льготных тарифах для предприятий, а в совершенно новых возможностях, которыми Tario рассчитывает заинтересовать корпоративных клиентов.

Так как звонки внутри SIPNET бесплатны, фирма может, не вкладывая ни копейки в инфраструктуру, объединить корпоративной VoIP-сетью все свои офисы (независимо от местонахождения) и подключить к ней же сотрудников, работающих дома или разъезжающих с места на место. А если и партнеры компании станут абонентами SIPNET, расходы на телефонные переговоры с ними тоже окажутся нулевыми. Конфиденциальность обеспечена - данные при внутрисетевых звонках шифруются. На таком фоне дешевая междугородная/международная связь смотрится скорее как приятный "довесок", чем как основная услуга. В дополнение к ней SIPNET позволяет настроить переадресацию входящих вызовов на любой стационарный или мобильный телефон (разговоры будут оплачиваться самим абонентом как внешние вызовы на соответствующие номера), а также заказать соединение любого номера с любым другим (деньги будут списаны со счета пользователя).

К сожалению, все перечисленные неоспоримые достоинства способен перевесить один-единственный недочет - SIPNET не в состоянии гарантировать качество связи. Правда, предусмотрена ручная настройка маршрутизации для повышения качества -замечательный механизм, если уметь им пользоваться. Но гарантии она все же не дает. Поэтому привлекательность предложения для корпоративных клиентов неочевидна.

Летом этого года оператор "Комстар - Объединенные телесистемы" впервые в России запустил в коммерческую эксплуатацию услугу IP Centrex на базе своей сети нового поколения (NGN). Здесь абонент тоже не заботится об инфраструктуре, но так как о ней хорошо позаботился оператор, качество на высоте. Предоставляется полный набор офисных функций, которые реализованы на сервере оператора, так что УАТС не нужна. Объединение и перенос офисов не представляют абсолютно никакой проблемы, но с серьезной оговоркой: сегодня "Комстар" подключает услугу только в Москве, хотя в дальнейшем охват сети, возможно, будет расширяться. Таким образом, доступность сервиса по сравнению с Интернет-решениями более чем ограниченная, и это существенный минус.

Как говорил вождь мирового пролетариата, критерием истины может быть только практика. Лишь когда новая идея будет реализована, мы точно узнаем, была она хороша или плоха, причем результаты эксперимента могут оказаться самыми неожиданными. Так, директор ростовской компании ЦТС Михаил Монастырский рассказал, что абоненты не проявляли интереса ко многим бесплатным и, казалось бы, довольно полезным услугам, но почему-то валом повалили в платный голосовой чат. Что заставляет их тратить деньги на бессмысленную болтовню, остается загадкой. Корпоративные заказчики считаются более предсказуемыми, но и от них можно ждать сюрпризов.

Традиционные вендоры становятся производителями ПО

Сдвиг парадигмы произошел и у производителей оборудования, для которых стала важна не столько аппаратная (программная) платформа, сколько решаемые с ее помощью прикладные задачи. Директор службы предпродажной подготовки российского отделения Avaya Георгий Санадзе отметил в своем докладе сильную тенденцию к унификации элементной базы и функциональности VoIP-продуктов. В результате их технические характеристики становятся примерно одинаковыми у всех производителей, и сравнение по этим параметрам утрачивает смысл, а на первый план выходят приложения. Avaya приняла новую стратегию, ориентированную на поддержку открытых интерфейсов и протоколов, - это должно облегчить разработку приложений для ее коммуникационных систем, Cisco развивает концепцию интеллектуальной информационной сети (Intelligent Information Network, IIN), один из принципов которой гласит: "сеть и приложения работают вместе как интегрированная система".

Ведущая роль в планах Avaya отводится протоколу SIP, решение о поддержке которого, по словам Георгия Санадзе, далось компании нелегко - ведь заказчики получали техническую возможность подключить к телефонной станции (коммуникационному серверу) любой IP-телефон (в том числе более дешевый и даже бесплатный программный), так что продажи собственных IP-телефонов Avaya заведомо снижались. Колебания руководства Avaya легко понять, если учесть, что, например, в III квартале 2005 года мировой уровень доходов от продажи IP-телефонов составил, по мнению экспертов компании Merrill Lynch, 385 млн долл. Это соответствует примерно трети общего объема рынка систем корпоративной IP-телефонии.

Ветер с востока

Перейдем на российскую почву. Отечественные предприятия мало интересуются интеллектуальными голосовыми приложениями - основной массе заказчиков вполне достаточно базовой функциональности, которая одинаково хорошо работает в IP- и TDM-решениях. Тем не менее все больше корпоративных сетей голосовой связи реализуется с применением технологии VoIP. Ее выбирают в первую очередь потому, что она позволяет более эффективно использовать существующие коммуникационные каналы, то есть за счет не "новых", а "старых" преимуществ, которые в нашей стране не потеряли и еще долго не потеряют значения.

На проходившей в начале декабря выставке ВКСС мы задали поставщикам телекоммуникационного оборудования вопрос о нынешней доле IP-решений в проектах на базе конвергентных УАТС. Необходимо иметь в виду, что отвечали нам менеджеры по продажам, которые говорили только о своей субъективной оценке. С другой стороны, у них нет непосредственной заинтересованности в том, чтобы продать именно VoIP, - заказчик сам определяет, что его больше устраивает, а техническое решение позволяет реализовать любой вариант. Для Alcatel была названа цифра не менее 20%. Менеджер по оборудованию Avaya выделил два класса решений - с установкой IP-телефонов внутри зданий и с организацией по VoIP связи между офисами. По его впечатлениям, IP-телефоны подключаются к 30-40% поставляемых станций, а возможность внешних VoIP-соединений рассматривают 15-20% покупателей. Специалист, работающий с системами Nortel, сказал, что IP-телефония так или иначе участвует примерно в половине проектов!

Распространение офисной IP-телефонии приобретает настолько массовый характер, что на этот рынок начинают выходить поставщики из Юго-Восточной Азии. На конференции по IP-телефонии свои новые системы представили Samsung (точнее, дистрибьютор его телекоммуникационного оборудования "Мател") и Panasonic. Причем только эти два доклада и были посвящены непосредственно офисному VoIP-оборудованию - остальные производители избрали другие темы.

Система Samsung OfficeServ 7200 достаточно интересна. Она содержит модули как для обслуживания речевых коммуникаций, так и для передачи данных. Встроенный сервер IP-служб поддерживает электронную почту, голосовую связь по протоколу SIP и унифицированную обработку сообщений (UMS). Таким образом, можно говорить о полностью интегрированной коммуникационной платформе. В ней предусмотрены стык с ТфОП и возможность подключения цифровых телефонов, но во всем остальном это полноценное IP-решение.

Panasonic не зашел столь далеко: в УАТС KX-TDA600 и KX-TDA30 VoIP применяется только для организации соединительных линий. Но они, как было видно из примера, рассмотренного в докладе, могут стать неплохим выбором для российского заказчика. Стыковка магазинов розничной сети по VoIP позволила, не наращивая уже имевшихся каналов связи, создать для них единую внутреннюю телефонную сеть, обеспечив при этом максимальное сохранение инвестиций. В большинстве магазинов и раньше использовались АТС Panasonic, поэтому в половине случаев удалось обойтись без замены станций, дооборудовав их VoIP-шлюзом, а телефонные аппараты остались прежними везде.

Если уж технология VoIP начинает проникать в самые популярные в России станции, значит, она действительно "пошла в народ". И это тоже можно считать "сдвигом телекоммуникационной парадигмы".

Так кто же лидер?

Статистика свидетельствует, что ни один из поставщиков решений для IP-телефонии пока не сумел стать на нем монополистом. По продажам IP-телефонов лидирует Cisco, продавшая в сентябре уже шестимиллионный аппарат. Зато Avaya чуть раньше (в августе) сообщила о поставке 7-миллионного VoIP-порта: так сказать, каждый выиграл на своем поле.

В III квартале 2005 года аналитическая группа Synergy Research опубликовала отчет, из которого следовало, что Cisco обогнала всех остальных участников рынка по доходам от поставок систем офисной телефонии, считая как "чистые" IP-решения, так и конвергентные и традиционные. Однако первенство на рынке корпоративной IP-телефонии тот же отчет присудил Avaya, которая получает значительную часть своих доходов не за счет поставок новых станций, а за счет миграции уже установленных с TDM на IP.

Согласно данным, опубликованным Synergy Research, мировой рынок систем корпоративной IP-телефонии вырос в III квартале этого года на 30,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, а общее количество поставленных портов у Avaya и Cisco было приблизительно на 20% выше, чем в предыдущем квартале. Хороший рост показали также NEC и Nortel, особенно на рынке США. В США на рынке корпоративной IP-телефонии первые пять мест заняли последовательно Avaya, Cisco, Nortel, NEC и Mitel. В регионе EMEA - Alcatel, Avaya, Cisco, Nortel и Siemens. Самый высокий рост поставок по портам наблюдался в EMEA у Alcatel и Avaya.

Принадлежащая Avaya доля рынка, по оценке Synergy Research, увеличилась за квартал с 21 до 22% по портам и с 23 до 25% по доходам, причем это самые высокие цифры роста из приводимых в отчете для разных компаний, а по мнению экспертов Merrill Lynch (опиравшихся на данные той же Synergy и Dell'oro Group), доля Avaya по доходам была еще выше - она выросла с 26,5 до 28,8%. Поставки IP-систем, как считают в Merrill Lynch, росли у Cisco и у Avaya почти одинаково, с небольшим преимуществом первой: объем чистых IP-систем Cisco поднялся за квартал на 15, гибридных IP-УАТС Avaya - на 14%.

Согласно информации еще одной исследовательской фирмы - Infonetics Research - уровень продаж IP-УАТС в III квартале 2005 года вырос по сравнению с предыдущим кварталом на 10% и достиг почти 1,7 млрд долл. Основной рост в этом сегменте пришелся на гибридные системы. Рынок "чистых" IP-УАТС в денежном выражении увеличился только на 1% - это расходится с оценкой Merrill Lynch. На североамериканском рынке Infonetics отдает первое место Nortel, оставляя Avaya и Cisco вести "эпическую битву" за второе. Увеличение объема поставок по числу портов Infonetics оценивает для Avaya в 23%, а для Cisco - всего в 2%.

Не все данные, приведенные исследовательскими компаниями, хорошо согласуются друг с другом. Но как бы то ни было, очевидно, что рынок растет, что ни один из поставщиков пока не сумел стать на нем монополистом, и вряд ли это случится в ближайшем будущем.