Тема стандартов в ИТ сейчас очень популярна, но отдельных конференций, охватывающих большинство вопросов стандартизации в ИТ, у нас практически нет. На различных мероприятиях достаточно часто затрагивается вопрос применения библиотеки ITIL, однако здесь речь идет лишь о части ИТ-стандартов, в основном затрагивающих вопросы внутренней организации ИТ. Нередко упоминаются ГОСТы серии 34, стандарты CMM, однако поскольку в данном случае затрагиваются уже темы создания информационных систем на предприятиях, делается это в контексте обсуждения совсем иных вопросов. Темы стандарта CobiT касаются заметно реже, хотя актуальность вопросов организации взаимодействия ИТ и бизнеса, которому он посвящен, вряд ли может сравниться с актуальностью любой другой темы.

Похоже, что на конгрессе «Подмосковные вечера» участники имели возможность обсудить тему стандартизации со всех сторон. Во-первых, секция «ИТ-менеджмент и менеджмент в ИТ» в значительной степени затронула вопросы стандартизации, последовательно рассмотрев стандарты CobiT и вопросы применения ITIL новой третей версии. А совместное рассмотрение эти двух вопросов в рамках единого мероприятия (не говоря уже о специализированной сессии), как ни странно, случается весьма нечасто. Сейчас же это становится тем более важно, если учесть, что понятие ИТ-сервиса в третьей версии ITIL приобрело, как известно, куда более акцентированное звучание, чем это было ранее. Во многом как раз этих вопросов и касался доклад директора по корпоративным проектам компании «Деснол Софт» Владимира Павлова "ITIL v3: Российские перспективы, новый взгляд или новый подход".

ИТ-сервис же, в свою очередь, является конечным результатом всех содержательных диалогов, которые бизнес и ИТ ведут практически на постоянной основе. И несмотря на то, что вопрос качества и стоимости предоставления отдельно взятого информационного сервиса со стороны ИТ является задачей повышения эффективности оперативного управления бизнесом (а помочь этому во многом призвана именно ITIL), политика предоставления сервисов в организации в целом, предполагающая к тому же развитие этого процесса во времени – безусловно задача стратегическая.

Стратегия взаимодействия ИТ и бизнеса была рассмотрена в докладе партнера KPMG Бориса Львова «Обзор принципов корпоративного управления ИТ на основе CobiT».

Одна из основных идей создания CobiT в том, чтобы он не только очерчивал согласование целей и задач бизнеса на длительный стратегически значимый период, но и служил некой «зонтичной» концепцией, выступая в роли некой консолидирующей концепции для других ИТ-стандартов. В этом смысле также сильной стороной «Подмосковных вечеров» явилось то, что и другие вопросы стандартизации ИТ были рассмотрены на специализированной сессии «Стандарты для нас, а не мы для стандартов», уже полностью посвященной стандартизации в сфере ИТ.

Как всегда интересной частью конгресса стал футбольный турнир, в котором я принимал участие. Второй раз на «Подмосковных вечерах» за первое место сражаются команда ИТ-компаний и команда российских CIO, и второй раз дело неизменно доходит до серии пенальти. В прошлом году основное время закончилось со счетом 1:1, и на сей раз, когда команда CIO быстро повела в счете 3:0 многие думали, что итог предрешен. Никто не мог и предположить, что за оставшиеся 40 минут игры инициатива будет еще не раз переходить от одной команды к другой. В итоге матч опять закончился боевой ничьей 7:7. И если в прошлом году везение в серии одинадцатиметровых было на стороне сборной CIO, то сейчас фортуна оказалась на стороне ИТ-компаний. Они и получили главный приз от компании Acrobat – спонсора футбольного турнира CIO&CEO Congress «Подмосковные вечера». Теперь очень интересно, чем все закончится в 2009 году.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.