Планируя использование систем виртуализации ресурсов, необходимо подумать и о системах управления виртуальной инфраструктурой и её мониторинга.

Одной их ключевых задач, которые стоят сегодня перед ИТ-департаментами как крупных, так и небольших компаний по всему миру, является переход на использование виртуальных инфраструктур (виртуализация). Движущей силой этого является задача повышения эффективности использования и экономия ИТ-ресурсов. Можно выделить следующие виды экономии:

  • сокращение количества физических серверов;
  • сокращение расходов на электроэнергию (включая затраты на охлаждение серверных помещений);
  • сокращение площадей, занимаемых оборудованием.

Современные системы виртуализации позволяют существенно уменьшить время восстановления систем после сбоев (по информации VMware, на величину до 85%) и развертывания новых приложений, а также эффективно перераспределять нагрузку на оборудование, например, динамически выделяя дополнительные процессорные ресурсы или ресурсы памяти. Но для того, чтобы такое динамическое перераспределение нагрузки было возможно, необходима система мониторинга виртуальной инфраструктуры.

Инструменты мониторинга

С одной стороны, существенный вклад в реализацию необходимой функциональности вносят производители виртуальных инфраструктур; например, в VMware для динамического перераспределения нагрузки используется Distributed Resource Scheduler (DRS), предлагаются и различные средства сбора информации о функционировании виртуальной инфраструктуры. С другой стороны, признанным и наиболее рациональным является применение унифицированных средств мониторинга, когда используется единая платформа для мониторинга всех компонентов ИТ-инфраструктуры (как физических, так и виртуальных), содержащая различные агенты мониторинга. Какому из этих подходов отдать приоритет?

На мой взгляд, истина, как всегда, находится где-то посередине. Оптимальным для предприятия будет совмещение средств мониторинга, предоставляемых виртуальной инфраструктурой, с унифицированными средствами мониторинга предприятия. При этом существенную выгоду можно получить, если использовать стандартную информацию, собираемую виртуальной инфраструктурой (например, такую, которая содержится в базе данных VMware Virtual Center), и информацию, получаемую от других средств мониторинга (скажем, сетевого). Такой корреляционный анализ позволит более эффективно управлять нагрузками и определять первопричины неисправностей. Современные платформы мониторинга вроде IBM Tivoli или HP OpenView содержат богатые возможности для проведения подобного корреляционного анализа, а также включают универсальные агенты, с помощью которых можно «добывать» информацию, собираемую самой платформой виртуализации. Производители виртуальных платформ заинтересованы в интеграции с промышленными системами мониторинга и активно сотрудничают с производителями таких решений для того, чтобы включать в свои продукты уже готовые средства интеграции.

Особенности мониторинга виртуальной инфраструктуры

Основным отличием средств мониторинга виртуальной инфраструктуры от традиционных является использование агента мониторинга как на гостевом уровне операционной системы виртуальной машины, так и на уровне операционной системы гипервизора. При этом необходимо учитывать, что граничные значения для параметров мониторинга физической и виртуальной инфраструктуры существенно различаются. Так, если для физической инфраструктуры использование 80% мощности CPU в течение длительного времени может потребовать оповещения администратора, то для виртуальной среды это обычное дело. Другим широко обсуждаемым вопросом является вопрос о мониторинге на уровне гипервизора. Суть его заключается в правильном выборе параметров мониторинга в тех случаях, когда используется пул ресурсов. Что выгоднее отслеживать: загрузку всего пула или отдельных хостов? Единого ответа на этот вопрос нет, решение существенно зависит от общей политики мониторинга инфраструктуры предприятия.

Мониторинг, как и любая другая деятельность в ИТ-департаменте, должен проводиться в рамках определенного процесса управления. В соответствии с методологией ITIL мониторинг — это часть процесса управления нагрузкой (Capacity Management), описываемого в третьей версии ITIL в книге Service Design. Основной целью внедрения процесса управления нагрузкой на предприятии является обеспечение оправданной (эффективной по стоимости) нагрузки на ИТ-инфраструктуру, удовлетворяющей текущим и будущим потребностям бизнеса. В рамках этого процесса должен быть разработан и поддерживаться в актуальном состоянии план нагрузки, содержащий в том числе и граничные значения для параметров мониторинга.

Еще одну особенность мониторинга виртуальных инфраструктур составляет мониторинг использования виртуальных машин различными подразделениями компании с целью определения основного потребителя услуг и соответственно основного плательщика. В настоящее время в большинстве крупных компаний управление затратами на ИТ выходит на новый уровень, когда каждое подразделение предприятия получает свой собственный бюджет. При этом информационные ресурсы, используемые различными подразделениями, могут находиться на разных виртуальных машинах, но на одном мощном физическом сервере. И тогда возникает закономерный вопрос: кто будет платить за поддержку данного сервера? Какое подразделение? Ответ на этот вопрос может быть получен в рамках процесса мониторинга виртуальной инфраструктуры.

Исходя из всего сказанного выше мониторинг виртуальной инфраструктуры неправильно было бы рассматривать вне общего процесса управления нагрузкой предприятия и вне единой платформы мониторинга. Использование единой платформы для мониторинга на предприятии позволяет использовать все преимущества современной платформы, такие как Web-интерфейс, единое хранилище исторической информации, предварительная обработка на агенте, унифицированные отчеты, база знаний и т. д., во всех областях мониторинга: мониторинг ОС, мониторинг баз данных, мониторинг приложений и виртуальных инфраструктур.

Одной из наиболее популярных платформ для мониторинга в настоящее время является IBM Tivoli Monitoring. В её состав среди прочего входят средства для мониторинга виртуальных инфраструктур VMware ESX, Microsoft Virtual Server и Citrix. Опыт реализованных проектов показывает, что использование решений IBM Tivoli для мониторинга виртуальной инфраструктуры по своей сути ничем не отличается от стандартного мониторинга, скажем, баз данных или приложений. Просто для мониторинга виртуальной инфраструктуры используются специализированные агенты и устанавливаются соответствующие граничные значения параметров. Так, например, в одной крупной энергетической компании было внедрено ПО IBM Tivoli Monitoring for Virtual Servers, реализующее функции мониторинга виртуальной ИТ-инфраструктуры на базе VMware ESX Server, и серверов терминального доступа (Citrix). В сочетании с существующей корпоративной информационной системой это позволило наладить централизованный мониторинг всех ИТ-ресурсов компании, что уменьшило нагрузку на специалистов за счет автоматического выявления корневых причин возникающих проблем и дало возможность строить прогнозы и принимать превентивные меры для предотвращения критических сбоев в работе ИТ-инфраструктуры компании.

В целом использование виртуальных инфраструктур и организация их эффективного мониторинга открывает новые перспективы для бизнеса как по формализации внутренних процессов управления ИТ и повышению прозрачности, так и с точки зрения сокращения затрат и корректного учета расходов на управление ИТ.