По наблюдениям аналитиков компании ITResearch*, именно сейчас на рынке ЖК-мониторов наблюдается самая высокая активность производителей по формированию модельных линеек и внедрению новых технологий во все вновь анонсируемые аппараты. Эпоха хаотичного наращивания числа моделей закончилась, началась нормальная рыночная конкуренция, во многом опирающаяся на оптимальное товарное предложение. Однако пока на рынке представлено сразу несколько поколений ЖК-мониторов, что, естественно, не облегчает их выбор. Особенно если учесть, что их потребительские характеристики практически не различаются и резкого улучшения общего технологического уровня не произошло.


* Более подробную информацию о российском рынке мониторов можно получить из статей, регулярно публикуемых в сборниках «Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия».

Критерии выбора монитора

Проведенные нами опросы подтвердили банальную истину: основным критерием при выборе монитора, как и других продуктов, служит соотношение цена/качество (естественно, при соответствии модели необходимым техническим требованиям, которые должны обеспечивать выполнение работ). Однако корпоративный покупатель делает значительно больший упор на цену. “Основной критерий выбора в корпоративном секторе — цена, — считает Дмитрий Морозов, генеральный менеджер Hyundai ImageQuest в России. — Причем это прослеживается при выборе как ЭЛТ-, так и ЖК-монитора. В большинстве случаев менеджеры, отвечающие за закупки в крупных компаниях, руководствуются при выборе модели исключительно экономическими соображениями и практически не обращают внимания на качество продукции. В этом есть некая объективность, так как фактически все мониторы, находящиеся в одной ценовой категории, уже не различаются по техническим характеристикам». «Ценовой фактор играет, как правило, решающую роль», — подтверждает Алексей Златин, глава представительства NEC-Mitsubishi в России.

Согласно данным исследовательской компании ITResearch, в России за 2002 год падение цен на ЖК-мониторы составило около 20%, а объем рынка ЖК-мониторов за то же время утроился. Однако падение цен было уже не столь стремительным, как в 2001 году (тогда цены уменьшились вдвое).

К середине 2002 года, по данным ITResearch, наблюдалась некоторая тенденция к стабилизации и даже к росту цен на ЖК-мониторы. Но в начале второго полугодия, как отмечают аналитики ITResearch, произошел перелом, и цены уверенно двинулись вниз. Причем, по прогнозам, это снижение продолжится.

ЖК-мониторы активно дешевели, что потянуло вниз и планку цен на ЭЛТ-мониторы. В результате ценовой разрыв между двумя технологиями уменьшился до сотни долларов. По данным ITResearch, если летом 2002 года усредненная стоимость предложения (среднее арифметическое стоимости всех моделей) 15-дюймового экономичного ЭЛТ-монитора составляла 146 долл., то через полгода — уже 130 долл. Соответственно для 17-дюймовых аппаратов этого класса аналогичные показатели равнялись 231 долл. и 192 долл. Таким образом, всего за полгода 15-дюймовые мониторы подешевели в среднем на 11%, а 17-дюймовые — более чем на 16%. Аналитики ITResearch также отмечают, что "сферические" 17-дюймовые ЭЛТ-мониторы подешевели в наибольшей степени — их стоимость фактически сравнялась с уровнем полугодовой давности для 15-дюймовых мониторов бизнес-класса (при этом в подгруппе 17-дюймовых мониторов образовались два четко выраженных «центра тяготения» — неплоские аппараты начального уровня со средней ценой 155—160 долл. и плоские стоимостью 190—200 долл.). Это привело к тому, что 15-дюймовые устройства бизнес-класса стали приобретаться все реже и реже.

По мнению аналитиков ITResearch, еще относительно недавно существенная часть потребителей выбирала 15-дюймовые модели с возможностью работы с разрешением 1024х768 из-за ощутимой разницы в цене с 17-дюймовыми неплоскими экономичными мониторами (а именно с ними они конкурируют напрямую). Так, в конце первого полугодия 2002 года, по данным ITResearch, усредненная стоимость 15-дюймового бизнес-монитора составляла 166 долл. против 231 долл. для экономичного 17-дюймового аппарата (т. е. разница в цене равнялась 65 долл.). По итогам 2002 года это соотношение составило 143 долл. к 193 долл. Как видно, несмотря на существенное падение стоимости 15-дюймовых аппаратов, 17-дюймовые дешевели еще быстрее, разница в ценах существенно уменьшилась и достигла 50 долл.

При такой разнице в стоимости мало кто из покупателей будет выбирать 15-дюймовый монитор бизнес-класса. Статистика ITResearch подтверждает это. До 2002 года абсолютные объемы продаж 15-дюймовых ЭЛТ-аппаратов не сокращались, и только в прошлом году — с резким падением цен на 17-дюймовые мониторы — часть малообеспеченных потребителей начала переходить на них. Интерес покупателей, как полагают аналитики ITResearch, перешел от 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов в первую очередь к 17-дюймовым, которые «идеально "легли" на нишу высокопроизводительных мониторов для требовательных профессионалов.

На второе место большинство специалистов поставили надежность, качество сервисной поддержки и обширность сети сервисных центров, что особенно важно для регионов. «Надежность, длительность гарантии, доступность сервиса напрямую определяет стоимость владения техникой, — считает Виталий Шпак, координатор мониторного проекта Rolsen. — Если монитор часто ломается, то он проводит часть рабочего времени в ремонте, а не на рабочем столе — значит, нужно покупать монитор на подмену. Если ближайший сервис находится далеко, то доставка монитора в ремонт и обратно отнимает дополнительное время. Если гарантия кончилась раньше, чем компания готова обновить парк офисного оборудования, — это дополнительные расходы». «При попадании цены в искомый диапазон выбор осуществляется среди наиболее известных производителей, — добавляет Андрей Алексеев, коммерческий директор "Технотрейд». — Считается, и не без оснований, что это гарантирует качество, ибо мало кто может объективно оценить совершенство технологического процесса производства у этого производителя».

По данным ITResearch, по-прежнему безусловным лидером на нашем рынке остается компания Samsung, а за ней следует LG. По мнению аналитиков ITResearch, за полтора года, прошедших после резкой сдачи позиций ViewSonic, на рынке так и не появилось ни одного кандидата, способного встать вровень с этими двумя компаниями. Более того, во второй половине 2002 года и компания LG предприняла ряд удачных шагов, что сразу же положительно отразилось на ее позициях.

Во втором полугодии 2002 года на рынке ЭЛТ-мониторов резко активизировалась компания Rolsen, которую аналитики ITResearch называют "прорывом года". Компания на собственных мощностях производит всего три модели ЭЛТ-мониторов, но зато в самых массовых подсегментах — 15 и 17 дюймов. При этом на свою продукцию Rolsen предлагает более чем агрессивные цены. Таким образом, подтверждается тезис ITResearch, что на массовом рынке ЭЛТ-мониторов брэнд не играет особой роли, значение имеют только цена, постоянное наличие товара и поддержка. Rolsen, по оценке ITResearch, сумела в кратчайшие сроки обеспечить выполнение этих условий и в результате вошла в лидирующую группу игроков.

И наконец, практически все согласны, что наименьшее значение имеет качество самого изображения и всяческие «модные навороты» (короткая ЭЛТ-трубка, специальный дизайн, окно повышенной яркости и т. п.). Все производители по большому счету используют кинескопы и матрицы двух-трех ведущих поставщиков, схемотехника и элементная база всех современных мониторов тоже практически идентичны, поэтому качество изображения как таковое приблизительно одинаково. Тем не менее более «въедливые» покупатели все-таки пытаются сравнивать техническое совершенство, с высокой вероятностью определяющее срок службы монитора, безопасность и эргономичность, определяемую наличием сертификации по TCO 99, а также дополнительные функции (автоматическая компенсация потери уровня яркости, коррекция падения луча, что важно, если монитор будет работать в условиях повышенного влияния магнитных полей). «Для ЖК-мониторов также важен тип матрицы: IPS — самый широкий угол обзора, но большее время отклика; MVA/PVA — хорошие углы обзора и быстродействие; TN + Film — как правило, не самые большие углы обзора, но хороший показатель времени отклика, — поясняет Алексей Златин. — Кроме того, важны битые пикселы (соответствие стандарту ИСО 13406-2), входы (цифровой или аналоговый, а лучше в комбинации), а также функции бесконтактной автонастройки и т. п». Однако корпоративных покупателей, столь скрупулезно подходящих к выбору модели, — подавляющее меньшинство.

«В целом для корпоративного рынка, как правило, выбираются мониторы с не самыми лучшими характеристиками и возможностями», — считает Виктор Леонычев, начальник отдела закупок RSI. «Иногда трудно сказать, чем руководствуются корпоративные пользователи при выборе мониторов, — замечает Алексей Златин. — В недавнем тендере, проведенном одной крупной нефтяной компанией, победила 18-дюймовая модель NEC LCD1880SX, которую никак не назовешь дешевой. Судя по всему, на выбор повлиял и тот факт, что, помимо хороших характеристик, в этой модели была использована матрица NEC. Она же использовалась и в других моделях мониторов, участвовавших в тендере, так что, видимо, выбор был сделан в пользу не OEM, а «оригинального» производителя. Хотя, это, конечно, частный случай».

Срок жизни монитора

Что касается времени жизни мониторов, то тут ответы экспертов можно разделить на две категории: одни считают, что мониторы должны эксплуатироваться в течение срока гарантии (как правило, 3 года), а потом заменяться, вторые же отводят мониторам несколько больший срок жизни.

«Время жизни мониторов обычно рассчитано на небольшое превышение гарантийного срока в 3 года, исходя из ежедневной работы в офисе по 8—10 ч в сутки, — говорит Алексей Грачев, технический директор департамента ремонта мониторов компании «КДС — Технический Центр». — При этом к концу гарантийного срока в данных условиях эксплуатации характеристики монитора ухудшаются в результате естественного старения кинескопа или ламп подсветки ЖК-панели, но все еще остаются достаточными для нормальной работы (по мнению производителей, ищущих разумный компромисс между ценой и ресурсом). Разумеется, если монитор эксплуатируется круглосуточно, его ресурс будет исчерпан гораздо раньше окончания 3 лет гарантии. Поэтому некоторые производители (например, Samsung) встраивают в мониторы невидимые пользователю счетчики наработки, просмотрев которые, авторизованный сервисный центр может отказать в гарантийном ремонте».

«В среднем электронно-лучевая трубка теряет порядка 30% за 8000 ч работы, — говорит Алексей Златин. — Если монитор работает в среднем 8 ч в день, то такая потеря яркости произойдет примерно за 3 года». (Функция автоматической компенсации потери яркости, применяемая в ряде мониторов, позволяет продлить этот период.) Падение яркости, контрастности, ухудшение фокуса, сведения у ЭЛТ-мониторов связано со старением кинескопа. При выходе параметров за пределы допусков обычно возможна регулировка в сервисном центре. Если же она невозможна, это означает, что ресурс кинескопа исчерпан и он подлежит замене. «Время жизни ЭЛТ составляет примерно 3—4 года, что определяется сроком службы электронно-лучевой трубки, яркость которой снижается, — подтверждает Виктор Леонычев. — По истечении срока сервисного обслуживания технику необходимо менять».

Однако, по мнению Андрея Алексеева, срок жизни монитора — от 3 до 5 лет, причем 5 лет — это еще не предел. «На многих предприятиях сейчас можно встретить очень старые мониторы, купленные еще в середине 90-х годов, — соглашается Дмитрий Морозов. — Но современный ЭЛТ-монитор может жить не менее 5 лет». Практически все специалисты опрошенных нами сервисных центров отводят ЭЛТ-мониторам 5 лет жизни.

Некоторые специалисты считают, что современный монитор способен служить и более 5 лет. «Я бы рекомендовал менять ЭЛТ- и ЖК-мониторы каждые семь лет, хотя все зависит от технологических особенностей модели», — утверждает Вадим Степанишин, глава представительства ViewSonic в странах СНГ. «Современные кинескопы имеют меньший срок службы, чем ранее выпускавшиеся модели, — это расплата за более быстрый прогрев и почти мгновенное появление изображения на экране после включения, — поясняет Виталий Шпак. — Тем не менее ЭЛТ-кинескоп хорошего производителя прослужит не менее 7 лет без ухудшения характеристик и еще 3—5 лет после дополнительной регулировки параметров, когда кинескоп начнет «садиться».

«Что касается ЖК-мониторов, — добавляет Виталий Шпак, — тут надо разделить две составляющие: матрица весьма долговечна (10 лет и более), а самые короткоживущие элементы — это лампы подсветки. Яркость их свечения начинает снижаться через год, через три года практически 100% ламп требуют замены». Как правило, достаточная яркость гарантируется на протяжении 10—20 тыс. ч работы ламп подсветки ЖК-мониторов, после чего она резко уменьшается. Если яркость падает ниже нормы во время гарантийного срока, ЖК-панель подлежит гарантийной замене (лампы подсветки обычно не меняются отдельно), хотя производители гарантируют работу матрицы как минимум в течение 30 тыс. ч. «После замены ламп подсветки монитор способен опять работать нормально еще долгое время», — добавляет Алексей Златин. По мнению Романа Афанасьева, менеджера по маркетингу компании МИКС, срок службы ЖК-мониторов составляет около 6—7 лет. Такого же мнения придерживаются и специалисты некоторых опрошенных нами сервисных центров, отводя ЖК-мониторам 7 лет жизни.

«Вообще говоря, монитор можно не менять, пока он не сломался и может работать с современными компьютерами и ПО, при условии, что не появились решения, существенно улучшающие работу с новыми моделями мониторов, — резюмирует Андрей Алексеев. — Срок его жизни может достигать 10 и более лет (для некоторых классов простых задач). Такие мониторы до сих пор можно видеть на некоторых станциях ТО автомобилей и у секретарей, но это относится в основном к частным пользователям или относительно «бедному» бизнесу. А при планировании среднего и тем более крупного бизнеса, по моим расчетам, необходимо закладывать срок службы монитора в 3 года, с последующей обязательной заменой, пока он еще имеет остаточную цену и ликвидность, на самую современную необходимую технику. Купленный с "опережением" продвинутый монитор известной марки — это высокая вероятность его многолетней эксплуатации. Это просто две разные модели ведения бизнеса».