Web 2.0 активно проникает в корпоративный сегмент. Интерес к этому явлению среди индивидуальных пользователей явно падает, в том числе и в России, а вот корпоративные круги только начинают входить во вкус. Проникновение это многогранно и ведет подчас к неожиданным эффектам. Например, производители предметов обихода и автопромышленники наперебой предлагают под своими марками виртуальные товары для аватаров участников онлайновых игр и виртуальных трехмерных миров (например, Second Life), получая за это вполне реальные деньги. Обороты такой виртуальной торговли быстро растут.

Само появление третьего, «виртуального» измерения открывает целый ряд новых возможностей, сравнимых с теми, что предложил некогда ставший уже привычным веб-мир. Помимо виртуальных товаров возникает новое качество общения с клиентами, заказчиками и партнерами. Мысль интегрировать Lotus Notes с виртуальным миром Second Life уже не выглядит фантастичной, и, главное, обнаруживаются вполне прагматичные задачи, которые можно эффективно решать таким способом. Например, использование виртуальных переговорных комнат с аватарами или демонстрация на трехмерных моделях при обучении работе с новым продуктом. Так поступают IBM и многие другие компании, в том числе и не связанные с ИТ.

Но третьим измерением дело не ограничивается. Web 2.0 — это еще и Wiki, социальные сети, блоги и микроблоги, «приложения как сервисы» и так далее, и так далее. Широкие возможности новых инструментов разогревают креативность масс до небывалого уровня. Сотрудники крупных компаний, государственных органов, общественных и религиозных организаций жалуются на поток предложений и всяческих идей. Да, в них много откровенного бреда, но немало вполне здравых и полезных мыслей, на основе которых можно выпустить новый продукт или предложить новую услугу. В IBM с 2006 года используют для сбора таких идей Innovation Jam, инструмент организации виртуального мозгового штурма, в котором принимает участие более 150 тысяч человек. Подобного рода инструменты используются и самой IBM для генерации идей внутри корпорации. Об этом рассказал Александр Мошков, инженер-программист Российской лаборатории систем и технологий IBM, в ходе недавно прошедшего Дня открытых дверей. Бедой крупных территориально-распределенных компаний, и IBM тут не является исключением, становятся барьеры между разными отделами и департаментами, что серьезно осложняет работу над проектами. Появление же таких инструментов, как Innovation Jam, хотя бы отчасти эти барьеры снимает, позволяя тем самым быстрее генерировать и развивать новые идеи, а следовательно, быстрее выпускать новые продукты. Этот инструмент можно использовать для связи с заказчиками и партнерами. В компании действует своя социальная сеть Beehive — аналог «В контакте». Ее сообщества являются инструментом, помогающим работе над новыми продуктами и совершенствованием уже имеющихся. Через эти сообщества легче найти специалиста с необходимым уровнем квалификации и опыта. Среди менее известных сервисов в IBM применяются также средство обмена файлами Cattail и сервис обмена закладками Dogear. Все эти сервисы работают в интрасети IBM, которая закрыта для доступа извне, что снимает целый ряд вопросов, связанных с информационной безопасностью.

Активно используют в IBM и Wiki. Помимо функций справочника это средство служит также для поиска экспертов по той или иной тематике. Wiki уже весьма популярна в корпоративной среде, в том числе в российских компаниях.

Большинство российских ИТ-директоров до сих пор относятся к применению Web 2.0 для корпоративных нужд весьма скептически, мотивируя это в первую очередь тем, что люди приходят на работу заниматься делом, а не болтать и тем более не интересоваться чужой болтовнёй. Как на недавно прошедшем в Москве Lotus-форуме рассказал Уффе Соренсен, директор по технологиям IBM Lotus, это мнение весьма распространенное, в том числе и в Европе. Во всяком случае было таковым до поры до времени, и Уффе Соренсен привел пример того, как меняется ситуация. В Германии есть машиностроительный завод, где перспективы применения блогов для сотрудников цехов вначале воспринимались руководством предприятия не иначе, как анекдот. Однако неожиданно возникла реальная задача, которую можно было решить именно с их помощью: сдача смен, передача информации о готовности и состоянии, о проблемах с оборудованием на конкретном производственном участке от одного мастера или начальника смены другому. Бумажные записи терялись, не всегда попадали в нужные руки, в результате нередко случались сбои. Теперь фиксация любых неполадок при передаче смены ведется в блоге данного производственного участка.

Вообще говоря, без скепсиса еще ни одна более-менее серьезная технология дорогу себе не пробивала. Так что Web 2.0 просто следует этому правилу. Выведет ли этот инструментарий корпоративное взаимодействие на новый уровень? Мне думается, да. Но отнюдь не скоро.