По данным исследований Frost & Sullivan, IP-телефония привлекает компании экономией средств и преимуществами единой инфраструктуры (снижение затрат на управление и поддержку), дополнительными приложениями и возможностями, связанными с операторскими центрами, а также возможностью объединить контакты с клиентами по телефону, электронной почте и через Web.

Корпоративная IP-телефония стремительно приобретает популярность у компаний. Оптимистические прогнозы о росте популярности корпоративной IP-телефонии следуют один за другим. По данным компании Eastern Management Group, мировые продажи корпоративных АТС во II квартале 2002 года снизились по сравнению с предыдущим кварталом, в то время как поставки IP-АТС существенно выросли. В III квартале 2002 года, по данным компании InfoTech, поставки офисных IP-АТС в США увеличились на 40% (по числу стационарных портов) по сравнению с тем же периодом 2001 года, а продажи традиционных УПАТС уменьшились на 3,5%. Аналитики InfoTech прогнозируют, что в 2003 году поставки офисных IP-АТС вырастут в три с лишним раза по сравнению с 2002 годом и составят 7 млн линий.

По данным фирмы Synergy Research Group, мировой рынок корпоративных IP-телефонных решений вырос за год на 21%, причем объем продаж оборудования для построения сетей IP-телефонии в 2002 году уже составил около 1,4 млрд долл., а к 2006 году должен увеличиться в 3,7 раза — до 5,2 млрд долл. По оценкам консалтинговой компании Allied Business Intelligence, в 2003 году доходы от продаж IP-УАТС более чем в два раза превысят доходы от поставок "классических" УАТС (6,8 млрд и 3,2 млрд долл. соответственно).

В азиатском регионе в 2001 году рынок IP PBX, по оценкам Frost & Sullivan, вырос на 324%, а парк установленных IP-телефонов — на 248%. Frost & Sullivan прогнозирует, что этот рынок в Азии будет расти в год в среднем на 65% и к 2008 году превысит рынок традиционных АТС. При этом в 2008 году около 55% всех установленных АТС будут основываться на IP. “К концу десятилетия IP-телефон будет стандартом», — говорит директор по технологическим практикам Frost & Sullivan Моайяд Хусенелли.

Еще в середине 2002 года в мире функционировало около 2 млн IP-телефонных аппаратов (из них около 1 млн — производства Cisco), а сейчас их общее количество практически удвоилось.

На данный момент эксперты отводят IP-АТС только 17—20% рынка АТС. Однако, по мнению Frost & Sullivan, долгосрочные тенденции ясны и однозначны. «Несомненно, IP PBX демонстрируют взрывной рост, несмотря на медленное их принятие рынком на начальном этапе, — считает аналитик Frost & Sullivan Рональд Груйа. — Вопрос, принимать или не принимать эту технологию, больше не стоит перед корпоративным рынком». По словам главного аналитика SRG Джереми Дюка, корпоративная IP-телефония совершила за непродолжительное время значительный рывок, а вот будущее традиционных УПАТС неопределенно.

Поставщики

К ведущим производителям IP-телефонных устройств для корпоративного сектора Synergy Research Group относит компании Cisco, 3Com, Nortel, Avaya и Mitel. Доля Cisco в середине 2002 года увеличилась до 46%, а доля рынка 3Com, Nortel и Mitel несколько уменьшилась (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Рыночная доля производителей корпоративной IP-телефонии (II квартал 2001 года)

Cisco43,5%
3Com11,2%
Nortel14,1%
Avaya6,7%
Mitel9,0%
Другие15,5%
Источник: Synergy Research Group

Таблица 2. Рыночная доля производителей корпоративной IP-телефонии (II квартал 2002 года)

Cisco46,0%
3Com10,9%
Nortel8,5%
Avaya7,5%
Mitel7,5%
Другие19,6%
Источник: Synergy Research Group

Неплохо развивалась Avaya, увеличив свою долю рынка. На азиатском рынке IP-PBX, по данным Frost & Sullivan, лидирует Cisco почти с 60%-ной долей рынка. За ней следуют Oki, NEC, 3Com, Alcatel и Avaya (табл. 3).

Таблица 3. Рыночные доли производителей корпоративной IP-телефонии в азиатском регионе (2002 год)

Cisco59%
Oki21%
NEC6%
3Com6%
Alcatel6%
Avaya3%
Источник: Frost & Sullivan

По мнению аналитиков, успехи конвергентных VoIP-технологий напрямую повлияли на изменение расстановки сил на телекоммуникационном рынке. По данным Synergy Research Group, в 2001 году компания Cisco вышла на первое место в мире по общему объему продаж телекоммуникационного и сетевого оборудования, заняв 13% рынка и опередив таких традиционных лидеров, как Siemens, Alcatel, Nortel, Ericsson и Lucent (табл. 4). Прежде Cisco лидировала лишь в некоторых сегментах рынка, таких, как пакетная передача данных (с долей 55%). “Cisco достигла того, что еще два-три года назад было трудно себе представить, — лидирующих позиций в рейтинге вендоров традиционного телекоммуникационного оборудования”, — сказал аналитик Synergy Research Group Джереми Дьюк.

Таблица 4. Доли поставщиков телекоммуникационного и сетевого оборудования в мире (2001 год)

Cisco13%
Siemens12,8%
Alcatel9,9%
Nortel9,7%
Ericsson9,6%
Lucent9,6%
Другие35,4%
Источник: Synergy Research Group

Тенденции

В целом в области корпоративных IP-телефонных решений наблюдается несколько магистральных направлений движения. Это реализация поддержки протокола SIP (Session Initiation Protocol), бесшнуровые IP-телефоны и поддержка более широкого спектра протоколов и серверных платформ для серверов IP-телефонии. В ближайшее время ввести поддержку SIP планируют Avaya, Nortel и Mitel. По заявлениям Cisco, в течение 2003 года должны появиться бесшнуровые IP-телефоны этой компании (заметим, что подобные устройства от Avaya выпущены еще в середине 2002 года). Что касается платформ, то Avaya готовит к выпуску новую платформу для IP-телефонных приложений, основанную на J2EE и .NET. Основная идея Avaya состоит в том, чтобы разделить необходимое ПО на модули, которые могут работать в различных частях сети, а не на одном сервере IP-телефонии. Ну а Siemens, недовольная качеством ОС Windows (Microsoft выпускает чересчур много "заплаток"), планирует перевести свое ПО для IP-телефонии на Sun Solaris и Linux.

Кроме того, важную тенденцию зафиксировала в своем опросе Allied Business Intelligence. По ее данным, заказчики опасаются, что производители не будут в должной мере поддерживать "устаревающую" технологию коммутации каналов, и страхуются от этого, вызывая повышенный спрос на решения IP-телефонии. Однако распространению IP-телефонии по-прежнему сильно мешает большая инсталляционная база традиционного оборудования. Как утверждает директор исследовательской программы InfoTech Франк Стинсон, «…не все клиенты готовы полностью перейти на IP-технологию, они могут начать с нескольких IP-номеров, а полностью откажутся от традиционных систем, если захотят, через год или два».