В книге «Золотой теленок» великий комбинатор Остап Бендер говорил о том, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Если бы Ильф и Петров писали свой роман в наши дни, то нечто подобное они придумали бы и относительно сотовых телефонов: телефон — не роскошь, а инструмент коммуникации, играющий критическую роль в жизни многих людей.

Причем коммуникации в самых разных направлениях: по сотовым телефонам не только разговаривают, но и обмениваются контентом, в том числе и рабочим, получают данные из Интернета и пользуются мобильным банкингом. Мало того, сотовый телефон позволяет отследить географическое положение звонящего и в случае необходимости прийти к нему на помощь. Сотовые телефоны являются сложным продуктом, и проследить его воздействие на различные сферы человеческой жизни также очень непросто. Здесь есть много плюсов, но и немало минусов.

Плюсы и преимущества

Начнем с хорошего. Благодаря сотовому телефону современный человек практически в любой точке планеты всегда находится на связи, а ширина мобильных каналов (в крупных городах) позволяет вполне оперативно передавать значительные объемы информации. Так что проблема удаленной коммуникации в городской среде, можно сказать, успешно решена.

При этом создатели телефонов, разумеется, подумали о том, чтобы обеспечить безопасность их владельцев, и с любого устройства даже при отсутствии денег на счету, при заблокированной SIM-карте, а то и вовсе без нее можно позвонить по номеру 112 и вызвать экстренную службу. В этом случае, впрочем, могут возникнуть проблемы с определением положения пользователя. Мобильные устройства представляют собой прекрасный инструмент географического позиционирования его обладателя, и на данный момент существует большое количество методов поиска — это и простейший Cell of Origin, позволяющий определить месторасположение по идентификатору ячейки, и более сложные OTD (Observed Time Difference), TOA (Time of Arrival) и другие.

Операторы сотовой связи предлагают также свои, более специализированные услуги. Например, провайдером МТС введена услуга «Мобильный телохранитель», пока, к сожалению, действующая только в пределах МКАД. Алгоритм действия очень прост: в чрезвычайной ситуации (ЧС) абонент отправляет любое текстовое сообщение или совершает звонок на короткий номер, после чего оператор определяет месторасположение человека, попавшего в беду, и организует выезд службы быстрого реагирования.

Появляются и другие решения, способные с большей точностью определить, где находится потерпевший, ведь неприятности могут настигнуть не только в центре Москвы, но и в куда менее доступных местах.

В целом сегодня имеется большой пласт услуг по предоставлению оперативной помощи людям, попавшим в ЧС. Мы полагаем, что эта тенденция будет развиваться и дальше, а количество и качество решений — расти.

В некоторых государствах, к примеру в США, отслеживание передвижения людей по GSM-сигналам их сотовых телефонов активно используется для борьбы с преступностью. Показательно, что для данной цели нет необходимости получать ордер — мотивируется это тем, что таким образом можно предотвратить преступление, в том числе с угрозой жизни людей. Широкую известность приобрел случай, когда американской полиции удалось задержать наркодилера, отслеживая сигнал его сотового телефона.

Удобным инструментом является также технология NFC, которая быстро набирает популярность. Прежде всего в качестве платежного средства. Возможность оплатить поездку в общественном транспорте с помощью мобильного телефона, оборудованного соответствующим чипом, есть во многих европейских городах. Ведутся подобные проекты и в России, правда, пока на уровне пилотных. Кроме того, технология NFC представляет собой очень удобный метод аутентификации пользователя, что может оказаться полезным при реализации проектов, связанных с оказанием госуслуг, или при участии во всяческого рода краудсорсинговых командах добровольцев. Причем, что ценно, этот метод удобен как для тех, кто участвует в работах по проекту, с одной стороны, так и для потенциальных потребителей — с другой.

Уязвимости и прочие неприятности

Но несмотря на то, что сообщать о ЧС и ловить преступников благодаря широкому использованию сотовой связи стало проще, у мошенников возникло огромное поле деятельности — взлом телефонов, кража ценной информации и т.д. Особое внимание привлекают возможности мобильного банкинга. Этот сервис завоевывает все большую популярность у потребителей, однако и преступники активно им «интересуются».

Причин тому немало. Во-первых, это изначальная уязвимость мобильных платформ в сравнении с банкоматами и интернет-банкингом. Причем, что ещё хуже, средства защиты основных мобильных платформ пока очень несовершенны и могут создавать заметные неудобства пользователям. Мало того, текстовые сообщения, которыми банк обменивается с клиентом, порой не шифруются, а значит, злоумышленник получает возможность перехватить их. В последнее время нередко можно услышать и о фишинге — краже персональных данных через подставные интернет-сайты. Множество случаев подобного рода мошенничества отмечалось и в России. И наконец, прелесть мобильных телефонов заключается в их портативности и небольших габаритах. Но в этом же заключается и их недостаток — такие аппараты (по сравнению с банкоматом или персональным компьютером) очень легко украсть, после чего выкачать из них персональные данные. Или, в случае устройств с NFC, просто монетизировать средства со счета. В Европе, например, такой сценарий чрезвычайно распространен, особенно в Германии, Испании и Италии. Так что пользователям стоит хорошо подумать о защите своего устройства. Причем парольную защиту нельзя считать адекватным инструментом. Тем более, что злоумышленники владеют целым арсеналом средств, позволяющим с помощью относительно простых методов выведать у владельцев пароли. Необходим целый комплекс технических мер защиты информации, которые делают ее недоступной в случае утери или кражи аппарата.

Не застрахованы от неприятностей и те, кто использует «обычные» мобильные телефоны, а не популярные в последнее время смартфоны и коммуникаторы. Есть средства, позволяющие задействовать так называемые полицейские функции, которые превращают аппарат в средство фиксации передвижений жертвы, а в придачу и в подслушивающее устройство, причем перехватывающее не только телефонные, но и любые другие переговоры, на которые хватило чувствительности микрофона. Другое дело, что соответствующий инструментарий чрезвычайно громоздок и дорог. Но тем не менее случаи его использования, хотя и единичные, в России отмечались. Так, например, соответствующая система была изъята в 2010 году в ходе ликвидации одного из преступных сообществ в Москве.

И все же будем надеяться, что разработчики ПО воспримут перечисленные пункты не как проблемы, а как задачи и в ближайшей перспективе найдут решения, позволяющие предотвратить и минимизировать потери от мошенничества. Тем более, что многое уже делается. Например, все реже встречаются мобильные интеллектуальные устройства, где не было бы предустановлено антивирусное ПО. Совершенствуются и противокражные системы. Однако не стоит забывать при этом, что ключевым звеном является пользователь, которого надо информировать и просвещать.