По итогам встречи с участниками первого российского форума «Интернет Экономика», прошедшего 22 декабря 2015 года, президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений, посвященных развитию Интернета в России.

Напомним, на форуме обсуждались вопросы эффективного применения интернет-технологий в торговле, образовании, медицине, медиа, финансовой сфере. Два круглых столах были посвящены вопросам IT-суверенитета и взаимоотношений государства и общества в связи с Интернетом. Участники форума по итогам обсуждений сформулировали предложения, о которых рассказали Владимиру Путину. Итоги работы форума представили Герман Клименко, председатель правления Института развития Интернета, Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group, Аркадий Волож, руководитель группы компаний «Яндекса», Александр Мамут, глава Rambler&Co, Наталья Касперская, генеральный директор InfoWatch, Николай Молибог, генеральный директор РБК.

«Я здесь вижу своего помощника Игоря Щёголева, он бывший министр, сейчас помощник. Мы договорились о том, что если коллеги решат, то всё, о чём вы здесь договаривались и что сформулировали в качестве необходимой совместной работы для продвижения ваших инициатив, мы готовы передать в руки одного из ваших коллег, которого я пригласил на работу в администрацию президента, прямо к Игорю Олеговичу Щёголеву, чтобы они вместе продвигали наработанные вами предложения и на площадке администрации президента, и, естественно, что не менее, а, может быть, более важно, в исполнительных органах в правительстве и в регионах Российской Федерации», сказал Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Интернет Экономика» после встречи с представителями IT-индустрии.

Подписанный сегодня документ включает поручения по таким направлениям, как поддержка российских IT-компаний, образование, финансовая сфера, информационная безопасность, промышленный Интернет («Интернет вещей»).

Преференции отечественным IT-компаниям

В соответствии с документом, Минэкономразвития, Минкомсвязь и Минпромторг совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и ИРИ должны к 1 июня представить предложения по обеспечению приоритета российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок. Для госзакупок такой приоритет, напомним, с 2016 года установлен федеральным законом и соответствующим постановлением.

Это и другие поручения приняты в соответствии с предложениями представлявших IT-отрасль участников встречи с президентом, цитируем их здесь и далее по стенограмме беседы с Владимиром Путиным.

Начну с суверенитета, с больной темы импортозамещения. Как вы знаете, был принят указ по Федеральному закону №44, по преференциям отечественным продуктам. Это очень здорово, большое спасибо… Мы бы, конечно, хотели, чтобы этот указ был расширен и на Федеральный закон №223, то есть на участие госкомпаний, потому что они, собственно, основные потребители

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по внесению изменений в законодательство, обеспечивающие приоритет российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок».

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Мантуров Д.В., Клименко Г.С.

Далее, ряду федеральных органов к 1 сентября поручено представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий для российских и иностранных компаний в Российской Федерации с использованием Интернета. Речь идет о регулировании деятельности крупных зарубежных интернет-компаний, которые активно работают на российском рынке и зачастую находятся в более выгодном положении за счет несовершенства законодательства и несопоставимо бóльших ресурсов.

…нам, как работникам отрасли медиаинтернета, хотелось бы, конечно, выравнивания условий с остальными игроками, которые в силу трансграничности, прозрачности и лёгкости входа на рынок конкурируют с нами, пользуясь определёнными преференциями: с точки зрения и налоговых нагрузок и с точки зрения требований различного рода регуляторов

Александр Мамут

Из текста поручений

ФАС России, Минэкономразвития России, Минфину России, ФНС России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на обеспечение равных условий ведения деятельности российскими и иностранными компаниями в Российской Федерации с использованием сети Интернет.

Срок — 1 сентября 2016 г.

Ответственные: Артемьев И.Ю., Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Мншустин М.В., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

До 1 апреля должны быть также разработаны предложения по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области IT.

Льготная ставка ставки страховых платежей (14% фонда заработной платы) действует в России с января 2010 года. Сохранение льготы – условие сохранения конкурентоспособности российских производителей программного обеспечения на внешних рынках, и вообще необходимое условие работы в России, поскольку, в отличие от большинства отраслей, в IT-индустрии основные издержки производства связаны с заработной платой персонала. Однако позиция Минфина состоит в том, чтобы не делать для компаний никаких отраслевых исключений из правил взимания страховых выплат. На круглом столе «Интернет + суверенитет» форума «Интернет Экономика 2015» министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров говорил как о возможном варианте решения проблемы о ежегодных компенсациях страховых выплат IT-компаниям, что всё равно означает для них 1) необходимость изыскать дополнительные средства и 2) даже если эти средства будут компенсированы, часть из них потеряется из-за инфляции.

Ну и третья тема, очень болезненная для нас тема, это льготы. У нас есть льготы, Вы знаете, по страховым взносам для этих компаний. Я хочу вам одну цифру сказать, что объём тиражного программного обеспечения в 2010 году был 28 миллиардов рублей, а в 2014 году он вырос до 102 миллиардов, в 3,5 раза – объём продаж тиражного программного обеспечения, то есть компании, которые попали под льготы. Но её в 2017 году хотят отменить. Мы бы очень просили её продлить. При этом сейчас под льготу попадают такие компании, как центр разработки Cisco и «Майкрософт», а в принципе, я думаю, что будет разумно иностранные компании убрать из льгот, тем самым сократив, и расширить, наоборот, российские интернет-компании.

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минфину России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по продлению действия пониженных тарифов страховых взносов для отечественных компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Срок — 1 апреля 2016 г.

Ответственные: Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Улюкаев А.В., Клименко Г.С.

Минэкономразвития, Минобрнауки, Минфин, Минпромторг, Минкомсвязи к 1 сентября должны упорядочить отбор перспективных IT-проектов для финансирования проектов институтами развития, таких, как Сколково, Фонд перспективных исследований и других.

У нас большое количество институтов, которые инвестируют в высокотехнологичные проекты. Это и «Сколково», и ФПИ, ФЦП, всякие федеральные целевые программы и так далее. У меня создаётся ощущение, что нет единой стратегии инвестирования. Мы предлагаем создать публичный центр мониторинга инвестиций или хотя бы какой то орган, который бы генерировал стратегию инвестирования… Зачастую импортозамещение, например, под инновацию не попадает, потому что оно вроде уже разработано, а с монетизацией у наших компаний всегда было всё плохо. И поэтому хорошие технологические проекты, которые были бы нужны стране, могут выпадать по каким то критериям. И мне кажется, что было бы разумно, чтобы страна инвестировала то, что реально принесёт ей в будущем нужные дивиденды.

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минфину России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить проект порядка формирования перечня перспективных информационно-коммуникационных технологий для отбора проектов институтами развития.

Срок — 1 сентября 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Ливанов Д.В., Силуанов А.Г., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А.

Центр компетенции по импортозамещению ПО в органах власти

Минэкономразвития, Минкомсвязь, иные заинтересованные органы власти до 1 апреля должны представить предложения по созданию на базе ИРИ, АРПП «Отечественный софт» и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, мы предложили создать единый центр компетенции перехода на российские решения с участием общественности. В качестве общественности здесь предложено три организации. Это собственно Институт развития Интернета, это Ассоциация разработчиков программных продуктов, организация, которая занимается импортозамещением, и Экспертный центр электронного государства, как такая общественная организация (из выступления на заключительном пленарном заседании форума) 

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минкомсвязи России, ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по созданию на базе Института Развития Интернета, Ассоциации разработчиков программного обеспечения и Экспертного центра электронного государства Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Срок — 1 апреля 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Мантуров Д.В., Никифоров Н.А., Селин В.В., Клименко Г.С.

Интернет вещей

Отдельное поручение касается «Интернета вещей», IoT. Главный ответственный здесь Минопромторг (ранее сообщалось, что дорожную карту развития IoT в России Минпромторг и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), представят к февралю 2016 года). Президент поручил к ноябрю «представить предложения по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета и формированию необходимой нормативной правовой базы».

Подготовить предложения по организации и проведению исследовательских работ для конверсии частот для работы сетей доступа в целях использования технологий в области «Интернета вещей».

Провести анализ эффективности принимаемых мер по развитию технологий в области Интернет вещей в рамках реализации государственных программ и планов «дорожных карт» их реализации. В случае необходимости представить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, препятствующих формированию кросс-индустриальных открытых производственно-сервисных экосистем, базирующихся на модели «Интернета Вещей»

Из дорожных карт, разработанных Институтом развития Интернета

Из текста поручений

Минпромторгу России, Минэнерго России, Минтрансу России, Минстрою России, Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития интернет-инициатив представить предложения по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета, формированию необходимой нормативной правовой базы и мерам государственной поддержки.

Срок — 1 ноября 2016 г.

Ответственные: Мантуров Д.В., Новак А.В., Соколов М.Ю., Мень М.А., Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Варламов К.В.

Образование

Не забыто и Минобрнауки. Оно вместе с Минкомсвязью и ИРИ должно к сентябрю 2016 года обеспечить включение в образовательные программы вузов курсы и дисциплины, связанные с изучением отечественных разработок в сфере информационных технологий, систем и сетей. О проблеме преподавания преимущественно иностранных технологий и программных продуктов в российских вузах говорилось, напомним, 21 декабря 2015 года на круглом столе «Интернет + Суверенитет» Это актуальная проблема, считает профессор кафедры прикладной информатики Финансового университета при правительстве РФ д.э.н. Дмитрий Чистов: «Есть, разумеется, иностранные программные продукты, подлежащие изучению – например, операционные системы, СУБД. Но прикладные IT-системы, успешно конкурирующие с импортными, у нас свои, их и следует преподавать в вузах, финансируемых из бюджета, иначе надо переименовывать университет – говорить не «при правительстве РФ», а «при госдепе США» Многим коллегам, увы, свойственно думать иначе. Поддержка президента в этом вопросе очень важна и своевременна».

По образованию есть проблема в том, что наше образование, в вузах особенно, включает обучение иностранным технологиям и учатся на иностранных технологиях. Это понятно, учимся на том, на чём могли, на том, что имеем. Но, с другой стороны, нужно как то менять этот подход и, может быть, рекомендовать даже Министерству образования изменить программу в сторону отечественных технологий…

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минобрнауки России, совместно с Минкомсвязи России и АНО «Институт Развития Интернета» принять меры по включению в примерные образовательные программы высшего образования в области информатики, вычислительной техники и информационной безопасности и (или) учебные курсы, дисциплины (модули), предусматривающие изучение информационных технологий, систем и сетей, вопросы, связанные с изучением отечественных разработок в этой сфере.

Срок — 1 сентября 2016 г.

Ответственные: Ливанов Д.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

А к июню должны быть готовы «предложения по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов и электронных образовательных программ».

Да, мы активно занимаемся обучением этих кадров. Мы считаем, что в принципе это фундаментальные проблемы для будущего роста… Мы понимаем, что эти кадры находятся в основном в Москве, крупные университеты находятся в Москве. Единственный способ масштабировать эту модель на всю Россию – это онлайн-образование, то есть фактически использовать тот опыт преподавателей, которые есть у нас в Петербурге, делать записи, делать онлайн-курсы и распространять на всю страну. Таким образом мы можем решить сразу несколько проблем. Во первых, мы перепрыгнем достаточно большой период развития образования, потому что сейчас на Западе это одно из флагманских направлений. Во вторых, мы сможем таким образом контролировать качество по всей России. Поэтому у нас идея родилась подумать о том, чтобы включить курсы, которые создают ведущие IT-компании в программы вузов, и подумать о том, как эти вузы мотивировать. Потому что если не будет мотивировки, в принципе ничего не поменяется

Дмитрий Гришин

Из текста поручений

Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, Роскомнадзору, Рособрнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить предложения по созданию государственной системы сертификации электронных учебных материалов и электронных образовательных программ для применения в сфере образования.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Ливанов Д.В., Никифоров Н.А., Улюкаев А.В., Жаров А.А., Кравцов С.С., Клименко Г.С.

Информационная безопасность

Отдельное внимание уделено вопросам защиты персональных данных и информационнолй безопасности. Минкомсвязь, Минюст, ФСБ, Роскомнадзор и ФСТЭК до 1 июня должны представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан Российской Федерации в Интернете.

…Интернет, помимо того что хорошая среда, ещё и создаёт фантастические возможности для общения и сбора любой информации с граждан, а именно: информация о перемещениях, контактных, политических пристрастиях, уровнях дохода, привычках, круге друзей, высказываниях и прочем. И эта информация – кладезь знаний для того, чтобы различным образом влиять или манипулировать людьми, что, собственно, и делается. То есть создался целый класс новых информационных угроз. На мой взгляд, эти данные о гражданах нашей страны – причём они не персональные, я бы назвала это личными данными, потому что это более широкая сфера, – необходимо как то законодательно регламентировать, потому что это некие недра… Информация о контактах тоже… И мне кажется, что здесь нужно регламентировать использование этих личных данных любыми организациями. Не только иностранными, а любыми

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минкомсвязи России, Минюсту России, ФСБ России, Роскомнадзору, ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан Российской Федерации в сети Интернет.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Никифоров Н.А., Коновалов А.В., Бортников А.В., Жаров А.А., Селин В.В.

Для этого, мне кажется, разумно будет также создать единый центр мониторинга реагирования на угрозы, аналог центра СОПКА – того, что у нас есть в ФСБ по сбору цифровых угроз, компьютерных атак, то же самое – на информационные угрозы. Помните атаку на Сбербанк в прошлом году? Атака шла с украинских аккаунтов. Это совершенно очевидная атака была совершена с целью обрушения Сбербанка, и был, по сути, огромный ущерб нанесён стране. Более того, сейчас всё переходит на шифрованное соединение, и сайты типа Фейсбука не передают свой сертификат государству. Вообще говоря, передача сертификатов государству, мне кажется, должна стать их обязанностью, если они работают на территории страны. Пусть передают свой сертификат и продолжают работать. Ну и вообще, правовую основу надо создать для наказания за совершение таких информационных атак. То есть должен быть закон, который наказывал бы за совершение информационных атак.

Наталья Касперская

Из текста поручений

ФСБ России, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Минюсту России, Минкомсвязи России, Роскомнадзору, ФАДН России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по организации мониторинга информационных угроз в сети Интернет.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Бортников А.В., Чайка Ю.Я., Коновалов А.В., Никифоров Н.А., Жаров А.А., Баринов И.В.

К этому же сроку – 1 июня – ФСБ и Минкомсвязь должны подготовить «предложения по изменению требований к шифрованию данных, передаваемых по сетям связи в Российской Федерации, предусмотрев ответственность за их нарушение».

Из текста поручений

ФСБ России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по изменению требований к шифрованию данных, передаваемых по сетям связи в Российской Федерации, предусмотрев ответственность за их нарушение.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Бортников А.В., Никифоров Н.А.

Финансовая сфера

Форум «Интернет Экономика 2015» обсудил также изменения принципов идентификации физических лиц при совершении ими онлайн-расчётов и иные актуальные проблемы, связанные с эффективным использованием интернет-технологий для совершенствования банковской сферы, с удобством для потребителей банковских услуг. По словам представителей ЦБ РФ, принято принципиальное решение о том, что в рамках группы организаций можно доверять идентификации, проведенной (очно) любой из организаций, входящих в группу. Участниками такой группы могут быть управляющие организации, микрофинансовые организации, банки, НПФ. ЦБ РФ ведет переговоры с Минкомсвязью, чтобы на базе ЕСИА сделать механизм полной удаленной идентификации, хранящий все необходимые для банковских операций данные гражданина, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к надёжности ЕСИА.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев: «В государственных органах власти при реализации электронных услуг уже найдено решение на основе единого пространства доверия, электронной подписи мы граждан идентифицируем, аутентифицируем. Предлагаем интернет-сообществу также принять это как основной способ электронной юридически значимой идентификации, аутентификации и широко использовать, в том числе и в коммерческих сервисах»

Из выступлений на круглых столах «Интернет+Общество» и «Интернет+ Финансы»

Из текста поручений

Минфину России, Центральному банку Российской Федерации, Росфинмониторингу, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по внедрению единых подходов к проверке сведений, предоставляемых при банковском обслуживании, в том числе в сети Интернет.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Силуанов А.Г., Набиуллина Э.С.,Чиханчин Ю.А., Никифоров Н.А.

Государственные услуги

Государственные услуги, предоставляемые гражданам онлайн, обсуждались на круглом столе «Интернет + Общество».

Следующие — госуслуги. Круглый стол отметил некую такую стагнацию что ли в развитии электронных госуслуг и некий риск раздробленности. Появилось огромное количество порталов на государственном и региональном уровне, которые предлагают значительное число госуслуг. К сожалению, вот эта раздробленность ведёт к тому, что гражданам очень трудно ориентироваться в этом потоке и необходимо возобновить развитие этих госуслуг, как-то стандартизовать их и иметь принцип получения услуг из единого окна. Для того чтобы это было удобно не ведомствам, которые там лоббируют свои ведомственные интересы, а гражданам в первую очередь. Кроме того, информация сейчас на разных порталах отличается одна от другой и люди раньше бегали между ведомствами, теперь бегают между порталами и это ситуация, конечно, недопустима.

И для того чтобы как-то улучшить, необходимо обеспечить инструментами народного контроля за обеспечением электронных госуслуг. То есть какую-то электронную жалобную книгу внедрить (из выступления на заключительном пленарном заседании форума) 

Наталья Касперская

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АНО «Институт Развития Интернета» представить перечень мер по повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С.

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минфину России, Минкомсвязи России, Росфиннадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на исключение дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Силуанов А.Г., Никифоров Н.А., Смирнов А.В.

На форуме президент ФИД Илья Массух представил президенту РФ Владимиру Путину проект «Российская общественная инициатива» (РОИ), созданный для публикации предложений граждан. Президент оценил работу ресурса положительно и высказал пожелание органам власти учитывать инициативы граждан, опубликованные для голосования на сайте РОИ. Также он дал поручение «работать с аудиторией и обращать внимание на пожелания граждан, которые выражаются не только в виде инициатив, но и виде обращений».

К 1 мая 2015 года Минэкономразвития и Минкомсвязи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ИРИ и Фондом развития информационной демократии поручено представить предложения по учёту жалоб граждан Российской Федерации.

Из текста поручений

Минэкономразвития России, Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АНО «Институт Развития Интернета» и Фондом развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» представить предложения по созданию единого механизма учета жалоб граждан Российской Федерации.

Срок — 1 мая 2016 г.

Ответственные: Улюкаев А.В., Никифоров Н.А., Клименко Г.С., Массух И.И.

Недискриминационный доступ операторов связи в многоквартирные жилые дома

Этот вопрос среди прочих обсуждался на круглом столе «Интернет + Медиа», результаты обсуждения сообщены Владимиру Путину на встрече с представителями индустрии.

…без доступности инфраструктуры тяжело говорить о том, что Интернет проникает в нашу жизнь. На сегодняшний день мы как страна находимся на весьма достойном уровне, но в то же время есть ещё кое какие проблемы. В частности, подключение оптико-волоконного кабеля и распространение Интернета в многоэтажные дома и распространение в города, которые по какой то причине ещё не освоены.

Знаете, когда, например, речь идёт о приезде скорой помощи в дом или пожарной машины, не дай бог, то собственники жилья, жилищные товарищества открывают дверь, не требуя никакой входной платы. Когда же приходят связисты, с тем чтобы провести широкополосный Интернет, реализуя конституционное право граждан на получение информации, строятся какие то дискриминационные барьеры, то есть плату какую то требуют, что то там ещё. Мы подготовим предложения, для того чтобы на муниципальном уровне это выглядело обязанностью муниципалитетов – давать такой доступ

Александр Мамут

Из текста поручений

Минстрою России, ФАС России, Минкомсвязи России, Роскомнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и НП «Медиа-Коммуникационный Союз» представить предложения по обеспечению недискриминационного доступа операторов связи в многоквартирные жилые дома.

Срок — 1 июня 2016 г.

Ответственные: Мень М.А., Артемьев И.Ю., Никифоров Н.А., Жаров А.А., Петров С.В.

Источник: сайт Экспертного центра электронного государства d-russia.ru