Говоря о перспективах использования клиентских устройств, приходится учитывать много нюансов, связанных в том числе с субъективной и даже отчасти эмоциональной оценкой существующих тенденций. Трудно было обойтись без небольшого опроса на эту тему. Традиционно мы повели его на сайте www.iemag.ru, и в нем приняло участие около 40 человек.

Первый вопрос (рис. 1) касался различных направлений развития концепции современного рабочего места. Как, наверное, и можно было предполагать, в ответах предпочтение отдано переходу на мобильные решения. Очевидно, здесь трудно что-либо комментировать, избегая уже тысячи раз сказанных слов о смартфонах и планшетниках, все больше проникающих в корпоративный мир. Может быть, стоило отметить тот факт, что ускорение это обусловлено встречным движением – стимулировать их использование стремятся как руководители бизнеса, так и сами корпоративные пользователи, выступающие в данном случае фактически как частные лица. Идеология использования сотрудниками собственных устройств (BYOD – Bring Your Own Device) или пресловутое понятие консьюмеризации ИТ не оказались бы столь популярными и серьезно не учитывались бы, в том числе в предложениях вендоров, если бы это встречное движение не имело места. Интересно, что сейчас в бизнесе доминируют именно консьюмерские мобильные бренды. Для компании Research in Motion, продвигающей смартфоны и планшетники BlackBerry, 2011 г. оказался откровенно неудачным с финансовой точки зрения, хотя, казалось бы, именно она, за счет свой традиционной ориентации на корпоративный рынок, должна была выиграть от тенденции корпоративной мобилизации. Впрочем, пока предпочтения во многом формируются стихийно, под сильным воздействием личных пристрастий и моды на те или иные устройства. В дальнейшем ситуация, как отмечают эксперты, скорее всего, будет выравниваться.

Большое значение ответившие придают и рабочим местам на базе IP-телефонов. Наблюдая это, позволим себе предположить, что подобное внимание, возможно, также стало следствием широкого распространения мобильных устройств в бизнесе. Дело в том, что их использование все-таки смещает акценты в самом понятии рабочего места, которое теперь все больше становится не только неким окном для входа в корпоративное приложение, необходимое пользователю для выполнения своих обязанностей, но и чрезвычайно удобным средством взаимодействия с коллегами. На поле корпоративной автоматизации (в том числе на уровне линейного менеджмента) все большую роль начинают играть унифицированные коммуникации, и это только усиливает данный акцент. В результате в бизнесе становятся востребованными очень простые в применении персональные устройства, сильной стороной которых являются коммуникационные функции, и IP-телефоны здесь могут представляться выходом.

Что касается виртуализации десктопов, использования аппаратных тонких клиентов, а также отчасти терминального доступа, то популярность этих направлений сегодня, пожалуй, служит прямым индикатором перспектив облачных технологий, а также аутсорсинга в сфере прикладных функций автоматизации.

Какие цели могут преследоваться при внедрении всей гаммы новых концепций организации рабочего места пользователя (рис. 2)? В этом отношении лидерство принадлежит критерию повышения производительности работы. И надо сказать, что в данном случае достижение данного критерия можно понимать двояко.

С одной стороны, речь идет о прямом увеличении производительности вычислений и скорости обмена с внешней памятью. Рост емкости и снижение стоимости каналов связи, возможности оперативной масштабируемости серверных мощностей и централизованных ресурсов хранения информации позволяют говорить о целесообразности решения задачи роста производительности не только за счет применения виртуальных десктопов и тонких клиентов, но и за счет все тех же мобильных устройств. Ведь серьезные подходы к их использованию в корпорациях, где используются специализированные мобильные платформы, как раз и предполагают существенное смещение вычислений с самих мобильных устройств на централизованные ресурсы.

С другой стороны, повышение производительности может трактоваться как результат применения специализированных рабочих мест, когда задача роста производительности решается скорее за счет оптимизации процесса взаимодействия пользователя с устройством, чем путем прямого повышения производительности его работы. Важность сокращения времени простоев систем, по нашему мнению, во многом связана с необходимостью обеспечить непрерывность бизнеса – а об этой задаче сейчас говорят очень много. Думается также, что значение некоторых вариантов ответов (в частности, повышение безопасности, легкость в администрировании и возможность увеличения числа пользователей) практически явно говорит о преимуществах активного задействования централизованных вычислительных ресурсов компаний (или аутсорсинговых ресурсов) в развитии идей применения тех или иных клиентских устройств и методов доступа к информации.

Важен и другой вопрос – какие технологии сопутствуют развитию разного рода альтернативных рабочих мест (рис. 3)? Бесспорное лидерство здесь имеет решение проблемы удаленного мониторинга и администрирования клиентских устройств. Напомним, что эта задача сейчас актуальна опять-таки для мобильных рабочих мест, поскольку здесь появляется целый рад принципиально новых проблем. Среди них – отслеживание местоположения устройства, удаленное уничтожение информации при его утере, поддержка различных платформ в случае использования личных гаджетов. Обратим внимание читателя на большую разницу в приоритетах развития беспроводных и стационарных коммуникаций. Это тоже явно говорит о намерении обращать серьезное внимание на внедрение мобильных рабочих мест.

В статистике ответов на последний вопрос об ограничениях (рис. 4), как нам кажется, ничего неожиданного нет. Отметим только, что большинство респондентов в той или иной форме сетовали на трудность преобразования архитектуры корпоративных приложений, выражая свое мнение в виде предусмотренных факультативных письменных комментариев. ни один из ответивших не указал в качестве тормозящего фактора ограниченность предложений на рынке, и поэтому данный пункт вовсе отсутствует на графике.

Нужное решение существует

Константин Бондарь,
Начальник департамента системного программного и аппаратного обеспечения ООО "Интерпроком"

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что большинство респондентов в качестве причины, стоящей на пути совершенствования рабочего места указали «преобразование инфраструктуры и архитектуры корпоративных приложений»

Нередко предприятия предпочитают добавлять поддержку мобильных пользователей к уже используемым информационным системам либо разрабатывать собственные решения с применением мобильных устройств.

Тем не менее использование мобильных компонентов требует создания и поддержки отдельной инфраструктуры и может вызвать необходимость пересмотра существующих бизнес-процессов.

В определенной степени проблемы, связанные с организацией инфраструктуры, решаются с помощью применения платформ для мобильных решений, что позволяет сосредоточиться непосредственно на решении бизнес - задач.

Если посмотреть на решения, которые сейчас присутствуют на рынке, то мы можем отметить что, в основном, это узко специализированные решения, которые не имеют средств модификации, а средства мониторинга не входят в общую поставку, докупаются отдельно.

Безусловно, сегодня нужны технологии, с одной стороны, дающие возможность использовать тот функционал, к которому уже привык пользователь, а с другой стороны — ориентированные на применение современных мобильных устройств. Необходима полноценная интегрированная инфраструктура управления мобильными устройствами именно в корпоративной среде.

В качестве примера могу привести полностью удовлетворяющее этим требованиям решение компании Syclo, которое включает в себя платформу для разработки и развертывания мобильных приложений Agenty, а также набор инструментов, облегчающих управление мобильными приложениями предприятия (MobileDeviceManager).

Ключевым преимуществом данного решения является возможность интеграции с любыми корпоративными приложениями, без внесения изменений в их существующую архитектуру. Agentry может работать на широком спектре мобильных устройств: PDA, Laptop, Tablet, Blackberry, Smartphone. Платформой поддерживаются все основные операционные системы, как то: WindowsMobile/XP/7, Blackberry(QNX), Symbian, WebOS (PalmOS), iOS, Android.