На своем выступлении в Москве Кевин Митник отметил одну особенность западных людей, которая очень даже способствует успеху социальных инженеров разных мастей. В западной культуре людям очень сложно ответить отказом на чью-то просьбу. Сказать НЕТ им психологически сложнее, чем сказать ДА! Митник это заметил не первым. До него это комментировали и психологи. Но я могу отметить еще одну особенность европейских стран. Как правило, они не делают за кого-то чужую работу. Например, это позволило мне, купив билет со скидкой, спокойно доехать до конечной остановки. А все потому, что задача водителя автобуса пассажиров с билетами довезти безопасно и вовремя. А проверят ваше право на льготы в транспорте это не его работа. В музее в кассе сказав «два взрослых и один студенческий» нас никто не спросил, где ваш студенческий и где в нем написано «дневное отделение»?

Сказать, что это нас лучше защищает от шпионского произвола? Наверно можно. Но я не совсем в этом уверен. Мне кажется, от шпионажа и злоумышленников лучше всего защищает профессионализм на всех уровнях. А с этим у нас беда. Утверждать, что у них строго придерживаются должностных обязанностей в рамках трудового договора, а у нас нет, наверно тоже не совсем корректно. Многим из нас приходилось сталкиваться с ситуациями, когда к своим должностным обязанностям сотрудники подходят очень избирательно. А приказ свыше делать что-то чего нет в договоре, но есть приказ свыше это норма. Правда отношение будет соответствующим. Но если раньше неумение работать в рамках договорных обязательств компенсировало время героев, то сейчас оно прошло. И боюсь, что навсегда!

В советские времена воровали у государства не все, но многие. Очень многие! Придумывая своим действиям вполне пристойное оправдание «если я не возьму, то в совхозе оно сгниет». Но неся на одном плече ворованный мешок с комбикормом, в условиях ЧП советский человек переключался в режим подвига и свободной от мешка рукой спасал совхозный трактор из пожара. Потом поднимал свой мешок и тащил его дальше.

Вы спросите какое это отношение имеет к ИТ? Я приведу еще один пример и тогда постараюсь ответить на этот вопрос. Недавние события в начале зимы прошлого года на трассе М10, отключение электричества в Домодедово, сбой в системе багажа в Шереметьево, трагедия на Саяно-Шушенской и пр. показали, что героев там не было. Люди выполняли свои обязанности в рамках должностных инструкций и трудовых соглашений. Но в чрезвычайной ситуации никто не принимает решений, которых от них требует эта ситуация. И беда в том, что это становится нормой профессионального поведения. Время героев прошло. Но остался вопрос, как быть?

Что происходит в ИТ? Мы опять вернулись к рынку соискателей, которые определяют желаемый ими уровень зарплат. Но страшно не только то, что зарплаты молодых соискателей могут превышать зарплаты опытных сотрудников, но и то что они будут настаивать на их постоянном повышении. И многим это удается. Хотя всегда необоснованно высокие зарплаты были кротчайшим путем к заплыванию мозгов жиром и вели к профессиональной и творческий импотенции. Как следствие на рынок вернулись гламурные менеджеры, которые даже не пытаются решать проблемы талантом, профессионализмом и мастерством, а просто заваливают их деньгами.

Может быть проблема не в том, что нужно, а что не нужно выполнять по контракту, а в том, что в любой ситуации должны быть различные сценарии развития событий и каждый сотрудник должен уметь им соответствовать. У нас же, как правило, никаких альтернативных сценариев не предусмотрено, но предусмотрены требования повышения зарплат. Я затронул сразу много вопросов на которые хотел бы услышать ответы практиков. Как быть? Как работать? Как решать проблемы, когда на смену единомышленникам приходят «функциональные»? узкофункциональные…

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.