Так получилось, что о мониторинге активности сотрудников с помощью информационных систем говорилось в нашем издании далеко не один раз, но до сего момента мы никогда еще не рассматривали эту тему отдельно. Наверное, необходимость постоянно возвращаться к таким вопросам кроется как в количественном, так и в качественном росте автоматизации отечественного бизнеса. В эпоху, когда рядовой персонал активно оснащается разнообразными универсальными или специализированными персональными устройствами с возможностью онлайн-доступа к корпоративным информационным ресурсам, когда растут вычислительные мощности центральных ресурсов, доступно решение самых разных прикладных задач.

Кроме того, все чаще ежедневные операции, производимые персоналом компаний, находят свое отражение в информационной системе. Таким образом, она позволяет видеть всю активность сотрудника практически целиком и в реальном времени. А если постараться воспользоваться соответствующими рычагами, мониторинг активности персонала можно осуществлять по несколько иным методикам, без периодического отслеживания результатов работы каждого в соответствии с заданными KPI.

Тут возникает по крайней мере два крупных вопроса. Первый: какие именно данные и приложения прежде всего формируют возможности в сфере мониторинга персонала? Второй: как лучше всего трактовать само понятие «мониторинг активности»? Под этим термином в принципе можно понимать не только стремление к тотальному контролю всех действий персонала и влиянию на их производственную деятельность в любой момент времени. Это также и попытки разобраться в работе сотрудников, по возможности оптимизируя условия их труда и бизнес-процессы, в которых они участвуют.

Одно из самых заметных направлений автоматизации, способных обеспечить непрерывный мониторинг активности персонала, — безусловно, информационная поддержка процессов нижнего уровня, которая опять-таки с ростом возможностей персональных устройств и развитием технологий связи и коммуникаций проникает во многие отрасли. Развивая его, будь то системы контроля производственных процессов в промышленности, отслеживание транспорта в логистике или мобильные технологии в руках у представителей розницы, помимо необходимости решения основной задачи, все-таки больше делают акцент на контроле деятельности рядового персонала. Попытки вшивать RFID-метки, внедряемые для совершенно иных целей, в спецовки цеховых рабочих для локализации их нахождения в рабочее время — весьма типичный пример.

Второе весьма заметное направление автоматизации мониторинга персонала связано с тенденцией распространения систем технического мониторинга на автоматизацию бизнес-процессов, о чем мы неоднократно рассказывали на страницах нашего издания. К этому же направлению можно отнести и ширящуюся практику использования BPM-систем. Надо сказать, в данном случае бизнес также получает «сопутствующую» возможность весьма детально следить за действиями персонала, но уже в тесном контексте исполнения конкретных бизнес-процессов. И здесь, не в последнюю очередь благодаря изначальной связи этого направления с задачами оптимизации процессов, мы больше сталкиваемся со стремлением бизнеса не только контролировать работу персонала, но и анализировать его действия с целью постоянного улучшения ситуации.

Существуют и другие подходы к внедрению мониторинга персонала в широком смысле. Среди интересных примеров подобных подходов — использование для этой цели технологий управления ИТ-активами. Такой пример описан в рамках данного выпуска, и здесь мы снова говорим о задачах управления персоналом как о побочных, достигаемых наряду с основными целями подобных проектов.

Еще один вопрос состоит в том, как ко всем этим трендам могут относиться профессионалы, работающие в сфере управления персоналом. К контролю, каким бы соблазнительным и дешевым в складывающейся ситуации он ни казался, эти специалисты, похоже, относятся крайне осторожно. Время же активных, целенаправленных и детальных попыток оптимизировать работу персонала с информационными системами тоже, похоже, еще не пришло. Наверное, потому, что эта задача коллективная и проблемы совершенствования работы персонала здесь необходимо решать, совершенствуя сами бизнес-процессы.