Динамично развивающаяся компания «РусГидро», нуждаясь в формировании высокопрофессионального кадрового ресурса при отсутствии на рынке образовательных услуг специализированных комплексных программ по подготовке специалистов энергетической отрасли, была поставлена перед необходимостью создания уникального в своей области Корпоративного университета гидроэнергетики (КорУнГ), который образован 5 декабря 2007 г. как филиал ОАО «РусГидро».

КорУнГ был создан, чтобы построить долгосрочную систему развития персонала, эффективного управления изменениями, слияния компаний с различным уровнем организационного развития, систем управления и корпоративной культуры.

Функции КорУнГ:

  • обеспечение подготовки всех категорий персонала в соответствии с потребностями бизнеса;
  • формирование системы управления знаниями, обмен опытом и информацией внутри компании;
  • отражение организационной философии и корпоративной культуры, развитие системы корпоративных ценностей — катализатор организационного развития;
  • центр инноваций.

В структуру Корпоративного университета гидроэнергетики входят следующие учебные центры:

  • Центр по разработке учебных программ и взаимодействию с учебными заведениями;
  • Центр базы знаний и дистанционного обучения;
  • Центр оценки персонала;
  • Волжский учебный центр;
  • Саяно‑Шу­шен­ский учебный центр.

Корпоративный университет гидроэнергетики ориентируется на программы, формирующие и поддерживающие ключевые компетенции работников ОАО «РусГидро», на инструментарий, необходимый в их деятельности (реализуемой или проектируемой). Проактивная гибкая позиция КорУнГ позволяет тратить минимум времени на создание и запуск адаптивных актуальных курсов и как можно меньше отвлекать от работы работников ОАО «РусГидро». В основе деятельности Корпоративного университета гидроэнергетики лежит концепция эффективного управления знаниями. КорУнГ служит интеграционным звеном между филиалами ОАО «РусГидро», способствует формированию и укреплению единой корпоративной культуры. КорУнГ активно вовлекает в обучение экспертов компании, привлеченных экспертов и использует обмен опытом как элемент обучения.

КорУнГ охватывает очный и дистанционный виды обучения.

Проект по внедрению дистанционного обучения был инициирован не случайно: в ОАО «РусГидро» входят ГЭС, которые функционируют в формате наследования деятельности, уровня подготовки управленцев и технических специалистов. Объединение множества дочерних обществ в единую функциональную компанию определяет задачу выстраивания цельного модуля управления в единой бизнес-логике.

В условиях территориальной распределенности управляемых объектов невозможно прежними средствами и методами оперативно и качественно реализовать программу обучения всех сотрудников компании. Разработка и внедрение единых стандартов и регламентов значит, что их необходимо будет оперативно осваивать сразу многим сотрудникам всех ГЭС ОАО «РусГидро».

Выгоды от внедрения систем дистанционного обучения очевидны — это сокращение прямых и организационных издержек на обучение и оценку персонала, повышение однородности профессионального уровня сотрудников, создание условий для накопления и передачи опыта и знаний внутри компании, централизованное управление обучением в условиях формирования единой гидрогенерирующей компании.

Таким образом, мы постепенно отходим от очных программ и очной формы обучения, так как это экономически невыгодно — нет штатных преподавателей, и приходится привлекать специалистов из профильных компаний, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Сейчас в ОАО «РусГидро» используется система дистанционного обучения на базе Oracle Learning Management «Пакет приложений электронного бизнеса» в режиме тестовой эксплуатации, но мы надеемся в ближайшее время перейти в промышленную эксплуатацию данной системы. В отношении функционала реализуется замкнутый цикл обучения персонала — от формирования сотрудниками HR‑департамента профиля компетенции для конкретной должности до приобретения и актуализации необходимых навыков, определяемых данным профилем (рис. 1).

В наше время работать без использования информационных технологий не представляется возможным, и все сотрудники компании своевременно повышают квалификацию в этом направлении. Если говорить о конкретных курсах, то в нашем случае удаленное обучение связано с освоением следующих продуктов:

  • пакеты Microsoft Office 2007;
  • Microsoft Project 2007;
  • комплексная система документооборота ОАО «РусГидро»;
  • работа в АИС ФЭУ (автоматизированной информационной системе финансово‑экономического управления), включающая в себя семейство продуктов «1С», таких как «1С-Предприятие», «1С‑Бухгалтерия», «1С-Зарплата» и т. д.

Пример курса дистанционного обучения можно увидеть на рис. 2. Это вводный курс, обязательный для прохождения всеми вновь принятыми сотрудниками. В данном курсе раскрываются основы работы ГЭС, структура компании и т. д.

Поддержку пользователей корпоративной сети осуществляют ИТ‑департамент и подведомственная ему служба поддержки пользователей, которая функционально и территориально разнесена по центрам ответственности. Иными словами, поддержку пользователей по проблеме комплексной системы документооборота осуществляют специалисты, находящиеся, например, на Волжской ГЭС, проблемы с учетными записями на сервере компании решают специалисты, находящиеся на Саратовской ГЭС. Таким образом, организовано разделение центров компетенции между специалистами СПП. Поддержку слушателей дистанционных курсов производит методист филиала ОАО «РусГидро» — «КорУнГ». Каких‑либо специализированных знаний и специального образования для этого не требуется, так как процесс поддержки отлажен и действует практически в автоматизированном режиме. На этой должности у нас работает обычная учительница младших классов, которая недавно вышла на пенсию и профильного высшего образования не имеет.

В октябре 2010 г. у нас появилась электронная библиотека. Ее нам предоставила одна из компаний, специализирующихся на издательстве деловой литературы. К библиотеке имеют доступ все сотрудники. Кроме того, ведется работа по конвертации специализированной литературы в формат электронной библиотеки.

В компании каждый сотрудник получает доступ к обширным информационным ресурсам: к папкам обмена информацией между подразделениями, нормативным документам, интранет-порталам организации. Обращаясь к этим ресурсам в процессе профессионального развития, сотрудник повышает уровень своих компетенций и приводит их в соответствие с требованиями компании.

Перспективные методы обучения во многом зависят от технологической базы, в том числе от программных продуктов, используемых в обучении. Здесь компания обеспечивает соответствие курсов дистанционного обучения международным стандартам. В плане идей — разработка нишевой экспертной сети, позволяющей сотрудникам иметь практикоориентированную информацию по актуальным вопросам. Данная сеть будет не только библиотечным ресурсом, но и информационным расширением для текущих и планируемых дистанционных курсов.

В период с мая по сентябрь 2010 г. силами Корпоративного университета гидроэнергетики были проведены Четвертые всероссийские соревнования оперативного персонала гидроэлектростанций.

Проведенные региональные и финальные соревнования по профессиональному мастерству имеют особое значение для отрасли и ОАО «РусГидро». Они способствовали повышению уровня подготовки работников гидроэлектростанций, а также престижа профессии гидроэнергетиков и ОАО «РусГидро». Отмечая высокий организационный и методологический уровень подготовки и организации, в компании решили создать центр тренажерной подготовки, который будет включать в себя корпоративный тренажер оперативных переключений и управления гидротурбинным и гидромеханическим оборудованием для оперативного персонала ГЭС. Эти тренажеры смогут существенно повысить профессиональный уровень оперативного состава гидроэлектростанций в части предотвращения аварийных ситуаций.

Обучение влияет на карьеру персонала в компании начиная с приема на работу. Например, в период испытательного срока сотрудник проходит курс обучения, результаты которого учитываются при окончательном решении о приеме на работу. В процессе работы, после прохождения дистанционного курса, сотрудник получает сертификат, который учитывается при планировании карьерного роста.

Выгода дистанционного вида обучения очевидна. Для нашей территориально распределенной компании важно обучать большое количество персонала без отрыва от производства.

Можно выделить следующие эффекты от наличия Системы дистанционного обучения ОАО «РусГидро»:

  • прямой, быстрый и управляемый доступ работников ОАО «РусГидро» и его дочерних предприятий к необходимой обучающей среде, построенной на корпоративных стандартах профессиональной деятельности и кодексе этики, не искаженной субъективностью преподавателей, читающих очные курсы в разных учебных центрах;
  • единая информационная среда по администрированию и бюджетированию очного и дистанционного обучения в территориально распределенной компании;
  • единая информационная база данных о качественном уровне работников компании: «назначили на курс — обучили — провели оценку усвоения материала — оценили по шкале навыков корпоративной структуры компетенций — занесли в кадровый модуль HR»;
  • единые инструменты для накопления учебных программ (очных, дистанционных) и тестирования по направлениям деятельности компании с привязкой к корпоративной структуре компетенций для всей компании;
  • система передачи опыта от внутренних и внешних экспертов обучаемым работникам через сопровождение преподавателем дистанционного обучения;
  • экономия времени на очных курсах за счет соединения их с дистанционными формами, а также затрат, связанных с проездом до места обучения, арендой / эксплуатацией помещения для обучения, административными мероприятиями по организации питания, подготовке раздаточного материала и т. п.;
  • возможность проведения и анализа опросов / анкетирования сотрудников.

Крупные корпорации готовы вкладывать деньги в кадровый ресурс, примеров множество: РЖД, Газпром, «Норильский никель», Северсталь и т. д.