С ростом роли ИТ в бизнесе современных компаний меняются и требования к ИТ-специалистам. Сам этот термин сегодня обозначает самых разных профессионалов. Какие качества и навыки нужны им сегодня для успешной работы?

«Время интровертов в ИТ безвозвратно проходит»

Еще не так давно ИТ-специалисты считались в компаниях персоналом сугубо техническим, а собирательный образ «айтишника» олицетворял собой неформального вида системный администратор, круглосуточно сидящий за компьютером и желающий одного — как можно меньше общаться с коллегами. Нынешние ИТ-специалисты часто представляют собой полную противоположность этому стереотипу, они нацелены на работу в команде, профессиональный рост, и им все чаще нужны коммуникативные и управленческие навыки, традиционно считавшиеся прерогативой управленцев, специалистов по маркетингу, PR и HR.

«Время, когда ИТ-специалисты воспринимались как люди, находящиеся в башне из слоновой кости, с которыми надо общаться на никому не понятном языке, давно прошло, но осадок остался как у них, так и у другой стороны, — говорит Николай Новожилов, директор авторизованного центра обучения и сертификации ИТ-специалистов “Академия корпоративных систем”. — Руководителям подразделений, менеджерам проектов, постановщикам задач, специалистам help-desk эти качест­ва абсолютно необходимы, а следовательно, и совместимы с их узкопрофессиональной подготовкой».

Понятие «ИТ-специалист» сегодня намного шире, чем было еще несколько лет назад. В первую очередь управленческие и коммуникативные навыки нужны руководителям ИТ-подразделений, тем, кто, формально работая в сфере ИТ, является в большей степени менеджером и организатором. «Сегодня в стране остро ощущается дефицит высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Для управления такими структурами требуются глубокие знания, с одной стороны, в области ИТ, а с другой, в областях стратегического менеджмента, предпринимательских технологий и бюджетирования, управления проектами, персоналом, инвестициями и рисками, маркетинга и т. д.», — считает ректор «Академии информационных систем» Валерий Диденко. Тандем этих знаний значительно повышает стоимость и эффективность такого специалиста.

Причем на руководящую позицию ИТ-специалист может попасть очень быстро: вчерашнего программиста назначают главным разработчиком, системного администратора — руководителем ИТ-отдела. «Карьерный рост в области ИТ в нынешних условиях может происходить чересчур скоро, так что специалист к этому окажется не готов морально, да и знаний ему не хватит. Поэтому управленческим навыкам они обучаются сегодня не меньше, чем технологиям. Часто даже “про запас”. Прохождение курсов по управлению проектами или ITIL позволяет избежать очень многих проблем как на первых этапах, так и в дальнейшей работе», — рассказывает Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана. «Менеджерские» навыки нужны и тем категориям ИТ-специалистов, которые принимают участие в комплексных высокотехнологичных проектах. В сложных проектах значительно возрастает роль коммуникаций в команде, эффективная коммуникация способствует повышению оперативности и качества взаимодействия между представителями заказчика, подрядчика и субподрядчиков различных уровней. «Проектный опыт показывает: если все коммуникации замыкаются на руководителе проекта, то зачастую важная информация либо не доводится до исполнителей, либо передается в искаженном виде, поэтому горизонтальные связи и коммуникативные навыки участников проектной команды на различных уровнях способствуют успешному выполнению целей и задач проекта», — уверен Тахир Бяширев, технический директор департамента системного управления CompuTel. Конечно, не все ИТ-сотрудники способны играть роль управленцев, но иметь в компании технических специалистов, которые могут организовать работу команды и взять на себя ответственность за результат, просто необходимо.

Помимо ситуации карьерного роста до руководителя проекта или ИТ-подразделения есть и другие случаи, когда ИТ-специалистам требуются коммуникативные и управленческие навыки. «Во-первых, подавляющее число ИТ-специалистов в начале своей карьеры проходит через “испытание пользователями”, иначе говоря, help-desk. Здесь без коммуникативности просто никак. Во-вторых, рост спроса на ИТ-консультантов и аналитиков подразумевает, что у них тоже нет проблем с общением, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Да и вообще ИТ-отделы растут, их сотрудники должны общаться с коллегами, руководством, эффективно работать с поставщиками, специалистами вендоров. Айтишник давно уже не одиночка». Сегодня ИТ-специалист много взаимодействует с коллегами и заказчиком — внешним или внутренним. Поэтому навыки эффективных коммуникаций повредить ему никак не могут. «Реалии таковы, что время интровертов в ИТ безвозвратно проходит, а коммуникативные и управленческие навыки становятся неотъемлемой частью профессионализма современного ИТ-специалиста», — резюмирует Тахир Бяширев.

Универсальные, но неорганизованные

Российские ИТ-специалисты обладают определенной спецификой по сравнению со своими западными коллегами. Хорошо известна западная «специализированность» ИТ-персонала, российские же более универсальны. По мнению Тахира Бяширева, причиной того, что соотечественники с одинаковым успехом работают в самых разных направлениях, является наша система высшего образования и схемы последующего профессионального обучения и развития.

«Менталитет российских ИТ-специалистов, конечно, хорошо известен, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Он подразумевает умение по максимуму всё сделать самому, без обращения в службу технической поддержки, без специального обучения. У нашего специалиста изначально более широкий кругозор, даже если потом человек развивается только в одной области». Хотя западные тенденции уже добираются до России, по вакансиям, считает он, этого не скажешь: «Даже если работодателю нужен узкий специалист, в объявлениях о вакансиях сплошь и рядом требуют знания “и этого, и того”. В лучшем случае — готовность подменять коллег, в худшем — работать за троих…»

Однако менталитет отечественных ИТ-специалистов — это не сплошные плюсы в виде универсальности, но и ряд минусов. О них рассказывают наши эксперты. «На мой взгляд, у них, как правило, более глубокая фундаментальная подготовка, но имеет место недостаточное понимание профессиональной этики (что, однако, впрямую не означает ее несоблюдения) и слабость коммуникационных навыков. Но самое главное отличие состоит в нетехнологичности работы и неумении встроиться в программистский конвейер. Этот недостаток постепенно уходит, но пока еще заметен при взгляде на ситуацию в целом», — делится своими впечатлениями Николай Новожилов. «Отсутствие представления о “наработанных практиках” заставляет специалистов некоторые задачи решать “методом тыка” либо тратить на них слишком много времени. То же касается любых новых продуктов и технологий. Всё-то они изучают “на коленке”, часто рискуя техникой и системами компании», — рассказывает Дмитрий Гудзенко. Тахир Бяширев обращает внимание на более низкий по сравнению с западными коллегами уровень самоорганизации: «Одной из причин этого является неважная организация труда в российских компаниях». Однако, по его мнению, бурное развитие ИТ-отрасли и повышение конкуренции на рынке обязательно приведет к выравниванию уровней организации труда и, следовательно, к повышению самодисциплины, ответственности и самоорганизации отечественных ИТ-специалистов.

Знания или опыт?

Одна из проблем повышения квалификации ИТ-специалистов — встречающееся иногда отсутствие фундаментальных знаний, причем даже у тех, кто немалое время отработал, имеет опыт и получил сертификаты ведущих вендоров. Нужно ли восполнять эти пробелы или это излишество, если специалист и так нормально выполняет свои функции?

Преимущества фундаментальной образовательной подготовки в любой области, и ИТ здесь не исключение, очевидны. Высшее образование, полученное в техническом вузе, никогда не было лишним и никому не мешало. Выпускники престижных институтов «разбираются» ведущими ИТ-компаниями еще во время учебы. Именно хорошая базовая подготовка и является причиной «универсальности» российских ИТ-специалистов. «Многим сотрудникам в сфере ИТ независимо от специализации приходится в своей работе использовать знания из смежных областей. А качество работы специалистов на таких позициях, как системный архитектор, напрямую связано с тем, насколько сильна его база», — утверждает Тахир Бяширев.

Однако на рынке ИТ-кадров дефицит выпускников технических вузов не настолько заметен, как дефицит опытных специалистов. «Опросив работодателей, мы с удивлением выяснили, что 90% из них с удовольствием возьмут специалиста без “вышки”, но с реальным многолетним опытом и сертификатами. Причем последние нужны начальникам ИТ-отделов для “убеждения” кадровиков, т.е. для того, чтобы служба персонала закрыла глаза на отсутствие диплома», — говорит Дмитрий Гудзенко. Он убежден, что опыт — самое необходимое «повышение квалификации» сегодня. Не исключено, что генерация опыта в искусственных условиях станет основной тенденцией технического обучения в ближайшие годы. Высшее образование, по мнению Дмитрия Гудзенко, больше всего необходимо руководителям ИТ-отделов и проектов, CIO, консультантам по ERP-системам. В этих областях фундаментальные знания (как технические, так и экономические) — обязательный фактор успеха, именно здесь фундаментальность подготовки будет влиять на качество решения.

Сохранить инвестиции в ИТ-персонал

С одной стороны, возможность повышения квалификации становится существенным элементом системы мотивации ИТ-персонала, с другой — растет задача сохранения инвестиций в обучение. Работодатели, вкладывая средства в рост квалификации сотрудника, могут столкнуться с ситуацией, когда он «перерастает» компанию и начинает поиск альтернативных предложений. Порой чтобы удержать такого специалиста в компании, уже недостаточно обеспечить ему комфортные условия труда — организацию работы, продуманную систему премирования и социальный пакет. Что может в этих условиях сделать предприятие, чтобы не прогадать и предотвратить уход квалифицированного сотрудника, на обучение которого потрачены значительные средства?

Во-первых, очевидно, что инвестиции компании в обучение ИТ-специалистов должны соответствовать планам по развитию бизнеса. Другими словами, затратив средства на обучение специалиста, компания должна четко сознавать необходимость и обоснованность этих инвестиций. Во-вторых, по мнению Тахира Бяширева, необходимо отслеживать ситуацию на рынке труда и соответствующим образом реагировать на изменения конъюнктуры. Например, если до вас дошла информация, что специалисты определённой категории стали пользоваться спросом и их стоимость значительно возросла, значит, наступило время проанализировать адекватность условий, которые вы предлагаете своим специалистам. На годы удержать сотрудника в компании — вот интересная, в каком-то смысле даже сверхзадача, которую компания может поставить перед собой.

Одним из методов удержания обученного специалиста в компании считается договор о сроке его «отработки» после обучения, в течение которого он не будет увольняться. Однако поскольку «пожизненный» контракт сотрудник вряд ли подпишет, то если он намерен уйти, все равно сделает это по окончании контракта. «Лучше с учебным центром заключать “договор страхования” на обучение другого специалиста, если первый уволится в течение года, — советует Дмитрий Гудзенко. — Многие компании таким образом бесплатно обучили новичков, но при этом общая продолжительность работы одного ИТ-специалиста на предприятии увеличивается чуть ли не вдвое…»

Еще одним способом удержания может стать смена области деятельности — переквалификация специалиста. «Такое изменение амплуа сотрудника выгодно компании, которая при этом не теряет инвестиции в развитие персонала, — считает Тахир Бяширев. — Часто бывшие инженеры добиваются успеха на позициях руководителей проектов, пресейл-экспертов и менеджеров по продажам, где имеющаяся техническая база позволяет им глубоко вникать в проблемы заказчика. Получив возможность переквалификации в своей компании, сотрудник не только обретает второе дыхание, но и готовит себе замену гораздо дольше и тщательнее, чем при переходе к другому работодателю».

Однако такой оптимистичный взгляд на переквалификацию разделяют не все. Так, Николай Новожилов считает переквалификацию неэффективной стратегией, ведущей к потере времени, денег и качества работы. «Но другого пути пока просто нет, дефицит специалистов весьма существенный. Здесь перспектива за комплексными, длительными программами переквалификации», — говорит он.

Кем быть?

С точки зрения самих ИТ-специалистов переквалификация в некоторых случаях может оказаться единственным выходом из «профессионального тупика». «Как сегодня ИТ-специалист может получить максимальную компенсацию за свои знания и опыт? Есть три варианта: переход на управленческую работу, профессиональный рост в узкоспециализированной области и серьезный рост зарплаты, который можно попытаться получить, реализовав себя в “горячих” для ИТ-рынка специальностях (например, внедрение ERP-систем)», — говорит Дмитрий Гудзенко.

Переход ИТ-специалиста на управленческую работу — скорее классический карьерный рост, требующий от него в первую очередь «менеджерских» навыков, то есть всего, что касается управления проектами, построения служб технической поддержки — и так вплоть до получения должности CIO. Но у многих нет ни желания, ни личных качеств, чтобы идти по такому пути.

Второй вариант — ставка на узкую специализацию — тоже имеет свои подводные камни. «Например, из системного инженера с широким кругом обязанностей можно уйти в специалисты по хранилищам данных или документообороту. Но глубокая специализация тоже может иметь свой потолок, даже если сегодня он кажется недостижимой мечтой, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Вот ярчайший пример: несколько лет назад специалисты со статусом CCIE считались небожителями, а зарплаты в 2500—3000 у. е. казались фантастическими. Сегодня зарплаты выросли не сильно (по сравнению с другими специальностями), спрос и предложение сбалансировались, а расти этим специалистам в общем-то больше некуда». В результате для поддержания достойного уровня зарплаты ИТ-специалистам все равно приходится больше руководить, чем проектировать и поддерживать.

Что касается «конъюнктурного» третьего пути, то он все еще открыт. Сегодня «на коне» те, кто несколько лет назад рискнул уйти в область ERP и стал специалистом по продуктам SAP, Oracle, Microsoft и т. д. «На какой поезд ИТ-специалисту надо успеть заскочить сегодня? Пока трудно сказать: в любой области ИТ есть огромный спрос на профессионалов, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Нужно специализироваться в том, к чему лежит душа. Рынок пока это позволяет».